Влияние окружения на еврейскую скромность

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1853

«Смешались с народами и научились их обычаям»

Человек по природе своей подвержен влиянию окружения

Рассмотрим один из аспектов скромности. Не будем сейчас обсуждать ни конкретные законы, ни то, каким образом их соблюдать, рассмотрим, как сказывается на нашей скромности влияние окружения, насколько велико это влияние на наши эталоны скромности.

Проблема эта существовала во все времена, как написано в Теилим (106:35): «Смешались с народами и научились их обычаям».

Рамбам (Илхот Деот, 6:1) очень четко говорит об этом: «Человек сотворен таким образом, что в своих суждениях и поступках он подвержен влиянию окружающих, и склонен вести себя в соответствии с обычаями своей страны…». Человек подвержен влиянию окружения – это заложено в его природе!

Чем ближе наше окружение к материальности, чем больше оно склонно следовать за своими вожделениями, тем оно опаснее. Мы не можем абстрагироваться от этого факта, заявив: «Какое мне дело до окружения, меня с ним ничего не связывает», ибо, как мы уже сказали, человек по природе своей подвержен его влиянию.

Качественно различающиеся нормы поведения в разных общинах

Влияние окружения – очевидно. Законы скромности не рассматриваются детально в Шульхан Арух, мы сами определяем, как подобает себя вести, а как – нет. И если мы задумаемся, на основании чего мы это определяем, мы обнаружим, что большая часть наших заключений вытекает из норм, принятых в обществе, в котором мы живем! И в этом – корень проблемы.

Есть много общепринятых норм, которые раввины хотели бы опротестовать, и не могут, ведь «как есть заповедь упрекать того, кто услышит упрек, так же есть запрет упрекать того, кто не услышит». Но нам следует знать: то, против чего раввины не протестуют, совсем не обязательно является подобающим и кашерным! Так же, как не все, что можно увидеть в Бней Браке, было одобрено равом Шахом, и не все, что происходит в Лейквуде, происходит под наблюдением рава Аарона Котлера. Когда прорываются границы, раввины выступают и порицают, вмешиваются и наставляют, но не следует думать, что раз они молчат – значит, все кашерно!

Однажды я молился Девятого ава в одной из американских ешив. Выйдя из здания ешивы после молитвы, я был потрясен. Вся площадь при входе в ешиву была заполнена женщинами и девушками всех возрастов.

Меня это покоробило. У нас в Офакиме такого не было. При строительстве общинной синагоги были приложены немалые усилия, и затрачены немалые средства на то, чтобы лестница, ведущая в женскую половину, была отдалена от входа в мужскую половину. А в Америке это никому не мешало! Почему? Там так принято!

Любой учащийся ешивы, женатый или нет, должен при выходе из ешивы видеть всех женщин?! Я не говорю сейчас о том, запрещено ли это, но, безусловно, речь идет о недостатке скромности!

Машгиах ешивы Мир, раби Йерухам Лейвович благословенной памяти, рассказывал, что в Кельме (и это было не так уж давно) мужчины и женщины ходили по разным сторонам улицы. Как евреи, так и неевреи! Они не чувствовали, что их свободу ограничивают. И, надо признаться, если бы мы с вами жили в Кельме, нам бы это казалось совершенно естественным. Они жили нормальной полноценной жизнью, таковы были нормы поведения, так было принято.

И в то же время, не рядом будь помянуто, в реформистском «темпеле» вам объяснят, что женщину унижает и оскорбляет, когда ей не разрешают заходить туда, где молятся мужчины, а отсылают в женское отделение…

Все зависит от того, к чему мы привыкли. Все зависит от окружения, в котором мы живем, оно влияет на наш образ жизни, на наш образ мышления, на наши эмоции, на все!

Остерегайтесь крайностей

Мне как-то довелось в одном американском еврейском печатном издании увидеть письмо еврея, который был вынужден присутствовать на выпускном вечере своей дочери-восьмиклассницы, и сожалел об этом. Он считал, что папе следует ходить на выпускные вечера к сыновьям, а к дочерям пусть ходит мама.

Среди прочего он пишет: «С точки зрения еврейского закона нет никакой проблемы присутствовать при публичном выступлении девушки, но мне кажется, что все же не подобает этого делать». Редакция сочла нужным отреагировать на это заявление, сделав в этом месте примечание: «В этом однозначно нет ничего плохого»!..

Вот, пожалуйста, пример совершенно недопустимого явления, в котором местные евреи не видят никакой проблемы. Сказывается влияние окружения, и явление становится общепринятым.

Когда мы сталкиваемся с такими явлениями, мы должны быть настороже.

Ибо, подвергаясь влиянию окружения, мы должны отдавать себе отчет, что это влияние может сильно изменить «средние» стандарты. Например, мы хотим найти среднее арифметическое нескольких чисел, лежащих в промежутке от двадцати до пятидесяти. Понятно, что результат тоже будет лежать в этом промежутке. Но если к этому набору мы добавим число «два с половиной миллиона», результат будет далек от этого промежутка, равновесие будет нарушено!

Мы живем в обществе с определенными стандартами, и когда мы сталкиваемся с из ряда вон выходящими явлениями, равновесие нарушается. Эти крайние явления, как и то неожиданно большое число, резко меняют «средние» стандарты.

Здесь уместно вспомнить случай, имевший место во время большого конгресса «Агудат Исраэль», на котором присутствовало несколько тысяч человек. Женщинам был отведен балкон, напротив которого установили перегородку. Высота перегородки была чуть выше женских голов. Пришедшие на собрание хасиды посчитали это недостаточным и потребовали сделать перегородку до потолка. Организаторы возразили, что и так ничего не видно, и нет необходимости что-либо менять.

