Еврейская семья и исправление греха Адама и Хавы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

562

Грех первого человека – тема хорошо известная, но хотелось бы обратить внимание на один момент, который большинство людей как-то упускает из вида. Почему он называется «хет Адам а-ришон»? Почему мы говорим, что согрешил Адам, ведь, как мы знаем из написанного в Торе, первой соблазнилась Хава, а потом уже накормила Адама! Да, Хава тоже была наказана за грех, однако то, что сам грех называется «грехом Адама», говорит об особой ответственности Адама за все произошедшее.

Когда Нахаш, змей, пришел соблазнять Хаву, он начал с того, что стал рассказывать ей, какое красивое это дерево, какие на нем желанные плоды – т.е. стал ее соблазнять. На иврите слово соблазн – «питуй» – однокоренное со словом «пети», дурачок. Есть даже поговорка «пети маамин ле-коль давар» – «дурачок всему верит». Как все это связано между собой?

С одной стороны, у женщин есть большое достоинство – «бина йетейра», особое понимание. Но, с другой стороны, это компенсируется некоторым недостатком. Сказано «нашим даата кала» – «женский ум – легкий (поверхностный)». Имеется в виду, что слабая сторона женщин в том, что касается мудрости принятия правильного решения. В Талмуде приводится страшная история про раби Меира и его жену, Брурию. Брурия была женщиной настолько большого ума, что обучала танаим Торе! В какой-то момент она решила, что фраза про «легкий ум» относится ко всем женщинам, но только не к ней. Раби Меир доказал, что и к ней это относится в равной мере, но это стоило ему многого.

Современные эмансипированные женщины, стремящиеся к полному равноправию с мужчинами, приводят как аргумент то, что они учатся в университетах и управляют заводами, но ведь и Брурия не была простой женщиной – она преподавала сотням мудрецов Торы, а это требовало незаурядных знаний и глубокого понимания (а если глубже вдуматься в слова Талмуда, то у нас нет никакого представления о ее гениальности, о широте и глубине ее постижения; воистину – бина йетера, да еще какая). Тем не менее, Брурия была женщиной, и ее ум оказался «даата кала», буквально – легким (в том смысле, что его оказалось легко сдвинуть).

Даат – это сила принятия решений, сила идти по прямой дороге. Человека с сильным качеством даат сдвинуть с прямого пути очень тяжело, его не соблазнишь! Слабый же человек, у которого качество даат «хромает», является «легким» и может легко отклониться от прямой линии, свернуть с пути под внешним влиянием.

Когда мы говорим об идеальной паре, мы подразумеваем, что оба супруга вкладывают все лучшее от себя: женщина приносит в дом бину, понимание вещей. А мужчина – даат, силу и способность принять правильное решение, буквально – уравновесить обе эти вещи. В глобальном смысле – это то самое единство, о котором говорится в Торе «и станут они единым целым», и именно такое единство желанно Всевышнему.

У такой гармоничной системы отношений есть лишь один «секрет» – женщина должна подчиниться мудрости мужа, его решениям. Вся история с Хавой, Змеем и Адамом теперь выглядит более понятной: Нахаш верно выбрал Хаву, чтобы соблазнить ее отведать плодов, поскольку ее даата кала позволила Змею с легкостью убедить ее совершить то, что Творец запретил. Если бы все на этом закончилось, непослушание Хавы не имело бы таких разрушительных последствий. Однако она пошла дальше и убедила мужа, Адама, также попробовать плоды. И вот это уже было большим грехом, поскольку у Адама как у мужчины не могло быть никаких оправданий. Его разум – даат – должен был подсказать ему правильное решение и помочь точно следовать заповедям Творца. Тот факт, что он поддался на соблазн жены, и являлся наибольшим грехом, и именно это ставится ему в вину в первую очередь.

