Голос Яакова против Ишмаэля

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

742
Photo by Nora Hutton on Unsplash

Рана трагедии в Симхат Тора еще далека от заживания. К ней постоянно, день за днем, добавляется боль из-за ежедневно гибнущих наших братьев, страдания пленных заложников и их семей. Корень этого — противостояние Израиля и Ишмаэля, которое сейчас сильно как никогда, и противостояние это продолжает угрожать жизни наших братьев… Рав Моше Шапира זצ»ל на одном из уроков говорил, что у Ишмаэля есть сила молитвы, и лучшее, что мы можем сделать – это противопоставить ему нашу молитву. Что имеется в виду, и как это осуществить?

В Торе есть два места, где упоминается молитва в связи с рождением Ишмаэля. Первое – в главе Лех Леха, где Агарь ведет себя неподобающим образом по отношению к Саре и убегает от нее. Далее Агарь удостаивается великой чести – к ней обращается малах, ангел (есть мидраши, говорящие, что было трое ангелов), и говорит так (Берешит, 16:11): «И сказал ангел Творца: ты забеременеешь и родишь сына… и назовешь его именем Ишмаэль, потому что услышал Всевышний твою боль (твои страдания)». Ункелус переводит это как «и услышал Всевышний твою молитву». Тот, кто немного знаком со святым языком, видит, что имя Ишмаэль состоит из двух слов: ишма – «услышит», и буквы «алеф» и «ламед» – это Имя Всевышнего. В стихе Торы употребляется глагол «услышал», но, как известно, страдания скорее можно увидеть, чем услышать, и поэтому Ункелос переводит это как «услышал твою молитву». Таким образом, само рождение Ишмаэля – это награда Агарь за ее страдания и ее молитвы.

В книге рава Пинкуса о молитве (есть в русском переводе, «Врата в мир молитвы») приводится одно из названий молитвы – бицур – от слов бе-цар, в тяжелой ситуации. Речь идет о том, что человек взывает ко Всевышнему в беде. Видится, что к этой же категории относится и молитва Агарь из приведенного выше отрывка.

Далее в главе рассказывается о рождении Ишмаэля (Берешит, 16:15): «и родила Агарь Аврааму сына, и дал Авраам имя сыну своему… Ишмаэль». Здесь не упоминаются причины, по которым было выбрано именно это имя. С одной стороны, нам известно, что у Авраама был руах а-кодеш, дух святого постижения, но именно в этом отрывке, в отличие от большинства аналогичных, не приводится, почему именно это имя было дано! Объяснение, точнее, одно из объяснений мы приведем ниже.

Далее, в главе Вайера, идет рассказ об изгнании Агарь и Ишмаэля. Раши пишет, что Авраам, изгоняя Агарь и Ишмаэля, не очень позаботился о них, потому что (пишет Раши) Авраам возненавидел своего сына (Ишмаэля) за то, что тот стал преступником. Ишмаэль был болен, и мать несла его на плечах (он был уже взрослым юношей). Когда кончилась вода, она усадила его возле одного из кустов и отошла подальше, чтобы не видеть его смерть. Дальше говорится (Берешит, 21:16): «и подняла свой голос и плакала». Здесь тоже идет речь об особой молитве – молитве сквозь слезы.

Далее говорится (Берешит, 21:17): «И услышал Всевышний голос юноши (Ишмаэля)». Здесь мы видим из самого текста Торы, что и Ишмаэль также молился! Отсюда наши мудрецы выучили важное правило: молитва самого больного принимается быстрее и лучше, чем молитвы других о нем!

Дальше ангел обращается к Агарь, говоря (Берешит, 21:17): «Не бойся, ибо услышал Всевышний голос юноши таким, как он есть (невзирая на то, сколько бед и страданий он еще принесет)». Таким образом, мы видим, что жизнь Ишмаэлю была дарована в силу молитвы его матери, а его спасение, когда он умирал в пустыне – в силу его собственной молитвы.