Для разрешения спора обратились к Хафец Хаиму, благословенной памяти. Он ответил так. Данное собрание организуется с целью привести присутствие Всевышнего. А присутствие Всевышнего зависит от соблюдения законов скромности, как написано: «Чтобы не увидел Он у тебя наготы и не отступился от тебя» (Дварим, 23:15), потому не может быть никаких пределов при установлении перегородки!

Когда разница огромна и очевидна, влияния не существует!

Возникает вопрос, что мы можем сделать, чтобы испорченное окружение не влияло на нас?

Ответ заключается в том, что влияние общества существует там, где есть какая-то связь.

Например, у кого-то есть курятник. Он ежедневно часами находится в обществе кур. Несмотря на это, куры никак на него не влияют. Ему не придет в голову залезть в курятник и начать кудахтать…

Человек, по роду своей деятельности занимающийся животными, не подвергается их влиянию. Он подвержен влиянию того окружения, с которым у него есть связь, какой-то общий знаменатель. Человек с животным – так не похожи по сути своей, что ни о каком влиянии не может быть и речи.

Я слышал от одного мудреца из ешивы «Бейт а-Талмуд» в Америке следующее:

После казни градом фараон попросил Моше-рабейну молиться за него. Сказал ему Моше: «Когда выйду из города, подниму я руки свои к Б-гу» (Шмот, 9:29). Поясняет Раши: «В городе он не мог молиться, ибо он полон идолов».

Тот мудрец сказал (я думаю, на основании мидраша или комментариев), что здесь имеется претензия к Моше-рабейну, ведь про Всевышнего написано в трактате Бехорот: «И пройду по земле египетской». Как Всевышний мог пройти по городу, полному идолов? Разница между Всевышним и египетской нечистотой настолько огромна, что влияние этой нечистоты невозможно! Если так, то зачем надо было Моше выходить из города? Он был настолько оторван от нечистоты Египта, был настолько выше этих идолов, они никак не могли на него повлиять! Его с ними ничего не связывало!

«Слова Торы не принимают нечистоты»

Сказано про Всевышнего: «Я, Г-сподь, не изменился» (Малахи, 3:6). Всевышний не меняется, окружение Его не касается и не влияет на Него.

В святой книге Зоар есть предложения, упоминаемые также в книге «Нефеш а-Хаим»: «Израиль, Тора и Всевышний – одно и то же», «Тора – это Всевышний». Изучая Тору, мы изучаем Всевышнего. Основа этого – в словах наших мудрецов, благословенной памяти (Шмот Раба, 33:1): «Сказал Всевышний Израилю: “Я даровал вам Мою Тору и как бы даровал и Себя вместе с ней”». Любая заповедь приближает нас к Создателю, но, выполняя заповедь изучения Торы, мы как бы изучаем Его самого!

Есть много степеней величия еврейского народа: праведники, благочестивые, богобоязненные, любящие Всевышнего. Есть ли среди нас сегодня праведники? Наши мудрецы благословенной памяти объясняют, кто такой праведник: «Праведником правит доброе начало» (Брахот, 63б) – все действия праведников продиктованы их добрым началом. Они не возьмут в руки стакан с напитком просто так, а только если им очень хочется пить в данный момент, да и то лишь, когда они уверены, что данный напиток призван утолить жажду, полезен и не содержит вкусовых добавок неизвестного происхождения и кашерности, иначе они будут избегать его так, как будто это – яд!

Если на упаковке, которую мы собираемся купить, указан длинный перечень ингредиентов, о происхождении которых мы не имеем ни малейшего понятия, возможно, мы скажем себе, что ничего страшного тут быть не должно… Для праведника же некашерная еда равноценна яду! И пока он на сто процентов не уверен, что данный продукт – кашерный вне всяких сомнений, он боится даже приближаться к нему! Злословие для праведника – как нож в сердце…

Но, обратите внимание, несмотря на то, что праведников в нашем поколении мало, что, безусловно, является следствием испорченности поколения, мудрецов, слава Всевышнему, – довольно много. Однако уровень поколения не позволяет достичь величия в Торе…

Мудрецов Торы – много, потому что единственная вещь, которой окружение никак не может навредить, это – Тора! Ибо Тора – это Всевышний. В изучении Торы заключено столько святости, что нечистоте туда не проникнуть! «Слова Торы не принимают нечистоты» (Брахот, 22а) – все принимает нечистоту, кроме слов Торы.

А если так, то для нас, живущих в окружении, насквозь пропитанном нечистотой, единственный способ уберечь себя – учить святую Тору! Это – единственная стена, способная защитить нас от опасного влияния окружения.

В прошлом в местечках встречались евреи, которые были полными неучами, порой не умели даже читать и писать, и все же в той атмосфере святости, которая царила в местечке, они могли соблюдать заповеди, не изучая Тору. Но сегодня, в атмосфере скверны, в которой все разрушается и развращается, единственное, что может защитить нас от вредного влияния окружения – это изучение святой Торы. Люди, которые не учат Тору, не отдают ей всего себя, не находятся в рамках Торы, практически не способны защититься от окружения!

Это хорошо видно на примере евреев, вернувшихся к Торе. Если молодой человек, начавший соблюдать заповеди, не проучится в ешиве хотя бы какое-то время, практически нет шансов, что он останется соблюдающим. То же верно и в отношении девушек, не учившихся в соответствующих заведениях. Они не смогут удержаться на выбранном пути.

Единственная защита от окружения, единственная гарантия, что мы и наши дети останемся евреями – это самоотверженное изучение святой Торы!

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=7352