А судьи кто? Кто те люди, которые осудили солдата Элиора Азарью?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

6674
судьи - Элиор Азарья

«И вот законы, которые изложишь перед ними» (Шмот, 21:1).

«Перед ними. Но не перед не перед неевреями. И даже если тебе известно, что в каком-то судебном деле они вынесут решение, как требуют законы Израиля [Торы], – не передавай дело на рассмотрение их суда. Ведь тот, кто передает тяжбы сыновей Израиля [на рассмотрение] неевреям, оскверняет Имя Творца, оказывает почет идолу и прославляет его. Как сказано: “Не как наш Оплот их оплот” (Дварим, 32:31) – когда наши враги [идолопоклонники] становятся судьями над нами, это свидетельствует о превосходстве их идола» (Раши).

Далеко не впервые мы обращаемся к тревожным событиям, которые происходят в наши дни на Святой Земле. Одно из таких событий – суд над солдатом, застрелившим террориста. Эта история стала настоящей болью в сердцах многих евреев, как в Израиле, так и далеко за его пределами. Эта боль понятна и близка нам. Из каждого такого события нам важно сделать правильные выводы.

В связи с упомянутым судом, крайне важно затронуть одну, болезненную для многих наших братьев, тему. Она связана с правосудием по Торе и не по Торе. Одна из заповедей народов мира – вершить правосудие. Однако то, что называют правосудием народы мира и то правосудие, которое вершит настоящий еврейский суд, имеют совершенно разные основы. В наше время об этом, к сожалению, зачастую забывают.

В трактате Брахот про еврейский суд (здесь и далее под этим понятием мы будем иметь в виду исключительно суд по законам Торы, вершимый мудрецами) сказано, что Шехина присутствует в нем. Для того, чтобы принять решение в суде, требуется огромная помощь Свыше. И не важно, о каком еврейском суде идет речь – бейт дине из трех судей или большом Санедрине, в котором заседал семьдесят один мудрец. Здесь речь идет о том, что любой еврейский суд должен быть достоин помощи Свыше. Только тогда их решение будет верным и обязательным к исполнению по закону Торы.

Функция еврейского суда – раскрытие в этом мире Б-жественной справедливости, выраженной в законе Торы. Все намерения и желания судей в еврейском суде, которые, несомненно, должны быть большими мудрецами Торы, должны быть направлены именно на это. В этом – великое достоинство настоящих еврейских судей. Когда Шломо стал царем над народом Израиля он просил у Всевышнего мудрости и знания, чтобы судить истинно. Когда Всевышний увидел, что Шломо просит не богатство или почет, а мудрость и знание, чтобы праведно судить народ Израиля, Он дал ему величие.

Учитывая сказанное, мы все должны осознать, в каком страшном галуте мы на самом деле находимся даже в Израиле. Когда неевреи судят евреев по законам своей страны – это вполне естественно. Им заповедано вершить правосудие, как они его понимают. К сожалению, современный суд в Израиле бесконечно далек от истинного еврейского суда. Несмотря на то, что в нем заседают евреи, правосудие в нем далеко от правосудия по Торе. Никто из этих судей не стремится к исполнению законов Торы. Судебная система государства Израиль во многом унаследована от Британского мандата, с добавками из других законодательных систем народов мира и небольшим влиянием еврейского закона. Солдата Элиора Азарью осудили не те, кто стремится к Б-жественной справедливости. Они судили так, как это делают в Америке, Англии и России и других странах.

Именно это является болью в сердцах многих наших собратьев. Даже для далеких от Торы людей очевидно, что те, кто стремятся осудить солдата, далеки от справедливости. За подстрекательство к терактам и убийствам евреев зачастую приговаривают к намного меньшим срокам, чем тот, который требовал прокурор для еврейского солдата. Мы не обсуждаем сейчас вопрос, ошибся солдат или нет. В состоянии постоянной войны, которую ведет наш народ на Святой Земле, этот суд над солдатом, застрелившим того, кто пришел, чтобы его убить, не имеет никакого отношения к закону Торы.

