Еврейская женщина и успех в современном мире — Взгляд сквозь призму Торы

Дата: | Автор материала: Рав Арье Кац

3058

Может ли еврейская женщина быть успешной?

По сравнению с любой эпохой в истории человечества, в наше время женщины добились значительных успехов. Хотя многие аналитики утверждают, что так называемый «стеклянный потолок» все еще мешает многим женщинам занимать лидирующие позиции в политической и экономической жизни общества, каждый может легко убедиться и в обратной тенденции.

В современном мире у женщин появились невиданные полномочия и влияние. Никого не удивляют женщины-политики (даже главы государств!), женщин-адвокаты и общественные деятели, топ-менеджеры крупнейших мировых компаний! Да, в нашем мире женщины легко берутся за прежде исключительно «мужскую» работу и преуспевают в этом.

К сожалению, все эти победы женщин в общественной жизни часто происходят за счет тяжких поражений, и прежде всего это касается дома и семьи. Семейные ценности в современном западном обществе прочно отодвинуты на второй план карьерой, заработком и получением удовольствий исключительно для самого себя. Кроме того, пресловутое равенство лишило женщин их уникальности в этом мире. Постараемся взглянуть на описанное положение сквозь призму Торы и понять, настолько ли значим успех, добытый ценой таких жертв. Может ли еврейская женщина быть успешной и при этом оставаться еврейской женщиной?

Ни для кого не секрет, что современная экономика во многом зависит от массового производства, которое, в свою очередь, стоит на принципах стандартизации. Много одинаковых машин, выпущенных с конвейера, можно продать гораздо выгоднее, чем одну, уникальную, собранную руками людей. В наши дни равенство означает стирание каких-либо границ – все должно быть одинаковым, стандартизированным. Видимая разница в выпускаемых продуктах давно стала уделом тех, кто товар рекламирует, а не тех, кто его производит (то есть, по сути, эта разница является надуманной и весьма условной). К сожалению, этот принцип прочно укоренился и в обществе, в отношениях между людьми. Стирание границ (а заодно отмена «устаревших» условностей в поведении, семейных отношениях и т. п.) происходит под яркими лозунгами о «равенстве» и «толерантности». Таким образом, в современном мире мужчина и женщина постепенно потеряли свои уникальные черты (кроме внешних, физических признаков).

Но если мы посмотрим на историю нашего народа, то поймем, что вся эта «стандартизация» общества нам абсолютно чужда. Наша уникальность, наша историческая миссия – нести свет Торы в этот мир – всегда обеспечивали нам сохранение и выживание. Такой же подход верен и в отношении мужчин и женщин. Тора принципиально различает миссию и роль мужчин и женщин в этом мире (при этом речь не идет о том, что те или другие более важны; роли мужчин и женщин в мире важны в равной степени).

Адам и Хава

Зададим себе непростой вопрос: зачем Всевышний создал мужчин и женщин? Почему нужно было населить этот мир столь разными существами? Разве не проще было создать один вид? Однако Всевышний, в Своей абсолютной мудрости, поступил иначе: «И сотворил Б-г человека по образу Своему, по образу Б-га (бе-целем Элоким) сотворил его, мужчину и женщину – создал их» (Берешит, 1:27).

Всевышний создал два разных вида – мужчину и женщину – бе-целем Элоким, «по образу Своему». Таким образом, замысел Творца состоял именно в том, чтобы создать разных по сути существ, которые будут реализовывать Его замысел в этом мире! Причем само существование двух таких разных видов указывает на то, что каждый из них должен обладать уникальными чертами в служении Творцу.

Идеальный баланс

Наш святой язык, лашон а-кодеш – язык, на котором дана Тора и которым был сотворен наш мир. Святой язык идеально отражает внутреннюю суть описываемого субъекта. Именно поэтому в иврите нет безличного понятия «это». Все существительные – мужского или женского рода. С помощью святого языка, приведем несколько примеров уникальности мужского и женского начала, а также их идеальной взаимосвязи.

