Война в Израиле — Вопросы и ответы

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2298
Уважаемые читатели! Представляем Вашему вниманию вопросы и ответы с нашего сайта на актуальную тему – положение в Земле Израиля.

«Ажиотаж» вокруг ракетных обстрелов

Добрый день, дорогой рав!

Чтоб задать мой вопрос, мне надо привести некоторые факты.

Из-за ракетных обстрелов за последние 13 лет погибло около 30 человек, ранено примерно 600 (30 человек за 13 лет = примерно 2-3 человека в год в среднем). В дорожно-транспортных происшествиях только за 2013 год погибло порядка 340 человек, пострадавших от 25000 до 30000. Статистические данные взяты из Гугла и, конечно, не очень точны, но точные цифры и не нужны, чтобы понять происходящие. А именно: вероятность умереть от ДТП в 100 раз больше, чем от ракеты. И это только ДТП, есть куча разных смертельных опасностей, которые Всевышний может привести на человека.

Почему государство и стоящие на их службе газеты и телевидение раздувают из ракетных обстрелов слона, понятно каждому мыслящему – им надо самоутвердится и показать, что они нужны, без них никуда, они защитники и т. д. Но вот вопрос: почему все еврейское религиозное общество идет на поводу у этого повсеместного ажиотажа? 

Спасибо, с нетерпением жду ответ.

Уважаемый …!

Прежде всего, разрешите обратить Ваше внимание на некоторую неточность в подсчете. Ракетные обстрелы, особенно, в случае, когда они направлены на все города Израиля, не происходят на протяжении всего года, а только на протяжении некоторых дней в году. Поэтому следует сопоставлять количество пострадавших от ракетного обстрела за определенное количество дней относительно пострадавших от дорожный аварий за эти дни.

Однако поскольку даже за считанные дни количество пострадавших от обстрелов, слава Б-гу, небольшое, нужно понять, почему раввины находятся в таком «ажиотаже», как Вы выражаетесь.

Чтобы ответить на Ваш вопрос, обратимся к словам мишны (Брахот, 54а), которая предписывает входящему в большой город, взывать к Г-споду с просьбой спасти его от возможных опасностей, угрожающих ему там, а при выходе отблагодарить Творца за избавление от них. Эту обязанность мишна никак не связывает с количеством трагических происшествий в этом городе. Сам факт, что в городе есть реальная опасность, обязывает молиться.

В эти дни реальная опасность угрожает всему еврейскому народу. Наши враги желают, не дай Б-г, нашего уничтожения, и поэтому мы должны обратиться к Всевышнему от всего сердца с молитвой о спасении. Тот факт, что Творец по Его великому милосердию до сих пор помогал нам избегать последствий обстрелов и террористических атак (только за последние дни – брошенная в рейсовый автобус и не сработавшая бомба и пойманный террорист-смертник), не только не уменьшает необходимость обратиться к Нему, но наоборот, увеличивает ее. Тем более, что положение, действительно, непростое: эффективность «Железного купола» не стопроцентная (и никогда такой не будет). Задумайтесь, что было бы, если не дай Б-г, только одна ракета, направленная на центр Тель Авива, достигла бы цели? А ведь наши ненавистники пытаются нанести нам удары не только ракетами – они не гнушаются ничем.

На что похожа такая ситуация? На человека, на которого напали разбойники, вооружённые саблями и мечами. Этот человек изо всех сил отбивается от их атак с помощью щита. Всевышний помогает ему на протяжении долгого времени отбивать все атаки, избегая ранений. Неужели факт такого чудесного спасения способен уменьшить важность обращения из глубины сердца к Творцу?! Поэтому раввины нашего поколения призывают в эти дни обратиться к Г-споду с молитвой.

И тут важно подчеркнуть, что раввины вовсе не желают, чтобы мы паниковали. Верующий еврей никогда не должен впадать в панику! Он постоянно помнит, что в руках Творца спасти от любой опасности. Раввины желают, чтобы мы обратились к нашему Отцу с мольбой и просьбой о спасении. И тем самым мы выполним заповедь из Торы (Бемидбар, 10:9): «И когда пойдете войной на вашей земле против притеснителя, вас теснящего, трубите прерывисто в трубы и вспомянуты будете пред Г-сподом, Б-гом вашим, и спасены будете от ваших врагов». Из слов Рамбама в «Законах поста» (1:1) видно, что эта заповедь включает в себя также обращаться к Г-споду с молитвой во времена опасности.

