Голос веры

призыв ортодоксов в армию

Тема призыва в армию учеников ешив под лозунгом «шивьен бе-нетель» – равного распределения общественного бремени – будоражит весь еврейский мир. Совершенно очевидно, что отсутствие независимости традиционного еврейского образования и воспитания является смертельной угрозой для всего нашего народа.

Какова должна быть реакция еврейства Торы? Что мы в состоянии противопоставить этим вызовам?

Инстинктивно мы виним в сложившемся положении «мемшелет задон» – «преступное правительство», старающееся всячески ущемить мир Торы.

Тем не менее, у этой борьбы есть еще один аспект, который может иметь решающую силу. Он не касается политического противостояния и проистекает из глубины еврейских душ. Этот аспект – наша эмуна (вера).

Давайте сделаем шаг назад и попытаемся рассмотреть картину происходящего внимательнее. Вокруг Земли Израиля разворачиваются две драмы. Первая – то, что происходит извне: большая часть приграничных арабских государств охвачена внутренним противостоянием, которое в части из них (Сирия, Египет) уже привело к открытой гражданской войне. Так называемый «мирный процесс» то и дело прерывается террористическими нападениями. Мощнейшее государство региона – Иран – стоит на пороге создания атомного оружия и при этом открыто угрожает стереть нас с лица земли. Совершенно очевидно, что тот мир, который царит в Земле Израиля, является величайшей милостью Творца для нашего поколения. То, что наши ненавистники до сих пор изливают злобу друг на друга (и преуспевают в этом), а не объединились против нас, – очевидные чудеса Б-жественного правления.

Здесь уместно напомнить, что Высшее Провидение не в первый раз так явно проявляет себя в последних поколениях. Как известно, перед Шестидневной войной (признанной впоследствии «триумфом государства Израиль») активно реквизировались земли под новые кладбища. Никто не готовился к победе – готовились хоронить десятки тысяч жертв. То, что эта земля так и осталась невостребованной (слава Б-гу!) в те дни, с одной стороны, породило эйфорию и уверенность в собственных силах, но, с другой стороны, подтолкнуло к тшуве очень многих секулярных израильтян. Для многих людей было очевидно, что спасение пришло совсем не силой оружия и армии.

По этому поводу рав Шломо Вольбе говорил, что даже нерелигиозная часть нашего народа вынуждена признать, что наш народ не живет естественными силами. Механизмы, регулирующие судьбы других народов, на нас не действуют. История Земли Израиля последних лет свидетельствует о том, что нерелигиозная часть нашего народа вынуждена смириться с существованием духовных корней (хотя внешне они это яростно отрицают).

Вторая драма разворачивается прямо на наших глазах в самой Земле Израиля. Мир святых ешив подвергается суровым гонениям. Фактически, еврейство Торы объявлено всеизраильским козлом отпущения. Для того чтобы пробиться в парламент, израильским партиям больше не нужна экономическая программа – нужна программа, которая решает «проблему харедим». Ненависть к еврейству Торы становится объединяющим фактором для представителей различных политических лагерей.

Что же делать в такой ситуации? Каков выход для еврейства Торы?

За ответом на эти вопросы мы обязаны обратится к самой Торе. Говорят наши мудрецы (Эйха Раба, псикта 2): «Раби (раби Йеуда а-Наси) послал рава Ами и рава Аси, чтобы улучшить города Эрец Исраэль. Они вошли в город и сказали: “Приведите нам стражей города!” Горожане привели им городскую охрану. Тогда рав Ами и рав Аси сказали им: “Разве это стражи города?! Это – разрушители города!” Спросили горожане: “Кто же тогда стражи города?” Ответили им: “Преподаватели Устной и Письменной Торы и те, кто учит ее день и ночь”».

По поводу этого отрывка возникают несколько вопросов. Во-первых, очевидно, что мудрецы хотели подчеркнуть важность изучения Торы для общества. Но зачем обвинять городскую охрану в том, что они – разрушители города? Разве то, что они делают, несет какой-либо вред?

Во-вторых, почему рав Ами и рав Аси не попросили сразу привести тех, кто учит Тору, а прибегли к «уловке», попросив привести «стражей города»?

Ответ на оба этих вопроса видится в следующем. Очевидно, что города (и всю Землю Израиля) защищают те, кто изучает и преподает Тору. Однако также важна вера в силу Торы и ее защиту! Важно осознать, что Тора и изучающие ее – естественная защита народа Израиля! Поэтому пришедшие стражники на самом деле не защищали город, а разрушали его тем, что люди верили в них больше, чем в защиту Торы!