Женщины очень впечатлительны. Под впечатлением от чего-либо они могут принести в дом что-то такое, чему в еврейском доме совсем не место. Роль мужчины при этом – быть своего рода противовесом, проявить мудрость и не только устоять и не соблазниться самому, но и указать правильный путь супруге. Заметим лишь, что при любом негодовании, каким бы ни был праведным его гнев, – порицание должно быть высказано в дружелюбной форме, «бе даркей шалом». Все это не отменяет необходимости «поставить жену на место», более того, это не только желательно, но просто необходимо!

В воспитании, особенно современном, есть распространенная ошибка – воспитывать детей по принципу «все разрешено». Последователи такого метода утверждают, что это развивает личность ребенка, но на самом деле, это ее как раз разрушает. Одно из важнейших условий формирования здоровой психики у ребенка – знание границ, что можно и чего нельзя. В воспитании ребенка нужно обозначить такую «скалу», которую невозможно сдвинуть. По-русски про избалованных детей говорят, что они «вьют из родителей веревки», и нам, как родителям, важно не быть такими «веревками». Границы, та самая «скала» – это не просто знак «стоп», это еще и надежная опора в жизни, которая необходима для здорового развития ребенка, его ориентир в неизученном пока мире.

Нечто подобное должно существовать также и в отношениях между мужем и женой. Женщине очень важно знать, что ее муж – скала, опора. Если же муж во всем ей уступает, то возникает ощущение, что муж – «тряпка», и это очень грустно. У некоторых мужчин может появиться недоверие к таким словам – как же так, ведь мы соглашаемся, уступаем, все во имя шлом байта, во имя добра?

Тора предписывает женщине относиться к мужу, как к царю. Цари, как известно, бывают разные, но наибольшим авторитетом пользуются все же сильные правители, в слове которых можно быть уверенными. Если же муж как правитель семьи постоянно уступает и не имеет силы голоса, то относиться к нему так, как предписывает Тора, очень непросто. Таким образом, и жена, и дети должны видеть в муже и отце, в первую очередь, сильное начало, ту самую «скалу», на которую можно опереться. Мужчина должен привнести в семью особые законы, правила и принципы, которым все должны неукоснительно следовать (речь идет, конечно, о здравых, разумных принципах, а не о самодурстве). Принципы эти – Тора, заповеди, любовь к Всевышнему – должны стать прочной почвой, на которой наши дети смогут крепко стоять и расти праведными евреями.

Одно из проявлений силы царя состоит в том, что он думает и заботится о своих подданных, и когда он идет им навстречу, это не выглядит уступками. Поэтому все сказанное выше не отрицает разумную гибкость. К примеру, когда муж – это «скала» во всем, что касается основных принципов еврейской семьи (в частности, своей учебы, учебы и воспитания детей, ограды дома от окружающего зла), и вместе с тем он чувствует свою жену и детей и при любой возможности (не противоречащей принципам) ищет, как сделать им хорошо – тогда в нем есть настоящая сила, а в доме царит настоящий шлом байт.

После греха Адам а-ришона во всех последующих поколениях имели место грехи, пока не пришли в мир Авраам, Ицхак и Яаков, а затем и весь еврейский народ, который Всевышний выбрал для осуществления двух основных задач. Первая – исправить грех первого человека, и вторая – подняться еще на одну ступень выше – удостоиться того олам аба, Будущего мира, в который должны были подняться Адам и Хава из Ган Эдена, если бы выдержали испытание. В этом нам ежедневно и ежечасно мешает наше дурное начало, но важно понимать, что корень всех его ухищрений остается неизменным: то, как Змей соблазнил Хаву. На нас, как на избранном народе, лежат в этой связи две основные задачи: первая – не повторять греха. Вторая – понять, при каких условиях и по каким причинам был совершен грех, и исправлять в самих себе эти причины.

Сказано, что Всевышний создал человека прямым. А впоследствии он стал искать «хешбонот рабим», «многие расчеты». Прямой человек – тот, который все время следует воле Творца, идет прямым путем, и никакие размышления его с этого пути не сдвигают. «Расчеты» – это то, с чем Змей пришел к Хаве, и с чем позже Хава пришла к Адаму: несмотря на то, что прямой путь был известен, они стали приводить многие доводы в пользу того, как еще лучше и еще правильнее поступить.

