Открытые и скрытые чудеса в дни войны и мира

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

707
Photo by Jilbert Ebrahimi on Unsplash

До нас доходит печальная информация: с начала операции в Газе более 20 наших солдат погибли от так называемого «дружественного огня», то есть, были убиты по ошибке своими товарищами. Недавно там произошло страшное происшествие: солдаты во время боя с террористами убили трёх наших заложников, сбежавших из хамасовского плена. Это известие было очень болезненно воспринято всем еврейским народом, не только в Израиле. Причём произошло это в день, обладающий особой святостью – последний день Хануки. Точно так же тяжелые события в Шаббат Симхат Тора произошли в день завершения и радостной кульминации великих праздников месяца Тишрей. Что говорит нам Всевышний этими тяжелыми событиями?! Миром правит Всевышний, а к уходу из этого мира человек приговаривается в Йом Кипур. То есть, за объективными и субъективными причинами этих трагических событий стоит воля Творца. Мы не должны забывать, что миром правит именно Он. Когда человек знает, что всё от Всевышнего, и пытается понять происходящие вокруг него события, исходя из этого, он получает в этом помощь Свыше.

Недавно все мы вышли из праздника Ханука. Пишет Рамбан в своём комментарии на недельную главу Бо: «Благодаря великим и открытым чудесам человек познаёт скрытые чудеса, которые являются основой всей Торы… Эти скрытые чудеса становятся очевидны людям, когда осуществляются благословения и проклятия, предначертанные в Торе (Шмот, 13:16. Рамбан там)».

В нашей традиции есть вполне определённое понимание событий Хануки, отражённое в молитвах и благословениях: «Предал сильных в руки слабых, и многочисленных – в руки немногих, и нечистых – в руки чистых, и нечестивых – в руки праведных, и злодеев – в руки занимающихся Торой Твоей». То есть речь идёт о победе праведников в силу величайшей помощи Свыше над грубой силой оружия. Это — свидетельство, полученное нами по цепочке передачи традиции от поколения, пережившего события Хануки. Понимание этих событий в светском Израиле извращено с точностью до наоборот. Примером этого является то, что название «Маккаби» носит израильский спортивный клуб. Это прямое осквернение имени Маккавеев, ведь культ спорта и физической силы – это путь Греции и эллинистов, с которыми Маккавеи сражались.

Явное чудо восьми дней зажигания Меноры освещает нам другим светом и победу Маккавеев – это было скрытое чудо!

Причём чудеса, посылаемые нам Творцом, могут быть как к добру, так и ко злу. Таким чудом ко злу явилась та давно прогнозируемая службами безопасности и ожидаемая попытка прорыва террористов на территорию Израиля, подготовку к которой фиксировали солдаты-наблюдатели, тем не менее, ставшая для всех неожиданностью. Вместе с этим, мы, познакомившись с дьявольскими планами Хамаса, начинаем понимать, что внутри «чуда ко злу» произошли великие «чудеса к добру», в частности, спасение ешив и общин, преданных Торе, в Нетивот, Тифрах и в Офаким.

Сегодня для всех нас очень болезненна тема наших заложников, оказавшихся в плену в Газе. Приходят известия о том, что находят всё новых из них, погибших уже в плену. Так что же может быть нашим оружием в этой ситуации? Это Тора и молитва, защищающие нас. В связи с этой ситуацией можно увидеть два знака, полученных нами. Один из них — трагедия с тремя убитыми по ошибке заложниками. Погибшие в последний день Хануки были приговорены к этому в дни Высшего суда, но они могли бы погибнуть иначе, на что бы почти ни обратили особого внимания. Однако, им была послана смерть так, что весь наш народ был потрясён. Нам напомнили: нельзя полагаться на силу и оружие. Об этом же свидетельствуют случаи гибели наших солдат от своих же.

С другой стороны, явные чудеса спасения в Симхат Тора должны раскрыть нам и то, что уже немного раскрывается нам во время военных действий в Газе – множество более скрытых чудес, происходящих там постоянно. В прошлом нерелигиозные солдаты говорят, что они чувствуют, что за них молятся! ]Один из ярких примеров: недавно произошло необычайное происшествие: к вратам одной из крупнейших израильских ешив подошел высокопоставленный офицер, приехавший с поля боя в Газе, и попросил возможности поговорить с главой ешивы. Поскольку дело происходило в пятницу, главы ешивы не было в то время на месте, и тогда этот офицер, житель Иерусалима, оставил у охранника ешивы аудиозапись, которую командир его дивизии попросил передать главе ешивы. Эти удивительные слова, записанные на улицах Газы, мы приводим ниже: «Уважаемый рав, я хотел бы лично поблагодарить вас от имени бойцов всей нашей дивизии (был приведен номер дивизии). Я встречался с солдатами и в самом секторе Газа, и вне его, и видел, какое Б-жественное Провидение окружает нас! Кажется, что Б-г собственной персоной сопровождает каждого солдата в отдельности и спасает их жизни. Это просто потрясающе, духовная работа, которую вы ведете, ваши молитвы и учеба на благо этим солдатам, защищают их самым прямым образом. Спасибо от всего сердца от имени всей нашей дивизии. Люди говорят мне лично: «Мы не понимаем, что тут происходит; видно, что нас просто защищают Свыше, мы под личным наблюдением Б-га! Просто быть не может, что после всех этих перестрелок, после этих атак и нападений, мы все еще живы. Это просто не укладывается в голове, это нелогично!» Теперь я понимаю, что то, что вы делаете – это просто святая работа, и вы – неотъемлемая часть всей этой системы. Огромное спасибо, на самом деле. Я люблю вас всех!»