Слово гуф (тело) на святом языке – мужского рода. А слово нешама (душа) – женского. Человек состоит из тела и души, при этом сущность гуф и нешама, их роли – совершенно разные. Однако по отдельности они никогда не смогут выполнить общее предназначение – стать человеком.

Другой пример. Слово эц (дерево) – мужского рода. Адама (земля) – женского. Без земли дереву неоткуда вырасти, но и земля, если не дает жизнь дереву, теряет свою роль. Таким образом, дерево и земля в одинаковой степени нуждаются друг в друге!

Изначально первый человек был сотворен мужчиной и женщиной, и его душа объединяла оба начала (см. Рамбан на Берешит, 1:27). Но затем Всевышний разделил мужское и женское начало. Получается, что человек, с одной стороны, объединял в себе оба начала, но с другой – после разделения – получил уникальные черты разных полов для полноценного воплощения целем Элоким в нашем мире. Сама по себе эта тема – воплощение образа Творца в мире – для более глубокого изучения за рамками данной статьи. Приведем лишь небольшой намек, воспользовавшись уникальностью святого языка. Для обозначения Творца в наших святых книгах используется оборот а-Кадош Барух У – Святой, благословен Он. Этот оборот мужского рода. Тем не менее, слово Шехина – Б-жественное присутствие в нашем мире – женского рода.

Жить по образу Творца

Итак, мужчина и женщина получили разные средства для достижения одной и той же цели – воплощения целем Элоким в нашем мире. Что это означает на практике? И мужчины, и женщины по Торе реализуют одно и то же предназначение, но разными путями. Более того, мужчина и женщина дополняют друг друга в этом, оставаясь, тем не менее, разными. То есть, в конкретных жизненных ситуациях образ действия мужчин и женщин серьезно различается. Примеры тому – отношение женщин к молитве, исполнению заповедей, связанных со временем. Важно отметить, что все это ни в коем случае не означает даже малейшую «ущербность» женского служения Творцу!

Сама по себе роль еврейской женщины в мире очень непроста – мать, воспитатель, хранитель уникальной святости еврейского дома. Эта роль становится еще более сложной, если есть недопонимание уникальности женщины как творения! Уже упоминавшаяся мнимая «ущербность» исходит как раз из того, что люди (это в равной степени касается и мужчин, и женщин) не понимают уникальности женского служения Творцу. Невозможно сделать женское начало второстепенным или приниженным – без этого сама «жизнь по образу Творца» не будет полноценной.

«Мир мужчин»

Не секрет, что на протяжении долгих столетий в мире доминировали мужчины. Среди длинного списка правителей на протяжении многих веков лишь иногда будут попадаться царицы, а не цари. И даже те женщины, которым удавалось взойти на трон, опирались в своей деятельности на мужчин. Таким образом, когда человечество подошло к вопросу равноправия полов, оно решило задачу просто – сделало женщин похожими на мужчин, дало им чисто «мужские» обязанности и функции. Для того чтобы добиться успеха, женщине требовалось действовать подобно мужчине. Трагическим результатом этого стала потеря женщинами своей уникальности. Яркий пример тому – современный спорт, где все чаще звучит совершенно немыслимое и парадоксальное в прошлом утверждение о необходимости проверять спортсменов на принадлежность к мужскому или женскому полу! Почему так? Современная наука внесла свой печальный вклад и начала стирать казавшиеся очевидными физические различия! Можно сказать, что человечество успешно движется к полному исчезновению границ между мужчинами и женщинами.

Еврейский дом

Выше мы сказали, что уникальность нашего народа – в сохранении собственной традиции, последовательной защите от чуждых влияний. Наиболее прочным бастионом на пути таких веяний извне всегда оставался еврейский дом, хранителем которого всегда была женщина. Достаточно вспомнить, какую роль сыграли еврейские женщины во время египетского рабства, чтобы понять, почему такая ценность, как святость еврейского дома, отдана на сохранение именно женщинам.

