Война в Израиле и Тора

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1872

В Земле Израиля сегодня идет война. При этом мы находимся в периоде между 17 тамуза и 9 ава, называемом бейн а-мецарим – между теснин, о котором сказано, что он особенно опасен, так как преследователи нашего народа в это время особенно сильны. Давайте разберемся, как эти два обстоятельства связаны друг с другом.

Если говорить о причинах разрушения Храма, то об этом Всевышний открыл пророкам: «Почему погибла земля? Потому что оставили Мою Тору». Это не так-то просто понять. Что значит «оставили Тору»? Ведь даже в период разрушения Храма евреи учили Тору! Более того, говорится в Гемаре (трактат Недарим), что пророк не постиг этой причины, пока ее не открыл Всевышний.

Все мы ежедневно упоминаем в Биркат а-мазон союзы между Всевышним и нашим народом: брит милу и Тору. Какое они имеют отношение к Биркат а-мазон? Говорится в трактате Брахот, что тот, кто не упомянул это в Биркат а-мазон, должен говорить благословение заново. Объясняют комментаторы: мы упоминаем брит милу и Тору именно во втором благословении Биркат а-мазон, потому что говорится в Торе: «и поешь, и насытишься, и будешь благодарить Всевышнего за землю хорошую, которую Он дал тебе». Так вот, получение нами Святой Земли обусловлено исполнением завета брит милы и завета Торы. То есть мы упоминаем эти заветы в Биркат а-мазонпотому, что на этом зиждется наше право на эту землю. Если эти заветы не исполняются, то наши права на Святую Землю, мягко говоря, непрочны.

Сказано: «Почему был разрушен Первый Храм? Потому что не произносили благословение на Тору». Мы говорим это благословение каждый день. Это поразительно! И это – причина разрушения Храма? Вообще неочевидно, что это заповедь из Торы – произносить такое благословение. На этот счет есть разные точки зрения наших мудрецов. Но Талмуд говорит очень ясно: «Потому что не произносили благословение на Тору». Почему же у этого благословения такая важность?

Упомянутые выше вопросы имеют несколько объяснений, и все они касаются темыТора лишма. Говорит РаН (рабейну Нисим) от имени рабейну Йоны, что Торой во время разрушения Храма, конечно, занимались. Благословение на Тору ценно не только само по себе. То, что не произносили это благословение, означает, что Тора не была настолько важна и ценна для них, чтобы на нее благословлять. Если бы в том поколении не учили Тору, все последующее было бы очень легко объяснить. Но на самом деле они постоянно занимались Торой! И именно поэтому, пока Всевышний сам не раскрыл, «почему пропала земля», мудрецы и пророки этого не могли понять.

Что же касается того, что Тора была не важна для них, то причина этого – в том, что тогда не учили Тору лишма, ради нее самой, а потому относились к ней пренебрежительно.

Есть противоречие между тем, что приведено в трактате Недарим, и тем, что написано в мидраше на Мегилат Эйха. Из мидраша очевидно, что в поколении разрушения Храма просто не было изучения Торы! Это противоречие можно объяснить так. Были большие люди, которые изучали Тору, но в их изучении был некий оттенок пренебрежения. А когда большие люди пренебрегают – простые не учатся вообще. Эту тему раскрывает БаХ, рав Йоэль Сиркис, автор заметок к Талмуду и книги «Байт Хадаш», комментария к алахическому кодексу «Арба Турим». В законах благословения на Тору БаХ объясняет: замысел Всевышнего в Торе – раскрытие Шехины в этом мире. Когда Тору перестали изучать лишма – ради раскрытия Шехины – пропал и замысел Всевышнего. Мера за меру – Шехина оставила этот мир. Это и есть разрушение Храма.

Есть объяснение Маараля в предисловии к книге «Тиферет Исраэль». Он объясняет, что один из аспектов благословения на Тору – благодарность Тому, Кто ее дал. Мы благословляем Всевышнего за то, что Он дал нам Тору. Когда человек не благословляет Творца за Тору, Тора перестает ассоциироваться у него с раскрытием Всевышнего. Тора – отдельно, Всевышний – отдельно. Такой разрыв между Торой и Творцом – это и есть причина разрушения Храма.