Есть еще один момент, который мы перескочили в нашем описании событий. В конце главы Лех Леха, когда еще не был отторгнут Ишмаэль, Всевышний обещает Аврааму, что родится Ицхак у его жены Сары. Авраам просит за Ишмаэля (говоря: «Лишь бы Ишмаэль жил пред Тобою», т.е. был Б-гобоязненным), на что Всевышний отвечает ему, что родится Ицхак, и Всевышний заключит Свой завет с ним и с его потомством. Говорит Тора (Берешит, 17:20): «И про Ишмаэля Я тебя тоже услышал, и благословил его плодовитостью, и умножу его чрезвычайно». Видится, что это благословение – очень умножить потомство Ишмаэля – начало реализовываться около 1400 лет тому назад. А особенно заметно это стало в последние 100 лет.

Мы видим (если внимательно прочитаем отрывок), что Всевышний обещает Аврааму, что Его завет будет с Ицхаком – до всех последующих событий: до того, как Сара узнала о греховности Ишмаэля, до рождения Ицхака… Ишмаэль при этом тоже получит свое благословение – но не такое и не так.

Можно обратить внимание, что вся сила Ишмаэля – лишь в силу молитвы: молитвы его матери, молитвы его отца, Авраама, и его собственной! При этом, кроме молитвы Авраама, все молитвы здесь – бицур – просьбы о спасении в беде.

Как мы писали выше, само имя Ишмаэль означает «услышит Всевышний». Что же Он услышит? Во-первых, говорит нам Тора, это молитва его матери, Агарь. Кроме того, мы читаем и про то, что «услышал Всевышний голос юноши» – то есть самого Ишмаэля. Есть мидраш, говорящий: имеется в виду, что Всевышний услышит молитвы Израиля, который страдает из-за Ишмаэля.

Теперь мы можем вернуться к вопросу, который оставили открытым выше: почему не названа причина, по которой Авраам назвал таким именем старшего сына. Рав Моше Шапиро замечает, что Тора не говорит нам прямо, что имел в виду Авраам, когда назвал сына этим именем. Объяснение намерения Авраама: просьба, чтобы Всевышний услышал молитвы Израиля, который страдает из-за Ишмаэля.

В святой книге «Зоар» сказано, что у народа Ишмаэля есть некоторое преимущество перед всеми другими народами, поскольку им дан Всевышним завет брит мила (не такой и не на таких условиях, но все же завет!). Поэтому ишмаэлиты охраняют и властвуют на Земле Израиля до тех пор, пока не наступит окончательное избавление, геула. Более того, противостояние евреев и арабов в последнее время так сильно именно в силу того, что геула близка как никогда, и, чувствуя это, Ишмаэль никак не хочет расстаться со своей властью, старается всеми силами хоть как-то укрепиться здесь. Однако мы, евреи, должны выстоять в этом сражении, и есть проверенное средство. Как говорил рав Моше Шапиро: «Молитвам Ишмаэля нужно противопоставить наши молитвы!»

Молитвы о всем необходимом: о спасении пленных, об излечении раненых, о Тшуве всего народа Израиля и об окончательном Избавлении! Это должны быть молитвы бицур – в час беды и со слезами!

В обычный день мы молимся три молитвы: Шахарит, Минху и Маарив. В Талмуде, в трактате Брахот обсуждается источник этих трех молитв. Одна из точек зрения: эти три молитвы установили наши праотцы: Авраам – утреннюю, Ицхак – послеполуденную и Яаков – вечернюю. Другая точка зрения – в соответствии с тем, что три раза в день приносили жертвы в Храме, наши современные молитвы как бы заменяют жертвоприношения и соответствуют им. Однако нет спора в том, что сила молитвы нашего народа заложена в молитвах наших праотцев и праматерей.

Есть в нашем народе основа молитвы, заложенная в нас праотцами: сила молитвы.

Наши мудрецы назвали молитвы в час беды «голосом Яакова». Яаков учредил вечернюю молитву, уходя в изгнание к Лавану. Вечерняя молитва соответствует периоду изгнания, сокрытия Лика Творца.