И в этом состоит наш ответ. Мы не просто защищаем наш образ жизни и нашу систему воспитания – изучающие Тору защищают весь народ Израиля! Это не вопрос, касающийся одной социальной группы в пределах общества – наша преданность Торе и вера в ее защиту касается всего народа. И еврейство Торы не должно стесняться именно такого ответа. На наших плечах лежит ответственность за защиту нашего народа и нашей земли. И важно донести эту мысль до наших собратьев.

Сделаем еще одну историческую оговорку. Родоначальники сионисткой идеологии видели в будущем государстве защиту от гонений народов мира против евреев. Собственное государство, по их мнению, должно было решить проблему антисемитизма. В наше время совершенно очевидно, что эта идея потерпела полный крах. Волна насилия, войн, террора, жизнь в «прифронтовой полосе» – все это сопровождает государство Израиль с момента основания и по сей день. Создание государства не ослабило, но во многом и усилило тяжесть изгнания, в котором по-прежнему пребывает наш народ.

Таким образом, совершенно очевидно, что политическое руководство Израиля (ни нынешнее, ни прошлых лет) не обладает возможностью защитить собственный народ. «Сильнейшая армия региона» постоянно ведет войну, но видна ли победа? Стало ли спокойнее с вводом в строй новейших систем вооружения? Помогли ли политические переговоры? Очевидно, что нет.

К этому моменту у внимательного читателя должен возникнуть логичный вопрос: вы предлагаете убедить наших нерелигиозных собратьев в том, что изучение Торы это защита нашей земли и нашего народа? Кто вам поверит? В лучшем случае – вас поднимут на смех.

Так ли абсурдна эта идея, как кажется? Видится, что нет. Даже руководители государства Израиль периодически выступали (сознательно или нет) защитниками еврейства Торы (примеры этому можно найти в книге рава Шломо Лоренца «В кругу великих»). Что же касается простых людей «с улицы», то часто ли мы задумываемся о том, что зажигает «искры святости» в их душах?

Многие из нас помнят, как всего один человек, обладающий искренней верой в Творца, наш учитель рав Ицхак Зильбер, зажигал огонь веры в сердцах других людей. Наша вера в Творца и его Тору способна творить чудеса, и это очевидно. Чем больше мы укрепляем себя в изучении Торы, тем больше исправляем свой характер. Чем больше мы укрепляем себя в сознании (и ответственности) того, что мы – «стражи города», тем больше шансов, что голос нашей веры повлияет на ту часть нашего народа, которая прибывает во тьме.

Если в нас будут «гореть» слова Торы, если мы будем жить верой, как сказал пророк Хаввакук: «Праведник своей верой будет жить», то этот огонь сможет разжечь «искры святости» в еврейских сердцах.

Чего хочет от нас Всевышний? Он хочет, чтобы каждый из нас поднимался на более высокий духовный уровень.

Брискер Ров комментировал слова пророка Йоны. Когда сильная буря грозила потопить корабль, Йона говорит следующее: «Я знаю, что это бедствие постигло нас из-за меня». Говорит Брискер Ров – так мы должны реагировать на подобные ситуации. Было бы проще обвинить других. В случае Йоны – сказать, что бурю навлекли моряки того корабля, которые были идолопоклонниками. Он бы мог с полной уверенностью сказать, что шторм – предупреждение для них! Но он этого не сделал – напротив, в суровом испытании, посланном Свыше, он увидел знак для себя! И также должны поступать и мы.

В этом контексте также становятся понятны слова мудрецов (Брахот, 5а) о том, что Эрец Исраэль приобретается страданиями. Маараль объясняет, что страдания в данном случае могут быть связаны с тяжелыми жизненными уроками, которые извлекает человек, и которые должны влиять на его поведение и поднимать его на более высокий духовный уровень.

Безусловно, мы видим вокруг себя расцвет мира Торы (в частности – русской Торы). Но это не должно позволить нам почивать на лаврах и расслабиться. То, что происходит вокруг нашей земли, вокруг нашей общины, – должно подтолкнуть каждого из нас укрепить себя еще больше в Торе и служении Творцу. Сложившаяся ситуация – это знак, прежде всего, для еврейства Торы! Всевышний обращается к нам! Мы должны сделать нашу учебу еще более глубокой, укрепить наши семьи, воспитать наших детей хорошими евреями!

Мы должны «гореть» Торой, любовью к ближнему, верой. Огонь нашей веры способен повлиять на все вокруг. Мидраш Танхума (Бешалах, 10) говорит, что изгнанные будут возвращены обратно только в заслугу веры. Таким образом, укрепление нашей веры напрямую влияет на приход окончательного освобождения. И да удостоимся все мы увидеть его в скором времени, в наши дни!

Редакция «Беерот Ицхак»


http://www.beerot.ru/?p=51940