Давайте осознаем, что движет нами, когда мы принимаем решения. Рав Моше Шапиро привел как-то в пример кота, который выбирает между двумя мусорками: там больше мяса, а там больше рыбы, там пахнет приятнее, а там больше еды. На основании своего кошачьего опыта он решает, в какую мусорку прыгнуть первой. Какое это имеет отношение к данной нам Б-жественной свободе выбора? Никакого. Но этот пример имеет самое непосредственное отношение к тому, как мы принимаем решения.

Можно принять решение, руководствуясь знанием о воле Творца и желанием следовать этой воле – чего желает от меня Всевышний, то я и выбираю. При этом так можно сказать даже о том случае, когда человек выбирает более высокооплачиваемую работу или более просторную квартиру – если и работа, и квартира будут служить святым целям. Это и есть выбор Б-жественного человеческого разума, здесь и проявляется настоящая свобода. Есть при этом и другой путь – все время искать, где выгоднее, где приятнее, где можно получить больше удовольствий. Этот выбор не отличается от выбора кота перед двумя мусорками. Ведь у кота в такой момент тоже много «мыслей в голове» – в какую мусорку прыгнуть, где больше мяса и т.д. Есть ли у этого кота данная Свыше свобода выбора? Очевидно, что нет. Совершенно не запрещено искать для себя более приятное место, например, чтобы учить Тору, если при этом есть понимание, что именно в этом месте человек сможет наиболее полноценно реализовать свой потенциал.

Также и при выборе жены человек руководствуется не в последнюю очередь чувством приятности, которое у него будущая жена вызывает (и это необходимо для истинного единения супругов). Но как сильно отличается это чувство, основанное на желании построить настоящий еврейский дом, в котором присутствует Шхина, от той низменности, которой наделила понятие выбора партнера современная культура!

С точки зрения изложенного выше, грех первого человека выглядит более очевидным. Первое неправильное действие – отход от прямой линии, расчеты, выгодно ему или не выгодно съесть этот плод. Безусловно, так приняли мы от наших мудрецов, что и Адам, и Хава в своих решениях руководствовались лишь благими намерениями: они думали, как сделать так, чтобы служить Всевышнему еще лучше, чем Он заповедовал. В этих размышлениях и крылись «хешбонот рабим», большие расчеты.

Книга Берешит называется «Сефер а-Яшар», «Книга прямоты». Наши праотцы называются «прямыми». Изначально человек отошел от прямой линии, и это было падение Адама и падение следующих поколений. Наши праотцы – Авраам, Ицхак и Яаков – называются «прямыми», потому что они начали возвращаться на ту прямую линию, с которой человечество сошло.

У наших праматерей – Сары, Ривки, Рахели и Леи – есть, безусловно, свой величайший удел в исправлении мира. Учитывая, что они были женщинами, можно предположить, что их поведение должно было как-то исправить то, что искривила Хава. Наши праматери дали нам такой пример: Сара убрала из своего дома Ишмаэля. Ривка отдалила Эйсава от Яакова. Хава как бы привнесла зло в себя и в своего мужа, а наши праматери это зло, наоборот, отторгли. Так, Сара потребовала от своего мужа Авраама очень болезненной операции – чтобы он убрал, выгнал из дома своего собственного сына с его матерью… Ривка спасла брахот для Яакова от другого своего сына – Эйсава, и видится, что именно благодаря своей «бина йетера» она понимала, что если все благословения получит Эйсав, будет катастрофа. В случае с Ривкой, даже в отличие от Сары, мы не можем говорить ни о каком предпочтении собственного сына перед сыном другой женщины – и Яаков, и Эйсав были ее сыновьями, которых она вынашивала в своей утробе! Но и про нашу праматерь Сару ни в коем случае нельзя подумать, что она «сводила счеты с соперницей», не дай Б-г!

