Главные ценности в воспитании детей — Уважение к родителям и учителям

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

428

Ребенок должен уважать и ценить своих родителей. Как взрастить в нем такое отношение? «Современный» подход, совершенно негодный для нас, гласит, что между родителями, учителями и детьми должны быть приятельские отношения. Ясно, что это никак не соответствует духу Торы. Конечно же, между ними всеми должна быть любовь, но стирание границ и абсолютное равенство детей, родителей и воспитателей – это неверный и чуждый нам подход. Каждая сторона должна знать свое место. И, как говорят мудрецы, трепет перед родителями и воспитателями должен быть подобен трепету человека перед Творцом – «…а трепет перед равом, как трепет перед Небесами» (Пиркей авот, 4:12).

С другой стороны, нет сомнений, что отношения между детьми и родителями в семье более близкие и тесные, чем в школе между учениками и воспитателями. С родителями ребенок живет двадцать четыре часа в сутки и видит их в самых различных ситуациях, в то время как в обществе воспитателя ребенок находится считанные часы, и поэтому труднее воспитать уважительное и трепетное отношение к отцу, чем к воспитателю. Близость, существующая между родителями и детьми, больше обязывает родителей (контролировать себя) и больше ограничивает их манеру поведения друг с другом. Когда ребенок слышит, как родители называют друг друга по имени, это может спровоцировать приятельские отношения между ребенком и родителями. Есть супруги, которые называют друг друга (и это правильно) «папа» и «мама»; так в сердце ребенка запечатлевается, что это – как будто их имена. На уважение ребенка к родителям большое влияние оказывает отношение родителей друг к другу; нужно очень следить за этим. От ребенка, который слышит пустые или пренебрежительные разговоры между отцом и матерью, они не смогут требовать, чтобы и он не высказывался в том же духе. Взаимное уважение между родителями во многом определяет уважительные отношения, которые будут у них с детьми. Очевидно, что ребенку нельзя видеть ссору между родителями, даже в мелочах, например, по поводу того, подарить такой-то подарок ребенку или нет, и уж тем более – ссору более серьезную. Если ребенок видит, что между родителями нет согласия, – их авторитет для него падает, и ясно, что последствия для воспитания будут самыми плачевными. Когда между родителями нет полного согласия, ребенок может использовать одного из них в борьбе против другого. Между родителями возможен жесткий обмен мнениями и даже споры, но нельзя, чтобы это происходило на глазах у детей.

Также нельзя, чтобы ребенок слышал, как отец критикует его учителя или рава или даже просто выказывает недовольство ими – это наносит ущерб чувству трепета и уважения ребенка к его раву. Сказали наши мудрецы: «Если рав похож на ангела Всевышнего – учите у него Тору» (Хагига, 15б), – другими словами, воспитатель может иметь успех только тогда, когда он является образцом совершенства в глазах ребенка. Но если ребенок сталкивается с недостатками своего воспитателя, он не может получить пользу от такого наставника в полной мере.

Поэтому, если у родителей есть что сказать учителю или в чем-то упрекнуть его, это не должно происходить в присутствии ребенка, и он не должен даже знать об этом.

Если учитель дал ребенку наказание, которое кажется ему или родителям несправедливым, то они, даже в гневе, не должны высказывать свое мнение в присутствии ребенка. В таком случае они должны связаться с учителем или подойти к нему поговорить – и все это, как сказано, не в присутствии и без ведома ребенка.

Существует прямая связь между уважительным отношением родителей друг к другу и отношением ребенка к родителям и людям вообще. Пример, который подают родители, – главное в воспитании. Всему, что касается отношений между людьми, тому, как очернить человека или обелить его и т.д., дети учатся от родителей. Когда ребенок слышит, как родители пренебрежительно отзываются о других, говорят о них дурно, насмехаются и т. п., в его душе остается очень плохой след. Даже если кажется, что их слова справедливы, надо помнить, что правда сама по себе еще не дает разрешения на злословие. В то же время в обратном случае, когда родители хорошо говорят о ближних, принимают их приветливо и ценят их, это производит хорошее впечатление, положительное и желательное, на душу ребенка.

Мудрецы сравнивают ребенка с чистым листом бумаги, с которого еще не стирали написанное и на котором любое событие оставляет отпечаток (Пиркей авот, 4:20). Нам часто кажется, что ребенок не воспринимает происходящее, – это ошибка! Даже если он и не понимает происходящего, в нем остается «запись», и когда он вырастает, воспоминания всплывают и раскрываются со всей силой, сочетаясь с выводами из того, что он видел у родителей.

Так, мы находим у мудрецов (Авода зара, 5б), что человек может понять идеи своего рава только после сорока лет. Хотя он и знает внешнее толкование, есть большая разница между знанием внешней формы вещей и их подлинным пониманием, на основе которого можно делать выводы. Мудрецы установили срок – сорок лет; нечто подобное происходит и в сфере понимания ребенком своих родителей.

Перевод – рав П. Перлов.


http://www.beerot.ru/?p=53394