Тем не менее, трудно отрицать, что и в наш народ начали проникать изначально чуждые идеи о том, что дом и семья – второстепенны по отношению к карьере, работе и т. п. Часто тяжелая ситуация вынуждает еврейских женщин брать на себя нелегкое бремя обеспечения материального достатка. Кроме того, праведность еврейских женщин выходит за рамки семьи: желание помочь людям, быть полезной для других – вполне объяснимо с точки зрения Торы.

Со временем сложилась такая ситуация. Еврейская женщина, с одной стороны – царица дома, хранитель святости семьи, а с другой стороны – нужно реализовать себя и вне дома. Как совместить это и при этом правильно расставить приоритеты? Ведь вопрос не в том, может ли еврейская женщина быть успешной вне дома. Может! Вопрос в том, успех на каком из этих поприщ считать главным и определяющим.

Невозможно переоценить самоотверженность женщин, которые идут работать ради поддержания своей семьи, ради помощи своим мужьям, которые занимаются Торой. Еврейский дом не может существовать без Торы, которую несет в дом мужчина! Но за каждым великим в Торе мужчиной стоит его жена, роль которой часто не так заметна снаружи, но без которой не было бы и величия в Торе ее мужа.

Тем не менее, Тора подчеркивает важность еврейского дома! Невозможно отвести еврейскую семью на второй план. Невозможно заявить, что воспитание детей не важно или менее важно, чем заработок.

Есть история про одного раввина и лектора, который объяснял на семинаре, что жизнь по Торе может принести в семью радость и счастье. Кто-то из слушателей спросил: «Ну, с вами понятно – вы известный раввин и преподаватель. А как Тора помогает самореализации вашей супруги? Чем она известна, кроме того, что готовит вам еду? Это – радость и счастье, о котором вы говорите?». Раввин ответил: «Вы знаете, моя жена – успешный руководитель уникального учебного заведения для одаренных детей. И именно воспитание и жизнь по Торе помогают этому заведению процветать». Услышав о жене – успешном руководителе, слушатели зааплодировали, а раввин улыбнулся и добавил: «Это уникальное учебное заведение – наша семья».

Эта история очень хорошо иллюстрирует правильное отношение к дому и семье по Торе. Но в современном мире, к сожалению, более успешной будет считаться женщина, которая руководит, к примеру, школой. Тогда как мать, отдающая все свои силы на воспитание собственных детей (и добивающаяся успеха!), многим зачастую видится аутсайдером и человеком, не реализовавшим себя в жизни.

Сила оставаться самим собой

На протяжении многих веков наш народ выживал в силу нерушимости еврейского дома. Еврейские женщины не шли на компромиссы и не поддавались влияниям извне, отказывались следовать причудам окружающего общества.

Что давало еврейским женщинам силы «плыть против течения», и при этом хранить наши дома? Сознание избранности Всевышним для уникального служения. В утренних благословениях женщины говорят: «Ше-асани ки-рецоно» («…что сделал меня по Своему желанию»), выражая благодарность Творцу именно за то, что Он сотворил их по Своему желанию! И это же благословение демонстрирует разницу между мужчиной и женщиной. В жизни по воле Творца в рамках созданных Им различий заложена уникальная возможность самореализации. Еврейская женщина никогда не теряла своих уникальных качеств, не пыталась смешаться с окружением или подстроиться под обстоятельства, и ее жизнь была наполнена смыслом и радостью.

В начале статьи мы задали вопрос, может ли еврейская женщина быть успешной. Можно долго рассуждать о том, какие причины приводят к тому, что в наше время многие еврейские женщины вынуждены реализовывать себя и за пределами своего дома. Тем не менее, понимая важность и приоритетность еврейского дома, еврейская женщина всегда остается самой собой. Даже выходя из собственного дома, она не теряла своих уникальных святых качеств! «Успешный руководитель», «важный сотрудник» и т. д. всегда оставался любящей женой, матерью и хозяйкой, именно в силу того, что еврейская женщина хранит свою уникальность, свою частицу целем Элоким.

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=18020