Мы уже убедились, что полагаться только на армию и службы безопасности – это последнее дело. В прошедший праздник Симхат Тора мы получили тяжёлый урок того, что у нас нет спасения, если мы не полагаемся на Всевышнего. Мы должны воспринять этот урок, а не пытаться лозунгами типа «вместе победим» заново постараться восстановить уверенность в собственных силах. Необходимо исправлять духовные причины пережитой нами катастрофы.

А «чудо ко злу» — это напоминание всем нам о том, что Земля Израиля не терпит нарушений Торы.

Сказано в Ваикра после предостережений о запрете разврата: «Не оскверняйте себя всем этим, ибо всем этим оскверняли себя народы, которых Я прогоняю от вас. И нечистою стала земля, и взыскал Я за вину ее с нее, и исторгла земля обитателей своих. И соблюдайте вы законы Мои и правопорядки Мои, и не делайте (ничего) из всех этих гнусностей; ни уроженец, ни пришелец, проживающий среди вас. Ибо все эти гнусности делали люди земли, которые перед вами (были), и нечистою стала земля. И не исторгнет земля вас (за то), что ее нечистою делаете, как исторгла она народ, который перед вами (был).» (Ваикра 18:24-28). А также сказано после того, как Тора поведала нам о суровых наказаниях за это: «И соблюдайте все Мои законы и все правопорядки Мои, и исполняйте их, и не исторгнет вас земля, куда Я веду вас, чтобы жить на ней. И не ходите по законам народа, которого Я изгоняю пред вами, ибо все это они делали, и возгнушался Я ими (Там же, 20:22-23)».

Нас Тора предостерегает! Предостережение Торы не относилось только к периоду Первого Храма, но и ко всем поколениям! К нашей беде, насколько это предостережение актуально! Понимая ситуацию сегодня, можно отчаяться! Однако наши мудрецы открывают нам возможность спасения.

Об этом пишет великий глава ешивы Воложин рав Нафтали Цви Берлин (НаЦиВ) в своем комментарии «Аэмек Давар» на эти стихи: «И храните все законы Мои и все постановления Мои и соблюдайте их, и не изрыгнет земля вас», и т.д.. Мы уже объяснили выше (18:26), что «хранение законов и постановлений» — это изучение Торы, которое охраняет человека от разврата. Здесь же Тора добавляет, что даже если всё поколение стало заниматься развратом, что является причиной изгнания народа из Земли Израиля, тем не менее, если в этом поколении есть люди, которые усердно изучают Тору, эта заслуга предохраняет их от того, чтобы «земля изрыгнула их». Вместо этого, они будут наказаны, находясь в Земле Израиля. Об этом сказано в трактате «Недарим» (81) и в мидраше «Эйха раба» (Птиха 2) в пояснении стиха «из-за чего сгинула земля». ]Этот вопрос задали мудрецам и пророкам, и пришел ответ (в виде пророческого откровения): «…из-за того, что презрели Тору Мою». (В трактате «Недарим» написано, что земля Израиля была потеряна из-за того, что изучающие Тору не произносили благословение перед её изучением. То есть, они не относились к Торе с достаточной серьёзностью и уважением. С другой стороны, в мидраше «Эйха рабати» приводится, что изгнание произошло из-за того, что Тору перестали изучать вообще. Это противоречие разрешается следующим образом: простой народ перестал изучать Тору из-за того, что мудрецы Торы перестали относиться к ней с должным трепетом и уважением.)[ Хотя известно, что во времена Первого Храма, народ занимался идолопоклонством, развратом и кровопролитием, как написано в трактате «Йома» (9б), тем не менее, если бы не пренебрежение Торой, не было бы полного изгнания из Земли Израиля. И в трактате «Бава Батра» (8а) (где приводится стих 8:10 из книги Ошеа) написано «’גַּם כִּי יִתְנוּ בַגּוֹיִם עַתָּה אֲקַבְּצֵם וַיָּחֵלּוּ מְּעָט מִמַּשָּׂא מֶלֶךְ שָׂרִים’ — ’Хоть и посылают они дары народам, ныне Я соберу их, и вскоре задрожат они от бремени царя князей. ’ Сказал Ула: в действительности, слово ’ יִתְנו’ — это слово на арамейском языке, означающее ’изучать’. Смысл данного стиха заключается в следующем. Если все будут изучать Тору, то вскоре Я соберу их из изгнания. Если же только часть из них будут изучать Тору, то избавлю их от налогов и дани, которые собирают с них цари и князья.» И это то, что мы написали здесь — если будут изучать Тору, то не будут изгнаны из Земли Израиля. Вместо этого, они будут наказаны за свои грехи прямо в Земле Израиля. Именно в этом смысл стиха «И храните все законы Мои и все постановления Мои и соблюдайте их, и не изрыгнет земля вас». А причина, по которой выше (18:28) написано «и не изрыгнет земля вас», а здесь написано «и не изрыгнет вас земля», — для того, чтобы подчеркнуть, что именно вам поможет заслуга изучения Торы.»