В недельной главе Трума есть заповедь о построении Храма: «постройте Мне святилище, и Я буду обитать в них (т. е. в сердцах нашего народа)». К этому месту Мидраш Раба приводит притчу о великом царе, у которого была единственная дочь. Дочь нужно было выдать замуж, и царь нашел достойного жениха. Царь сказал ему так: ты женился на моей дочери, а потому ты можешь поселиться с ней, где хочешь. Но она – моя единственная дочь, и куда бы вы не поехали, найди мне маленькую комнатку, чтобы я мог быть рядом с вами. Каков смысл этой причти? Говорит Всевышний: Тора – это Моя единственная дочь. Дайте Мне место рядом с Торой! Тора не может оторваться от Творца. Смысл построения Мишкана после получения Торы – дать присутствие Всевышнему в нашем народе.

Когда не произносили благословение на Тору, и тем самым получался разрыв между Торой и Всевышним – Тора уже не могла защитить.

Теперь перейдем к тому, что происходит вокруг нас. Всевышний сказал Яакову: шхон ба-арец – «обитай в стране». Наши мудрецы объяснили это двояко: с одной стороны, это означает «строй поселения», с другой – «приведи Шехину на эту землю». Если мы вдумаемся в это, станет очевидно, что здесь нет двух разных объяснений. Сказанное мудрецами – это единое целое. Смысл нашей жизни в Святой Земле не только в том, чтобы здесь были евреи, но также и в том, чтобы здесь была Шехина. Когда мы говорим, что в силу завета брит мила и Торы мы обладаем Святой Землей, в этом есть два уровня: сам факт того, что мы учились и исполняли Тору, а также то, чтобы это было лишма. Таким образом мы приводим Шехину на эту землю, и сказано, что даже если один человек учится – Шехина вместе с ним.

На Святой Земле идет тяжелейшая борьба между святостью и тем, чего на этой земле не может быть. Это борьба между Яаковом и Ишмаэлем, у которого тоже есть брит мила. И в связи с этим Ишмаэль получил право на эту землю на долгие годы. Что есть у нас, чего нет у него? У нас другой брит. Нужно не просто отрезать, но совершить то, что называется прия, превратить зло в добро. И это то, что есть у нас.

Кроме того, давайте вспомним благословение, которое произноситься во время брит милы: «точно так же, как он вошел в союз брит мила, – так войдет в Тору, под хупу и в добрые дела». Это то, чего нет у Ишмаэля, а ведь все это – продолжение брита! Но к великому сожалению, у многих все ограничивается только обрезанием. И таким образом, противостоять Ишмаэлю им нечем.

Давайте вспомним, что в последние два года на Святой Земле идет ожесточенная борьба против бней ешивот (учащихся ешив). Слава Б-гу, есть у нас великие мудрецы, которые нас ведут, и помощь Свыше в этой нелегкой борьбе, но есть и те, кто хотят лишить нас брит Тора, связи с Торой. Но чем же тогда мы сможем противостоять претензиям Ишмаэля?

Даже те, кто учит Тору, должны укрепиться в том, чтобы делать это ради замысла Всевышнего, то есть лишма. И если этого нет в нашей учебе, то в этом и заключается причина разрушения Храма. При этом важно помнить слова Хафец Хаима, что те же причины, что привели к разрушению Храма, мешают тому, чтобы он был отстроен.

Мы находимся в периоде бейн а-мецарим, и вокруг нас звучат сирены и слышны взрывы, проливается еврейская кровь. Идет борьба с Ишмаэлем, у которого есть претензии на эту землю. Вопрос: есть ли у нас брит Тора? Если мы хотим победить Ишмаэля, то это – наше основное оружие. Наш враг многочисленнее и богаче нас, у него больше оружия. Но мы можем победить, когда с нами Всевышний. Когда наше поселение на Святой Земле – место Шехины, Он воюет за нас, и нет никого, кто смог бы Ему противостоять.

Подготовил А. Кац.


http://www.beerot.ru/?p=3800