К сожалению, рассматриваемый вопрос гораздо шире и актуальнее для нашего народа. Речь идет не только о солдате, застрелившем террориста. Это лишь частный случай, один из примеров огромной проблемы, духовной болезни, поразившей наш народ. Одно из страшнейших проявлений нашего галута – то, что те, кого называют судьями в Израиле, не стремятся к правосудию для нашего народа и не вершат его. Это нееврейский суд, несмотря на то, что в нем заседают евреи. У нас есть закон Торы, у нас есть мудрецы, и даже в условиях галута наш народ не лишен права на суд по Торе. Безусловно, у нас нет Санедрина, заседавшего в Храме, но мы не лишены возможности вершить правосудие!

Упомянутый в начале статьи комментарий Раши объясняет, почему нельзя обращаться в нееврейский суд. Почему нельзя обратиться в суд народов мира даже в вопросе, о котором известно, что они судят также, как того требует еврейский закон? Когда еврей обращается в нееврейский суд – где он ищет справедливости? Если в месте, где есть еврейский суд (а такие суды есть и в США, и в России), еврей обращается в нееврейский, он тем самым демонстрирует, что справедливости ищет не там, где есть Тора и мудрецы. Именно поэтому Раши (на основании слов наших мудрецов, приведенных в мидраше) и называет такой поступок осквернением Имени Творца. Есть ситуации, при которых мудрецы разрешают обратится в нееврейский суд. Но у нас речь идет о том, что наши братья изначально обращаются за разрешением своих тяжб не к мудрецам Торы!

Когда евреи судятся друг с другом не по закону Торы – это страшная духовная катастрофа. Когда в еврейском государстве суд не имеет ничего общего с законом Торы, а ведется по законам, которые выдумали люди, это величайшее осквернение Имени Творца! И тут уместно вспомнить слова Грибоедова: «А судьи кто?» Кто те люди, которые осудили солдата Элиора Азарью? Те, которые принимали решение о выселении Амоны и разрушении домов в Офре? Это тот самый «суд», который отменил «Закон Таля», определяющий условия отсрочки от службы в армии для студентов ешив. И это те судьи, которые готовы узаконить требования реформистов относительно их «права» на величайшие святыни нашего народа. По какому закону они судят еврейский народ на Святой Земле? Все это – тот самый нееврейский суд, о котором говорит Раши.

Каждый день в молитве «Шмоне Эсре» мы просим: «Возврати наших судей, как прежде, и советников наших, как вначале, и отведи от нас печаль и стон, и царствуй над нами Ты, Г-сподь, один милостиво и милосердно, и оправдай нас на суде. Благословен Ты, Г-сподь, Царь, любящий справедливость и правосудие». Когда у нас есть настоящие еврейские судьи, наш народ удостаивается присутствия Шехины. Кроме того, здесь же мы просим и о том, чтобы Всевышний правил нами. Это говорит нам о том, что правление Творца и настоящий еврейский суд – это взаимосвязанные понятия.

Та боль, которую испытывали многие наши братья, наблюдая за процессом над еврейским солдатом, должна побудить нас к духовной работе и исправлению. Угрозы судьям и тому подобные действия противоречат Торе не меньше, чем это судилище. Это не наш путь и не наш метод. Рав Моше Шапиро говорил: в галуте мы должны ощущать, что больше терпеть его тяготы мы не можем. И именно поэтому боль за еврейского солдата, мы должны обратить в молитву и духовную работу.

