Мир — не бесхозный!

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1504
Photo by Jeff Kingma on Unsplash

На этой неделе мы начинаем главу Берешит. Это время после Высоких праздников, когда мы удостоились сделать тшуву, исправить себя, провели Суккот, после таких великих праздников, как Шмини Ацерет и Симхат Тора – на вершине нашего прощения и очищения… В этом году мы задаем себе очень тяжелый вопрос в связи с последними событиями на нашей земле. Я не первый год живу в Израиле (скоро будет 50 лет), и знаю местные реалии. Но то, что происходило последние два дня в районе Газы – это просто погром, страшнейшая резня, подобно которой не было со времен Катастрофы. Чтобы за сутки погибло больше 1300 человек – такого здесь не случалось никогда! Это называют вопиющим провалом служб безопасности, разведки, армии и т.п… но у нас это называется иначе. В 127-ом Теилим сказано: «Если Всевышний не охраняет город, бессмысленно стараются его хранители» – то есть, они стараются, но эти усилия не приносят плодов!

Вопрос этот тяжелый, только вдумайтесь: в такой святой день, в день, когда мы при чтении Торы повторяем благословения, данные нашему народу Моше рабейну, в день большой радости – у нас в принципе нет второго такого радостного дня в году, как Симхат Тора – и именно в этот день происходит такая страшная резня?…

Мы знаем, что миром управляет Всевышний, так что наш вопрос не в этом, и даже не в том, почему Всевышний сделал все именно так… Он знает и прошлое, и будущее, Он – тот врач, который знает, как излечить.

Вопрос в том, что Всевышний сказал нам этими событиями, и к чему это обязывает каждого из нас?

Я расскажу вам одну вещь, которая в свое время меня потрясла. Приводится в трактате Брахот, от имени раби Меира и раби Акивы, что все, что делает Всевышний – все к добру. Это, в общем, не новость, и об этом написано в Торе в разных местах. Более того, даже в главе Ки Таво, где в Торе записаны тяжелейшие проклятья и наказания – святая книга Зоар открывает нам, что именно там скрыты все благословения, и доброе будущее нашего народа. Этот постулат – все, что делает Всевышний, к добру – вещь известная, в теории. Но был один великий человек, рав Элияу Деслер, который после Катастрофы переехал на Святую Землю и стал машгиахом ешивы Поневеж. В момент его переезда раны Катастрофы не просто еще не зажили – они истекали кровью… но никто о Катастрофе не говорил. Рав Деслер был первым, кто заговорил о ней. И сказал одну вещь, которая просто ошеломила меня, когда я прочел об этом несколько лет тому назад… Он сказал: если Всевышний привел в мир Катастрофу, значит Катастрофа – к лучшему. Это вроде бы так просто, но это ошеломляет.

Когда-то я был на одном из семинаров Швут Ами, где профессор рав Элияу Рипс показывал с помощью кодов в Торе намеки на Катастрофу в тексте самой Торы. И одна пожилая женщина, присутствовавшая там, вдруг «проснулась» и начала кричать Всевышнему: «почему Ты нам это сделал?». До этого, всю свою жизнь, она считала Катастрофу следствием нацизма, антисемитизма и т.п., она просто не знала о существовании Всевышнего, о том, что кто-то управляет этим миром и всеми событиями в нем… и вдруг выяснилось, что у всего этого есть один Источник. Можно понять ее вопль!

Мир – не бесхозный!

Сказано в свитке Эйха, что от Всевышнего не исходит ни добро, ни зло. Это чрезвычайно странно, ведь от Него безусловно исходит все – и зло, и добро. Смысл же этого заключается в следующем. Если мы живем по Торе – мы привлекаем к себе добро. Но если нет… Рамхаль в Даат Твунот пишет об этом, если вдуматься, страшные вещи: Всевышний дает миру опуститься до самого низкого уровня. И если люди делают зло – они получают в ответ зло.

Есть очень тяжелая, резкая книга, Иквета деМешиха, написанная учеником Хафец Хаима, праведником равом Эльхананом Бунимом Вассерманом. В ней он говорит языком пророков, что «будут взысканы с Тель Авива его грехи». Он знал, что такое современный ему Тель Авив – который, надо сказать, был гораздо лучше сегодняшнего…

Всевышний, с одной стороны, взыскивает с нас за грехи, с другой стороны, Его замысел заключается в исправлении всего нашего мира – и не всегда исправление возможно мягкими средствами.

Представьте себе ситуацию: пророк Йона приходит в Нинвэ и объявляет, что через сорок дней город будет перевернут. Другими словами, какой-то юродивый кричит на улицах, что город будет уничтожен… куда ему прямая дорога? Разумеется, в психушку… Хорошо, что в Нинвэ был царь, который его слова услышал – и воспринял всерьез!

Во время войны Персидского залива – почти 33 года тому назад – я слушал уроки рава Моше Шапиро. Ситуация тогда была очень напряженная, в воздухе пахло химической войной… рав Моше тогда сказал, что так, как кричал пророк Йона, на улицах, в наше время кричать бесполезно – никто не услышит. Надеяться, что услышат, можно только внутри бейт-мидраша…

Сказано в Талмуде, «для насмешников подготовлены тяжелые наказания». Почему? Насмешка – лейцанут – как щит, смазанный жиром, который отталкивает все стрелы. На такого «насмешника» не действует ничего – ни уговоры, ни порицание… но у Всевышнего есть другие способы достучаться до такого человека – через «удары», тяжелые наказания.