«Железный купол» («кипат барзель») уменьшает упование на Творца?

Я слышал утверждение, что «железный купол» уменьшает упование на Г-спода. Так ли это? Помогите разобраться!

Рамхаль в книге «Месилат Йешарим» (1-ая часть) пишет, что весь этот мир наполнен испытаниями. «И оказывается, что в действительности человек находится в гуще тяжелого сражения, ведь всё, что есть в этом мире – как хорошее, так и плохое – служит ему испытанием», – пишет великий каббалист. Творец дал эти испытания, чтобы предоставить возможность, преодолевая их, подняться на ещё более высокую ступеньку приближения к Нему. «Если человек будет крепок и победит в этой войне на всех направлениях, то станет совершенным и удостоится великой близости к Создателю, выйдет из “коридора” и войдет в “зал”, и осветится светом жизни», утверждает Рамхаль.

Одно из самых серьёзных испытаний для человека – испытание в уповании на Творца, поскольку упование на Творца – наиважнейшее качество, которое требуется от человека, как видно из сказанного в трактате Макот (24а). Из слов пророка Ирмияу мы учим, сколь большую награду получает человек, который надеется на Творца, и сколь большое наказание получает, не дай Б-г, тот, чьё сердце удаляется от Г-спода. И так говорит пророк (17:5-7): «Так сказал Г-сподь: проклят тот человек, который полагается на человека и делает плоть опорой своей и чье сердце удаляется от Г-спода.

И будет он как можжевельник среди степи, и не увидит прихода благодати, и будет жить в сожженной (зноем) пустыне, среди необитаемых солончаков. Благословен человек, который полагается на Г-спода и чьей опорою будет Г-сподь. И будет он, как дерево, посаженное у воды и пускающее корни свои у протока; и не почувствует оно наступающего зноя, и лист его будет зеленеть, и не будет оно озабочено в год засухи, и не перестанет приносить плод». От евреев ожидается, чтобы во всех войнах, которые они ведут с другими народами, они полагались не на оружие и собственную силу, а только на Г-спода, как сказал Давид Гольяту (Шмуэль 1, 17:45): «Ты выходишь на меня с мечом, и с копьем, и с дротиком, а я выхожу на тебя, (полагаясь) на имя Г-спода Воинств, Б-га строя Израильского». И так сказал Давид в книге Теилим (20:8): «Эти (полагаются) на колесницы, а те – на коней, а мы имя Г-спода Б-га нашего вспомним».

Несомненно, «железный купол» является большим испытанием, ведь, если человек будет надеяться на него и считать, что он, а не Творец, его спасает, удалится тем самым от Г-спода. Однако «железный купол» может, с другой стороны, и увеличить веру и упование в сердце человека: если он задумается, насколько большое чудо то, что Творец дал возможность изобрести «железный купол» именно к этому времени, когда технические возможности «Хамаса»  неизмеримо выросли и они имеют в своём арсенале десятки тысяч ракет, немалая часть которых способна долететь до Хайфы. Из этого мы можем увидеть милость Творца и руку Его проведения.

Пророк Ошеа (14:10) пишет: «Прямы пути Г-спода: праведные пойдут ими, а грешники споткнутся о них». Одно и то же может служить для приближения к Г-споду того, кто возжелает этого, а может, не дай Б-г, – для отдаления от Него.

[Дополнение рава Игаля Полищука. Тот, кто задумается, поймет, что защитные возможности «железного купола» не стопроцентные. И несомненно требуется помощь с Небес, чтобы он работал как следует. Эта помощь во многом (мера за меру) зависит от нашего упования на Творца. 

Добавлю также высказывание одного израильского офицера после Шестидневной войны: «Это абсолютное чудо, когда на войне все идет по плану». Такое практически невозможно. Короче говоря, «железный купол» – скрытое чудо, ведь разве кто-то из нас может сказать, что достоин открытого чуда?]

