Как обрести мир?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1706
обрести мир

Для того, чтобы говорить о мире, как об одном из величайших благословений Творца, мы обращаемся к актуальным событиям, которые происходят вокруг. Эти события призваны раскрывать для нас правление Всевышнего в мире. Однако, к сожалению, зачастую окружающие события скрывают от нас правление Творца, и нам сложно понять из них то, что Он хочет донести до нас.

В книге «Цадик ке-Тамар Ифрах» приводится история об основателе ешивы Поневеж в Земле Израиля раве Йосефе Шломо Каанемане. Он был очень близким учеником Хафец Хаима. Глава поколения просил рава Каанемана время от времени рассказывать ему, что происходит в мире. И выяснилась очень интересная особенность: все, что рав Каанеман рассказывал, было известно Хафец Хаиму, хотя ни радио, ни почты у него не было. Почему так? Когда человеку доступно понимание глубоких духовных причин событий (а они скрыты в Торе), он знает и о самих событиях.

Совсем недавно произошла уникальная встреча — президент США Трамп встретился с лидером Северной Кореи Ким Чен Ыном.

Около года назад, перед Рош а-Шана, мир стоял едва ли не на пороге ядерной войны между Америкой и Северной Кореей. Вражда, которая продолжалась десятилетия, в последний год вышла на новый уровень — откровенных угроз. Незадолго до этой встречи Трамп в своем письме лидеру Северной Кореи прямо писал про страшные последствия применения американского ядерного арсенала. И вдруг — уникальное событие! Дональд Трамп и Ким Чен Ын встречаются и проводят мирные переговоры! Как это понимать? Что произошло?

Нужно привыкнуть к важнейшей основе нашего существования: миром правит Всевышний. Не Трамп, не Ким Чен Ын, а Всевышний. И более того, войны также ведут не они. В благословении перед чтением «Шма» мы говорим, что Всевышний делает войны. А после «Шмоне Эсре» и в «Кадише» мы произносим: «Осе шалом би-меромав…» — «Тот, Кто делает мир в высотах Своих, сотворит мир среди нас».

Пророку Даниэлю было открыто (через дух святого постижения — руах а-кодеш), что на небесах ссорятся ангелы народов. Но что видел при этом Даниэль? Он видел войны. Нужно понять, что реальные духовные причины событий — над нашим миром.

Во второй день творения Всевышний разделил высшие и низшие воды. Про этот день в Торе не сказано, что «это хорошо». Говорят мудрецы, что во второй день творения был создан махлокет — раздор. Всевышний Сам по Себе непостижим для нас. У Него нет никаких разногласий. Но в низших мирах Он проявляет Себя по-разному, в том числе и через раздоры и противоречия. Но причина раздоров и войн в нашем мире — во втором дне творения, то есть они созданы Всевышним. И поскольку Творец ни на одно мгновение не оставляет созданный мир, Он властвует над всем происходящим. Он начинает войны, и Он посылает мир.

У пророка Йешаяу сказано о времени прихода Машиаха (11:6-8): «И волк будет жить с агнцем, и леопард будет лежать рядом с козленком…». Эти животные, как известно, вместе жить не могут — они друг друга просто съедят. У этого места есть два объяснения. Первое — буквальное понимание. В нашем мире хищник убивает свою жертву. Но есть более возвышенное состояние мира, когда все творение объединяется ради исполнения воли Творца. И тогда Он устраняет вражду и противоречия, в том числе между животными. Всевышний имеет достаточно возможностей накормить волка без того, чтобы убивать овец.

Другое объяснение приводит Рамбам. Это пророчество — намек, аллегория на то, что при приходе Машиаха между людьми будет установлен мир, и одно государство не будет «пожирать» другое. И этот переход – от страха перед ядерной войной к миру — зависит, в том числе и от нас, от нашей тшувы и нашей Торы. Всевышний может помирить любых врагов — даже Трампа с Ким Чен Ыном, как волка с ягненком. При этом важно отметить, что речь не идет о полноценном исполнении указанного пророчества. Дай нам Б-г, чтобы Машиах пришел уже сегодня, но наш мир очень далек от этого совершенного состояния.

Часто люди думают, что правители этого мира что-то решают, направляют, указывают, куда двигаться человечеству. «Сердце правителя — в руке Всевышнего, куда захочет направляет его» (Мишлей, 21:1). И с этой позиции сильные мира сего — самые безвольные люди. В личной жизни у царя есть свобода выбора. Но когда дело касается управления миром, он является проводником воли Творца. Именно поэтому то, что еще год назад вряд ли кто-то мог себе представить, свершилось.

Чему это учит нас? Всевышний правит творением, и если мы хотим удостоиться мира, то нужно помнить, Кто его устанавливает, как сказано (Ваикра, 26:6): «И дам мир на земле». Источник мира и покоя — это Всевышний. Как же нам удостоиться этого, от чего это зависит? Это зависит от того, находимся ли мы сами в мире с Творцом.

