Б-г возмездия, явись!

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1401
приняли Тору
Очень трудно воспринять и принять сердцем, что святой, радостный и полный веселья день Симхат Тора превратился для нашего народа в день кровопролития, подобного происходившему во время Катастрофы.

Сказано в Теилим: «Псалом Асафа. Б-же, пришли народы в удел Твой, осквернили храм святой Твой, превратили Йерушалаим в руины. Отдали трупы рабов Твоих на съедение птицам небесным, плоть благочестивых Твоих – зверям земным.  Проливали кровь их, как воду, вокруг Йерушалаима» (Теилим, 79:1-3). Наши мудрецы спрашивают, почему Асаф воспевает этим псалмом (ведь псалом – это воспевание) Всевышнего. Они же объясняют, что Асаф воспевал Всевышнего за то, что Он обратил свой гнев на камни, дерево и отдельных людей, но сохранил наш народ как таковой. Сегодня вокруг нас много семей, потерявших своих близких. Но мы должны помнить сказанное нашими мудрецами, что еврею, погибшему от рук наших ненавистников за свою принадлежность к еврейскому народу, искупаются его грехи. Мудрецы говорили, что такой человек в чём-то приравнивается к сознательно освятившим имя Всевышнего.

То, что вытворяли недавно с евреями эти исчадия ада, повторяет деяния нацистов. Всё это побуждает в наших сердцах желание мести, и запрета мести в такой ситуации у нас нет.

Мы знаем, что всё от Всевышнего, но также нам известно, что зло приходит через злодеев. Творец не посылает праведников творить такие вещи. Они хотели совершить то, что совершили. В своё время Он взыскал с египтян за жестокость по отношению к евреям несмотря на то, что египетское рабство было обещано нам Свыше.

Каждую среду мы произносим следующие псалом: «Б-г возмездия, Г-сподь, Б-г возмездия, явись! Вознесись, Судья земли, воздай по заслугам высокомерным!» (Теилим 94). Возмездие упомянуто здесь между двумя именами Всевышнего. В Талмуде указывается, что помещение тех или иных понятий в стихах Писания между двумя именами Творца подчёркивает важность этих понятий. В частности, там упоминается величие возмездия Творца. (Брахот, 33). С Б-жьей помощью, постараемся объяснить это.

Известна история о завещании мерзкого негодяя Тита, разрушившего Храм. Злодей завещал сжечь своё тело и развеять его прах над морями, чтобы Б-г евреев не смог его вызвать его на суд. Он понимал, что ему есть чего бояться. Тит считал, что можно прожить свою жизнь, как угодно, мерзко и избежать Высшего суда. В итоге наказание Свыше злодею состояло в том, что его стали ежедневно сжигать и развеивать его прах, после чего возвращать в первоначальное состояние, судить и сжигать снова (Гитин, 56б, 57а).

Один из доводов дурного начала: «Согреши, а Всевышний простит». На самом деле прощение невозможно без раскаяния и исправления.

Кроме того, великие негодяи и грешники творили свои мерзости, полагая, что избегнут Высшего суда. Однако в этом мире нет вещей, не находящихся в ведении Всевышнего. Нет бесхозного мгновения, за которое человек не будет наказан, если он отходил от Воли Творца, точно так же, как нет бесхозного мгновения, за которое человек не будет вознаграждён, если занимается Торой и заповедями. В этом раскрывается единство абсолютной власти Творца. Не следует думать, что нарушение Его воли будет впоследствии нам «списано» за давностью лет. Гитлер в своё время рассчитывал, что сможет избежать земного суда, приняв яд. О нет! С него взыщутся все страдания его жертв. И в этом суть Высшего возмездия нашим ненавистникам. О нём сказано в недельной главе Аазину: «Воспойте, племена, Его народ, ибо за кровь рабов своих отомстит и мщение обратит на его притеснителей, и умиротворит свою землю, народ свой.» (Дварим, 32:43). Всё, что делает Творец, он делает цельно. Это возмездие будет всеобъемлющим. И не отделаются злодеи одноразовой казнью.

Сказано в гемаре, что когда Всевышний наказывает грешников нашего народа, Он сам сострадает им. Такое наказание необходимо для нашего исправления, но Творцу тоже больно то, что больно нам. Однако с тех, кто желал нам зла, и по зову своей мерзкой души стали исполнителями этого Высшего наказания, Всевышний взыщет до конца. И это будет раскрытием той истины, что ничего не может произойти помимо Его воли и Его власти. Это величие Высшего возмездия.

Тяжела боль в сердцах всего еврейского народа.

Но тяжелое потрясение может пробудить сердце к жизни так же, как это зачастую происходит, когда возвращают к жизни после остановки сердца сильным электрошоком. Еврейское сердце большей части нашего народа, далёкого от Торы, не умерло! Оно может и должно вернуться к жизни. Я слышал от разных источников, что сердца пробудились к жизни. Полученное нашим народом тяжёлое потрясение может изменить еврейский народ. Это время, когда нам нужно укрепить себя в Торе, молитве и добрых делах. Нам нужно молиться о возвращении ко Всевышнему и Его Торе всего еврейского народа. На наших глазах рухнул идол веры в армию и службы безопасности. Наш народ ищет истинную опору. Это Его Тора и его заповеди!

Мы привели выше слова Писания о Б-жественном возмездии. Однако необходимо понимать, что силы зла черпают силу из наших грехов. Наша доля в возмездии Творца – в самоисправлении и обращении всего нашего народа к Нему, к изучению и исполнению Его Торы.

Сказано в Пиркей Авот: «Шимон а-цадик был последним из [ученых] Великого собрания. Он часто повторял: «На трех основах стоит мир: на Торе, на служении Б-гу и на добрых делах (Авот, 1:2)». Объясняет Маараль, что на его долю выпало возглавить духовное строительство заново народа Израиля после Катастрофы разрушения Первого храма, изгнания и возвращения из вавилонского плена, основываясь на Торе, служении Всевышнему и добрых делах. И это то, что нам нужно делать сегодня. Мы должны вернуть себя к Торе в максимально возможной степени, причём к её глубокому пониманию. Служение Всевышнему для нас сегодня – это молитва. Добрые дела в сегодняшней ситуации – это постоянная забота о других. Большой праведник рав Меир Тувия Полак говорил, что процитированная выше мишна из Пиркей Авот перекликается с тем, что мы говорим в Рош а-Шана и в Йом Кипур: «Тшува (исправление), молитва и благотворительность отменяют тяжкий приговор». При этом исправление соответствует Торе, молитва – служению, а благотворительность – добрым делам. И это то, что мы можем делать сегодня.

Однако здесь есть особая роль тех, кто вернулся к соблюдению заповедей, не будучи изначально соблюдающим евреем.

Наш пример должен дать надежду тем, кто ещё не ступил на этот путь. Мы знаем, что можно изменить себя, и как Всевышний помогает в этом. Это же знают и наши близкие, и это обязывает нас больше, чем других, молиться за возвращение всего нашего народа. В соответствии со словами пророка Хаввакука «праведный своею верою жив будет (Хаввакук, 2:4)» нам нужно построить свою жизнь на цельной вере в то, что всё происходящее с нами от Всевышнего и всё к добру и молиться за всех наших братьев, а также нести добро и свет нашей Торы другим.

Дай нам Б-г удостоиться возвращения Всевышнего в Цион, удостоиться увидеть Б-га возмездия и постичь Его единую и абсолютную власть, и увидеть, как все беды и трагедии нашего народа превратятся в истинное добро!

Подготовил: рав Цви Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=89773