Нам нужно вернуть себе «голос Яакова»! Чтобы быть услышанными Всевышним, нам надо молиться так, как Он от нас этого ждет – взывать со слезами к нему в час беды!

Молитва основывается, прежде всего, на вере в то, что наши слова слышимы Всевышним. Это означает не просто то, что Он знает о том, что мы молимся и какими словами, но сами наши слова имеют вес: само правление миром может измениться в силу наши молитв. Это говорит Мишна в трактате Брахот (4:4): «Тот, кто молится молитву постоянно (как постоянный долг), его молитва – не моление». Что означают эти слова? У каждой заповеди есть несколько составляющих, и одна из них – кавана: намерение, смысл, который мы вкладываем в эту заповедь. Одной из каванот любого действия является намерение исполнить повеление Всевышнего просто как физическое действие. Однако в молитве такого намерения самого по себе недостаточно для ее полноценного исполнения. В молитве обязательно должны присутствовать тахануним, моления. Мы должны просить, зная, что наши слова будут обязательно услышаны и могут быть приняты, и просить об этом! Если же человек молится, но не просит о том, что ему по-настоящему нужно – есть сомнение у некоторых законоучителей, исполнил ли он вообще заповедь о молитве, и не нужно ли ему молиться заново. Алаха говорит, что не надо молиться второй раз – однако, если есть в этом сомнение, значит, каждый должен стараться исполнить заповедь наилучшим образом, упрашивая Всевышнего исполнить наши просьбы!

Есть еще один аспект в молитве, о котором говорил рав Пинкус, ссылаясь на Аризаля. Что делает молитву непригодной? Ацвут (грусть, печаль, депрессия)! Это изначально несовместимое с молитвой чувство! Ведь что такое отчаяние? Когда человек уверен в напрасности любых усилий, он не просит у Всевышнего! Молитва получается «бессмысленной»! Ведь нам надо не просто верить, а знать, что Всевышний слышит все, что мы Ему говорим, и Он отвечает нам на наши молитвы! Именно в самой горькой и, казалось бы, безвыходной ситуации нужна истинная молитва, и молитва наша имеет особую силу! Но, в любом случае, какой бы тяжелой ни была ситуация, обращаясь к Всевышнему, нужно делать это в радости или, во всяком случае, не в печали, не в депрессии. Если больно – плачьте, рыдайте, изливайте сердце Творцу, но не в отчаянии, а с надеждой!

Пророк Хавакук установил всю Тору на одну основу: праведник верой своей будет жить! Сила всех заповедей в том, что мы исполняем их с верой, с доверием к Творцу. На практике правило это проявляется в том, что вся жизнь праведника строится вокруг его молитвы. Доверие к Творцу выражается в искренней молитве!

Есть еще один аспект, о котором не все знают. Написано, что руах а-кодеш, дух святого постижения, не снисходит на того, кто не находится в состоянии радости! Когда человек находится в возвышенном состоянии духа, то его разум прилепляется к Высшему разуму – и нечто подобное мы наблюдаем в молитве. Мы уже писали о раби Ханине бен Досе, который по своей молитве за больного знал, будет тот жить, или нет. Откуда он это знал? Он чувствовал, как его молитва воспринимается Наверху! Молитва в идеале – это состояние, когда человек находится в величайшей близости к Творцу.

Рассмотрим молитву «Шмоне Эсре». Эта молитва называется не просто амида – она называется амида лифней а-Мелех, стояние перед Царем. Это особое состояние проявляется в том, что посередине этой молитвы нельзя прерваться! Если взять для сравнения «Шма, Исраэль», отрывки до и после «Шма» – посередине в особых случаях можно прерваться, ответить что-то. Не прекратить полностью, занявшись посторонними делами! Но даже такое разрешение – это потеря концентрации на какой-то момент.

Если же мы говорим про молитву «Шмоне Эсре», то в ней прерываться нельзя! Исключение – только если есть ситуация пикуах нефеш, опасность для жизни. Настолько, что «даже если царь (из плоти и крови) обращается к нему (молящемуся), он не может ему ответить». Если же, продолжая пример, есть опасность, что царь может его убить, то надо ему ответить, но ни в каком другом случае!