Когда происходят такие значимые события, мы должны увидеть, что это — дела рук Всевышнего. А Он правит миром во многом — не только, но во многом — на основании нашего выбора между добром и злом, между тем, трудиться над Торой или нет. То есть от нашего выбора зависит мир.

И здесь мы переходим к еще одному событию, которое активно обсуждается в последние дни, и которое касается нас самым непосредственным образом. В Израиле снова активно обсуждается «закон» о призыве в армию учеников ешив. Тут очень уместно привести известную русскую поговорку — «не руби сук, на котором сидишь». Мы уже упоминали выше, что написано в Торе про обретение мира (Ваикра, 26): «Если в законах Моих ходить будете [т. е. будете трудиться над Торой — Раши], (чтобы) заповеди Мои соблюдать, и исполнять будете их», то «дам Я мир на земле». Но наше правительство думает иначе. Они считают, что достичь мира можно, лишив ешиботников возможности изучать Тору, отобрав у них средства к существованию путем экономических санкций.

Мы живем на этой земле только в силу обещаний Всевышнего. Можно ли жить на Земле Израиля не по воле Всевышнего? Только временно, и то — по великому милосердию Его. Но если мы хотим обосноваться здесь навсегда и жить в мире и спокойствии, то нужно знать: есть только один источник всего этого — Творец. И реализация Его благословений непосредственно зависит от труда над Торой. Более того, сказано, что именно мудрецы Торы увеличивают мир в этом мире.

Раши очень интересно объясняет, что такое «Талмуд». Талмудом занимались даже тогда, когда одноименной книги еще не существовало. Так что же такое «Талмуд»?

Раши говорит, что, когда мудрецы Торы собираются вместе, углубляются в противоречия в Мишне, чтобы их устранить, — это и есть Талмуд. Вроде бы есть противоречие, есть махлокет. Но это лишь поверхностное видение вопроса. Когда мудрецы начинают углубленно изучать вопрос, они открывают, что противоречия нет — есть две стороны, два понимания одной и той же темы. В этом состоит великая сила мудрецов Торы. В Торе нет противоречий, ведь она дана Всевышним. Углубляясь в духовную суть законов Торы, мудрецы устраняют те противоречия, которые, на первый взгляд, в них есть. Когда это происходит — уходят противоречия в Торе, — то и в мире раскрывается единство Творца, приходит мир. А кто этим занимается в наши дни? Ученики ешив, те, кто посвящает Торе, ее постижению и раскрытию, всю свою жизнь.

Корах, как известно, привел к Моше мудрецов Торы. Его вопросы — о цицит на одежде из тхелет и о мезузах на доме, полном святых книг, — почему именно с этим они пришли к Моше? У Кораха была претензия к назначению потомков Аарона. Весь народ Израиля свят, все могут быть священниками. Но Тора говорит другое. Даже у святого народа есть особая часть — священники. У каждого есть свое место, свое служение Всевышнему. Кроме того, Раши пишет, что большинство коэнов — они бней Тора, занимаются Торой.

Если мы обратимся к благословениям, которые получили колена Израиля (и от Яакова, и от Моше), то увидим, что каждое колено получило нечто свое. Колено Леви получило благословение на Тору (также Йеуда и Иссахар). То есть почти четверть народа Израиля (если возьмем только колено Леви — почти 10 процентов) должна была заниматься Торой. Из этого мы учим, какое количество евреев должно быть постоянно занято Торой (и только Торой). К этому добавляет Рамбам в законах шмиты и йовеля, что у колена Леви нет удела ни в земле, ни в военной добыче. Их удел — Всевышний, они заняты Торой и служением Творцу, а не другими делами.

Далее пишет Рамбам, что каждый еврей, который следует этим путем — полностью погружается в Тору — становится подобным выходцу из колена Леви.

Когда, к великой боли, наши отошедшие от Торы братья пытаются нарушить установленную Торой систему отношений в нашем народе, они повторяют то, что делал Корах. Как мезуза охраняет наши дома, как цицит хранит нас от нарушений (как говорится в Гемаре Менахот), так есть в нашем народе группа, которая постоянно занята именно изучением Торы. Эти люди являются носителями Торы для всего народа, а следовательно, теми, кто приводит мир на нашу землю. Именно на их плечах лежит львиная доля усилий по реализации упомянутого благословения Творца. Непонимание важности изучающих Тору, их сознательное принижение — прямой путь от мира к войнам и раздорам, не дай Б-г.

Мы часто смотрим на себя глазами других людей. Когда общество вокруг нас унижает изучающих Тору, мы и сами, упаси Б-г, можем перестать ценить их заслугу и великую работу. Но если мы будем постоянно помнить, что нами правит Творец, и Он устанавливает на земле мир, то и наше отношение к мудрецам и наше собственное изучение Торы будут находиться на совершенно ином уровне. Мир — это благословение от Всевышнего в заслугу изучения Торы! И дай Б-г нам всем поскорее удостоиться того, чтобы престиж изучающих Тору вырос в нашем народе, и все мы стали достойны великих благословений Творца!

Подготовил р. Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=42371