И это то, что ответил глава поколения рав Дов Ландо на вопрос об участии изучающих Тору в бремени войны: «Изучающие Тору — это защитники…

Мы не понимаем суд Всевышнего и каковы его пределы. Нам нужно знать, что мы должны делать, и это знают только изучающие Тору и мудрецы Торы. Никто другой не может сказать, что делать. В этих вещах множество разнообразных тончайших деталей. И (изучение Торы) это то, что нас защищает. Я буду говорить очень прямолинейно. Вы знаете, что написано в Торе: ‘чтобы земля не изрыгнула вас, когда вы оскверните её, как она изрыгнула народ, который был перед вами’? Земля не исторгает нас, потому что у нее есть таблетки, таблетки от рвоты. Таблетки — это изучающие Тору. А вы хотите выбросить эти таблетки в море. …Это путь Всевышнего; так Он управляет миром. Мы хотим, чтобы Всевышний послал спасение всем, особенно тем несчастным евреям, которые в плену. Что с ними там делают? Это беспокоит меня больше всего. Это беспокоит меня денно и нощно. Несчастные люди в руках самых жестоких людей. Что я могу для них сделать? Это меня очень, очень беспокоит. Вся эта ситуация меня очень беспокоит. Мы пребываем в большой опасности, и единственное, что нас защищает, — это изучающие Тору. Тот, кто хочет оторвать их от учебы, ошибается, он выбрасывает таблетки в море. «Чтобы Земля не изрыгнула вас». Почему земля нас не изрыгает? «Когда вы оскверняете её!» Упаси Г-сподь! Я не хочу говорить неприятные вещи. Это не время, и вообще это неправильно. Но успех придет только благодаря изучению Торы, постоянному изучению Торы. А любая потеря времени, или любая путаница в изучении Торы могут привести к ужасным последствиям».

Одновременно мы наблюдаем большие чудеса к добру. В условиях, когда террористы готовились в Газе к партизанской войне десятки лет, жертвы, которые несут там наши солдаты, сравнительно небольшие. Ведь в Шестидневную войну и в Войну Йом Кипура гибло более ста человек в день. Хотя, разумеется, и эти жертвы очень болезненны для всего нашего народа. Сюда же относится то, что осколки двух ракет, сбитых недавно над Иерусалимом, не причинили никакого вреда. Для чего Всевышний сделал нам эти чудеса? Чтобы предупредить нас о том, что в условиях войны нельзя привыкать к ситуации опасности для народа Израиля, считая её «обычной». В первые недели войны мы с большим воодушевлением читали Теилим. Сегодня этого воодушевления стало меньше: мы «привыкли». А боль за наших братьев в армии и упование на Всевышнего – это совсем не то, что работает автоматически. И сравнительно явные чудеса, совершаемые Творцом во время войны – это напоминание нам о постоянном чуде выживания нашего народа среди наших врагов. В последние 76 лет – это чудо особенно явно на Святой Земле, когда мы окружены врагами, которые не скрывают, что хотят нас уничтожить, и это требует от нас постоянного укрепления себя в Торе, молитве и добрых делах, а также огромной благодарности Всевышнему за все постоянные явные и неявные чудеса.

Мы уже писали о тяжёлых подоплёках трагедии в Симхат Тора по принципу «мера за меру» и также попытались понять, что говорит нам Всевышний сегодня. Безусловно, все соображения по этому поводу, даже если они истинны, не отображают всей глубины Б-жественного правления, в основе которого лежит идея привести весь мир к цельному исправлению и к раскрытию Б-жественного добра. Эта внутренняя доминантная линия правления нами не постижима. Однако я слышал утверждение, что происшедшее в Симхат Тора — это эстер паним (сокрытие лика Творца). С этим я очень несогласен. Это были великие чудеса к добру для праведников и чудеса успеха зла для тех, чья смерть стала для них искуплением. Однако и чудо успеха зла, безусловно, тоже к добру. При этом, раскрытие этого добра зависит от выбора всего народа Израиля вместе с огромной помощью Свыше. Всевышний хранит еврейских солдат и даёт разумение командованию. Однако эти скрытые и открытые чудеса зависят от нашего обращения к Нему и укрепления изучения Торы и истинной молитвы, и разрушения нами идола собственной мощи.

Мы верим и знаем, что все деяния Творца к добру. Дай нам Б-г удостоиться окончательного избавления, когда всё это мы увидим воочию!

Подготовили: рав Цви Маламуд, с участием переводчиков рава Берла Набутовского и г-жи Леи Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90213