Здесь видится важным привести один пример из жизни великих мудрецов последних поколений. Этот пример очень актуален в наши дни. Тридцать девять лет тому назад один из величайших преподавателей Торы после Катастрофы гаон рав Шмуэль Розовский должен был пройти тяжелую операцию. В те дни глава нашего поколения, гаон рав Аарон Йеуда Лейб Штейнман выступил по этому поводу перед аврехами в ешиве Поневеж. Рав Штейнман сказал несколько простых, но очень важных вещей. Человек не поранит палец если на это не будет воли Небес. Когда человек получает подобную, небольшую травму, что он делает? Берет зеленку или йод. А если болит голова, то человек, скорее всего, примет таблетку. Но давайте задумаемся: ради чего Всевышний сделал так, чтобы у человека заболела голова? Ради приема таблетки или похода к врачу? Рав Штейнман, который сам недавно в заслугу молитв всего народа Израиля, исцелился от болезни (напомним, что главе поколения сто три года), не имел в виду, что не нужно принимать таблетки или обращаться к врачам. Но еще до всего этого нужно задуматься, за что пришло такое наказание. Нам посылаются болезни и травмы не ради таблеток и йода. Когда же речь идет о том, что в опасности находится глава поколения, то заняться самоотчетом и поиском того, что нуждается в исправлении, должен каждый из нас. Ведь угроза жизни такого человека – признак наличия больших духовных проблем у всего нашего народа в целом.

Все, что происходит в мире, и особенно то, что происходит с нашим народом – это «голос» Всевышнего. Он обращается к нам, ожидая нашей реакции. Именно поэтому ту боль, которые многие из нас испытывают, наблюдая за судьбой еврейского солдата, мы должны обратить в молитву и духовную работу. О силе молитвы стоит привести одну историю. Когда великого автора книги «Бейт а-Леви», рава Йосефа Дова Соловейчика, пригласили быть раввином в городе Бриске (Брест), он не хотел принимать этот пост. Его приехали уговаривать представители общины. Они сказали так: «Уважаемый рав! Двадцать тысяч евреев Бриска ждут вас». На что рав Соловейчик ответил: «Если меня ждут двадцать тысяч евреев, я не могу отказать». По поводу этой истории великий Хафец Хаим сказал: «Если рав Соловейчик не смог отказать двадцати тысячам евреев Бриска, то Всевышний не сможет отказать всему еврейскому народу, если мы будем по-настоящему ждать прихода Машиаха».

Когда нам больно, мы должны, прежде всего, искать духовные причины внутри нас самих. Боль – причина обратиться к Всевышнему. В Талмуде в трактате Брахот сказано, что, если человеку выпадают страданиям, он должен проверить свои поступки. Если человек проверил свои поступки, и ничего не нашел (хотя нас с вами это вряд ли касается), то есть проблема с битуль Тора – уклонением от изучения Торы.

В нашей ситуации, центральным вопросом нашей духовной работы должно стать понимание и укоренение в сознании принципа: нееврейские суды не имеют никакого отношения к справедливости и правосудию по Торе. Речь здесь идет и про израильские суды. Для нас правосудие и справедливость – это суды Торы. Мы не раз упоминали принцип «мера за меру» в правлении Творца. Он работает и в нашей ситуации. Если мы относимся с уважением к нееврейским судам, то Он дает им силу. Если мы выбираем сокрытие Лика Творца, доверяя таким судам, и ища в них справедливости и правосудия, то Всевышний ставит их над нами. Даже если наши мудрецы в некоторых случаях разрешают обратится в нееврейский суд, это не касается поиска справедливости. Речь здесь идет о спасении того, что иным путем спасти нельзя. Но справедливости и правосудия там нет. Обращаясь в израильский суд, мы обращаемся к людям, которых самих надо судить по закону Торы. Все это нужно понять и укоренить в своем сознании.

Если же к этому пониманию присоединить искреннюю молитву о том, чтобы Творец вернул нам истинный еврейский суд и настоящих судей, то все это приблизит приход Машиаха. Именно таким видится правильное «использование» той душевной боли, которую ощутили многие наши братья, наблюдая за судом над еврейским солдатом.

Подготовил рав Арье Кац

 


http://www.beerot.ru/?p=31061