Когда про наших праотцев говорят «яшарим», прямые, имеется в виду наличие этого качества – прямо следовать путями Всевышнего – также и у их жен было такое качество. Говоря же о Ривке, заметим, что ее мудрость, бина, распространяется на долгую перспективу – она не только лишает одного своего сына брахот в пользу другого, но и отсылает Яакова подальше от дома – не только потому, что она боялась мести другого сына, а еще и затем, чтобы он ни в коем случае «не взял дурную жену в дом»!

Мы видим, что наши праматери ограждали своих мужей и свое потомство от зла, которое могло к ним присоединиться в той или иной форме, и в этом есть исправление греха Хавы, которая внесла зло в свою семью. О наших праматерях сказано «хохмат нашим банта бейтам» – «мудрость женщин построила их дом». Первая мера, которую принимает мудрая женщина – это отдалить зло от собственного дома, и охранять дом от зла, чтобы оно в него не вошло.

Рав Ицхак Гутнер сказал, что при Аврааме у Сары была функция оградить Ицхака от Ишмаэля. Когда же Сара умерла, Авраам вернул себе наложницу, от которой родились еще несколько сыновей – и их уже отдалил сам Авраам, продолжая дело жены. При этом он отослал их настолько далеко, что мы с вами даже не знаем, что это были за народы, которые произошли от Авраама.

Есть несколько видов зла, которые, не дай Б-г, могут войти в наш дом, и один из этих видов – это отсутствие шлом байта. У большинства выходцев из советских семей нет представления о том, что такое нормальная семья, и, наоборот, вещи совершенно неприемлемые для многих из нас в прошлом были нормой. Нам надо научиться заново воспринимать вещи такими, какими они должны быть, и зачастую это означает полностью изменить заложенные в нас в детстве стандарты. Речь даже не идет сейчас о традиционных полноценных религиозных еврейских семьях – зачастую мы не видели даже нормальной семьи среди народов мира! Важно прийти к новому, правильному пониманию, но для этого надо сначала забыть то извращенное понимание нормы, которое многие из нас получили в прошлом.

Сказано в Торе: «Оставит человек своих родителей и прилепится к жене, и станут они едины». Раши комментирует, что под «единой плотью» Тора имеет в виду детей как продукт обоих родителей, а Рамбан говорит, что это как раз означает именно единение родителей – когда оба супруга являют собой прекрасный гармоничный союз. Обстановка, в которой рождается и растет ребенок – крепость семьи, взаимная любовь и уважение родителей – это тот фундамент, на котором строится вся личность ребенка. Когда же дом превращается в арену конфликтов – даже, если родители настолько интеллигентны, что при детях делают вид, что все в порядке – дети очень хорошо чувствуют отсутствие истинного мира в семье. Отсутствие мира в семье влияет не только на общую атмосферу в доме. Знающие люди говорят, что одной из причин отхода детей от Торы, не про нас будет сказано, является проблема в шлом байте у родителей. Поэтому, если нас заботит, чтобы наши дети выросли здоровыми – в том числе духовно – успешными, праведными евреями, нам, каждому, следует приложить, в первую очередь, все усилия для того, чтобы создать хорошие правильные отношения со своим супругом.

Гмара в трактате Недарим говорит о том, что гармоничные отношения с супругом важны с самого первого момента существования новой жизни – с момента зачатия ребенка. То, как он приходит в этот мир, откуда, из какого духовного источника берет свое начало, непосредственно влияет на всю его будущую жизнь. Так нам становится понятен совет многих консультантов по воспитанию детей: хотите воспитать прекрасного ребенка – воспитайте сначала себя.

После рождения ребенок должен расти в нормальной домашней обстановке: без криков, без обид родителей друг на друга, в обстановке, где ни в коем случае не используют ребенка как буфер для решения своих супружеских проблем. Не в теории, а на практике ребенок должен чувствовать и знать, что родители любят друг друга и его!

Подготовила А. Швальб.


http://www.beerot.ru/?p=52037