Мы пережили очень нелегкие четыре с половиной года – корона, война в Украине… были и другие, вроде бы менее близкие к нам, тяжелые события, как землетрясение в Турции… мы упоминали на уроках, что любые беды в мире – обращение Всевышнего к нам. Вопрос в том, подействовало ли это все на нас?

Я не буду говорить о проблемах людей, далеких от Торы, веры и заповедей. Дай Б-г, чтобы Всевышний их помиловал, послал им исправление не через тяжкие страдания… но я хочу поговорить о нас с вами.

События Симхат Тора произошли на следующий день после Ошана Раба – дня, когда мы должны были бы подумать и напомнить себе о том, что нам надо исправлять. Если не позволить своему йецеру усыпить себя сразу после Йом Кипура, а тем более после Ошана Раба, то можно использовать время Симхат Тора не просто для веселья и танцев – а чтобы сделать Тшуву из любви. Но сделать Тшуву – это не так-то просто. Проще потанцевать, порадоваться… Радость праздника, радость Торы – это очень хорошо. Но в этот Симхат Тора мы получили гром с ясного неба. Написано в Талмуде, что Всевышний создал гром, чтобы «выпрямлять кривизну сердца». Возможно, этот Симхат Тора для того, чтобы мы прочувствовали по-новому слова, которые каждый день говорим в молитве: «аШем а-гадоль, а-гибор ве-а-нора» — Б-г великий, могучий и грозный.

Мир – не бесхозный!

Когда в такой великий день, в такой праздник, наша «золотая молодежь» собирается возле Газы… Я не хочу говорить ничего плохого о них, многие из них погибли и удостоились искупления грехов… но вы можете сами представить себе, чем они там занимались.

Безусловно, все, кто погиб от рук этих гнусных убийц – получили великое искупление. Об этом написано в книге Зоар – каждый, кого наши враги убивают только потому, что он еврей – независимо от того, какой он вел образ жизни, ему искупаются его грехи. Так объясняет Раши стихи из 79-го Теилим – «Пришли чужеземцы в Твой надел, осквернили Твой святой Храм, Иерусалим превратили в руины. Трупы Твоих слуг отдали на съедение небесным птицам, плоть Твоих праведников – полевым зверям» — речь идет о разрушении Первого Храма. Первый Храм был разрушен из-за трех страшных грехов – идолопоклонства, кровопролития и разврата… Как же их можно называть «Твоими слугами» и «праведниками»? Раши отвечает, что поскольку они погибли, искуплены их грехи, и названы праведниками.

Поэтому, с одной стороны, есть трагедия, множество погибших. С другой стороны, продолжает существовать опасность для всех нас. Но самая страшная беда на сегодня – это то, что было взято огромное количество пленных. Включая женщин, детей, стариков – злодеи не гнушались никем. Наши мудрецы говорят, что плен – это самое тяжелое, что можно себе представить.

Поэтому мы должны понять, во-первых, что мы можем сделать для наших братьев. И, по большому счету, что мы можем сделать для всего нашего народа.

Всевышний послал нам очень тяжелый удар, чтобы пробудить нас к жизни, чтобы люди проснулись.

В этот Йом Кипур произошло одно событие, о котором вы, наверное, слышали. И о котором очень тяжело высказался рав Моше Штернбух.

В целом, весь еврейский народ на Святой Земле хоть как-то, но соблюдает Йом Кипур. Этот день всегда отличается особым покоем, особым настроением, во всех уголках Земли Израиля. В Тель Авиве было принято проводить общественную молитву прямо на улице, для всех желающих, с перегородкой, разделяющей молящихся мужчин и женщин – как в синагоге. В этом году во время молитвы пришли ненавистники Торы и силой сломали эту перегородку, «чтобы религиозные не навязывали разделение мужчин и женщин в Тель Авиве». Это событие всколыхнуло весь Израиль, включая нерелигиозных людей.

Что мы видим в итоге? Вы сломали перегородки – и Всевышний тоже сломал перегородку – несколько бульдозеров, и убийцы Хамаса устремились через сломанное заграждение внутрь… Сейчас не время, чтобы кого-то осуждать. Нужно думать, что исправить нам.

Всему нашему народу, конечно, необходимо укрепиться в изучении Торы. Но не только в изучении – мы должны нести Тору дальше, тем, кто от нее оторван. Мы должны молиться сейчас не только за выздоровление раненых, за освобождение пленных, но и обо всем народе Израиля, включая нас самих – чтобы все вернулись к Всевышнему, как подобает. Нужно понимать, насколько это жизненно необходимо, и молиться за тех, кто еще не «проснулся», кто не может молиться сам…

Ашивейну аШем эйлеха, ве-нашува! Ашивейну Авину леТоратеха — Верни нас, аШем, к Торе Твоей, к служению Тебе… Эти слова должны перестать быть для нас привычной «скороговоркой» во время молитвы. Это – общее для всех лекарство. Кроме этого, у каждого есть понимание, над чем ему лично нужно работать, в чем укрепиться и в чем исправиться…

И пусть мы услышим добрые вести вскорости, и удостоимся увидеть превращение всего зла в добро в начале окончательного Избавления, с Б-жьей помощью.


http://www.beerot.ru/?p=89782