Очень важно быть радостным в разговоре с Творцом. Как-то рав Пинкус заметил, что ацвут, упадочное настроения в молитве, сродни кфире – отрицанию основ веры во Всевышнего! Иными словами, ацвут – вещь, противоположная вере во Всевышнего. И, если мы хотим удостоиться близости к Всевышнему, то это состояние глубокой грусти нас, наоборот, отдаляет от Него, и в таком состоянии мы не можем молиться.

При этом не надо путать состояние депрессии с состоянием лев нишбар, разбитого сердца. Мы обращаемся к Творцу как к единственному Спасителю, когда только Он может нам помочь. Это – молитва через страдание, через слезы, и такая молитва нашего народа была услышана много раз.

Если мы противопоставим Ишмаэлю нашу цельную молитву, она будет очень эффективна – нам не только будет легко справиться с кознями врагов, эти козни рассыплются сами!

Особенно наша молитва будет эффективна, если мы изучаем Тору, и исполняем ее. Если мы внемлем Его голосу, мера за меру, и Всевышний внемлет нашему. Однако истинная молитва в беде сквозь слезы может быть принята без всяких условий.

Битахон означает, как правило, уверенность во Всевышнем. При этом уверенность в чем-то или в ком-то другом не может совмещаться с уверенностью во Всевышнем – это взаимоисключающие понятия. Совершенная, искренняя молитва возможна только в том случае, когда человек точно знает, что только от Всевышнего может прийти к нему спасение. Несмотря на то, что мы предпринимаем и усилия, эти усилия не должны уменьшать эту веру! Это – то, что написано о временах перед приходом Машиаха: будет очень тяжело, и все поймут, что нам не на кого опираться, кроме как на нашего Небесного Отца. То, что мы можем противопоставить сегодня Ишмаэлю – это наши молитвы в том виде, который мы получили от наших праотцев – Авраама, Ицхака и Яакова, которые установили наши молитвы, в особенности полноценный «голос Яакова»!

Поднимемся на еще один уровень (хотя бы попытаемся). Говорят наши мудрецы, что Всевышний сострадает нам. Ему больна наша боль! Кроме того, в тяжелом состоянии народа избранного Творцом, в особенности, части народа преданного Торе и Всевышнему есть осквернение Имени (хилуль ашем). Исправление этого – окончательное избавление. Это суть молитвы Кадиш: «Да возвеличится и освятится Великое Имя.» Чтение и слушание Кадиша, вникая в сказанное – это чрезвычайно важное исправление самого себя и всего нашего народа.

Все мы знаем трагедию кантонистов. В связи с этим известен случай, когда группа больших раввинов Российской империи «застряла» в Петербурге в Дни Трепета, и все они были вынуждены быть там и на Йом Кипур. В Петербурге того времени были синагоги, и среди прочих – евреев-солдат. В эту синагогу пришли раввины, и их приняли с большим почетом и уважением, однако перед Неилой (самой возвышенной, завершающей молитвой Йом Кипура) к уважаемым раввинам обратились с просьбой. В той синагоге было принято, что один из солдат, бывший кантонист, ведет Неилу для общины. И вот один из собравшихся, такой же старый огрубевший солдат, как и все остальные, обратился к товарищам, зная и чувствуя все то же, что и они: о чем обычно просят евреи в Йом Кипур? О жизни, о пропитании, о детях… Жизнь нам не нужна – кому нужна такая жизнь? О пропитании мы тоже не заботимся, нас кормит царь, а большее нам и не нужно. Дети? У нас мало шансов жениться и завести детей когда-нибудь. О чем мы вообще можем просить? Только об одном: чтобы освятилось и было освящаемо Великое Имя! С этими словами он начал читать Кадиш: «Да возвеличится и освятится Великое Имя.» и продолжил молитву Неила. Дай Б-г нам всем удостоиться такого же высокого уровня веры и молитвы!

Подготовила: г-жа Адасса Швальб


http://www.beerot.ru/?p=90176