Сотни ракет по Израилю за последние сутки. Почему?

Уважаемый раввин! Мы недавно приехали в Израиль. И тут – война. Почему в Израиле не прекращающиеся войны? Ведь это же святая земля! Почему нужно так страдать за нее?

Из слов Талмуда мы видим, что именно потому, что Израиль – святая земля, на ней происходит столько войн и страданий. И сказано там (Брахот, 5а): «Три чудесных подарка дал Творец евреям, и все они приобретаются страданиями: Тора, земля Израиля и Будущий мир». На первый взгляд, непонятно – неужели Творец не может дать подарки без сопутствующих страданий? Но дело в том, что страдания необходимы, чтобы по-настоящему «прилепиться» к этим «подаркам», чтобы, в конце концов, получить от них настоящую пользу и настоящее удовольствие.

Стих в книге Мишлей гласит (14:10): «Сердце знает горечь души, и к его радости не будет никто примешан». Объясняет Виленский Гаон: в будущем, когда у человека будет великая радость, обратятся все органы к сердцу с вопросом: почему оно радуется больше других органов? На что сердце ответит: «А во время трудностей орган больше всех переживал? Не я ли? Поэтому и во время радости я веселюсь больше всех». Трудные времена – это времена настоящих усилий, когда требуется поддержка и помощь. И это приводит к настоящей близости, и поэтому во время радости сердце ликует больше всех других органов.

Сложность возвращения нашего народа в Святую Землю связана с дополнительной духовной причиной. Она приводится в Зоаре (Шмот, Ваэра, 32а): «В течение четырехсот лет стоит ангел-покровитель Ишмаэля и просит у Г-спода: “У того, кто сделал обрезание, есть удел в Твоем Имени?” Ответил (Творец): “Да”. “Но ведь Ишмаэль сделал обрезание – почему у него нет удела в Твоем Имени?” – продолжил ангел. Творец ответил: евреи делают обрезание по всем законам, а потомки Ишмаэля – нет (есть различные законы обрезания, которые мусульмане не выполняют). И более того, евреи делают обрезание на восьмой день, а потомки Ишмаэля долго остаются необрезанными”. Ангел продолжил: “Но все-таки, поскольку он был обрезан, не полагается ли ему хорошая награда за этот поступок?” Г-сподь согласился с этим утверждением. Что Он сделал? Отдалил потомков Ишмаэля от высшей связи (с Творцом) и дал им во владение Святую Землю на все то время, пока евреи будут в изгнании. Все это время земля будет оставаться пустынной. Потомки Эдома будут неоднократно пытаться отнять ее у мусульман, но успеха они не добьются. Будут кровопролитные войны, земля будет переходить из рук в руки, но потомки Эдома не получат ее. Святая Земля будет принадлежать детям Ишмаэля до тех пор, пока не закончится для них милость Б-жья в заслугу того, что они делают обрезание. И пока не наступит это время, они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну».

Как мы видим, тот факт, что Святая Земля была передана Всевышним в руки потомков Ишмаэля в качестве награды за обрезание, лежит в основе сопротивления, которое они оказывают при возвращении нашего народа на Святую Землю, и дает им силы причинять нашему народу много страданий. Здесь уместно привести мидраш «Пиркей де-Раби Элиезер» (31-ая часть): «Почему называется его имя Ишмаэль (что на иврите означает: “услышь (йишма), Г-сподь (Э-ль)”? Поскольку еще услышит Г-сподь крик Своего народа из-за тех страданий, которые причинят ему потомки Ишмаэля».

[Дополнение рава Игаля Полишука. Противопоставить обрезанию Ишмаэля мы можем только совершенное исполнение завета обрезания (это включает в себя святость и чистоту семейных отношений, и ограждение от запретных связей) и завета Торы (самоотверженное изучение и исполнение, поддержка изучающих ее); кроме того, важно отметить скрупулезное исполнение законов, связанных с землей Израиля, и в частности – законов шмиты.]


http://www.beerot.ru/?p=3510