«Иди и уменьши себя»

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

475

Кто такая «великая женщина»?

Часто, оплакивая ушедшую достойную женщину, ее называют «великой», праведной. Спрашивается, что подразумевается под понятием «великая женщина»?

Чтобы прояснить это, нам надо понять, каково предназначение женщины в этом мире согласно мировоззрению нашей святой Торы.

Когда говорят о мужчинах, о раввинах, – понятие величия представляется очень четким. Но когда заходит речь о женщине, очень трудно определить, кого можно назвать «великой». Может быть, имеется в виду добрая женщина? Скромная? Простая? Преданная своим детям? Все это – прекрасно, но в чем на самом деле заключается величие?

Виленский Гаон, благословенной памяти, когда умерла его жена, повелел выгравировать на ее могиле: «Нет подобных ей…», это подразумевает, что она была самой великой женщиной в своем поколении. Спрашивается, в чем, в каких мелочах, в каких поступках проявлялось ее необыкновенное величие?

Тема эта – глубокая и непростая. Вопрос женской праведности – вопрос серьезный и непонятный, и я молю Всевышнего, чтобы мне удалось разъяснить его как можно лучше, насколько это вообще возможно. Разумеется, все, что будет сказано, основано на словах мудрецов Гемары, да поможет нам Всевышний понять их суть.

«Принесите за Меня искупительную жертву, ибо Я уменьшил Луну»

В повествовании о сотворении Солнца и Луны, на первый взгляд, имеется противоречие. Сначала сказано: «И создал Всесильный два светила великих» (Берешит, 1:16), то есть и Солнце, и Луна были «великими». И сразу же после этого написано: «Светило большое для владения днем и светило малое для владения ночью», Солнце называется большим светилом, а Луна – малым.

По простому смыслу, противоречия нет, но на более глубоком уровне понимания (ремез) – это противоречие, которое разрешают наши мудрецы (Хулин, 60б) следующим образом.

В начале сотворения мира Солнце и Луна были одинаково великими. И тогда Луна сказала Всевышнему: «Владыка мира, разве возможно, чтобы два царя носили одну корону?» Луна считала, что они с Солнцем не могут быть одной величины. Фактически, она выражала свое желание быть более великой!

Ответил ей Всевышний: «Иди и уменьши себя!» То есть он сказал ей: «Ты – права, вы не можете быть одинаково великими. Но кто сказал, что ты должна быть больше? Ты будешь меньше!»

Сказала ему: «Владыка мира, как же так, из-за того, что я сделала справедливое замечание, я же должна стать меньше?!» Луна требовала справедливости!

Чтобы умиротворить Луну, Всевышний сказал ей: «Ступай. Ты будешь властвовать и днем, и ночью». То есть Луна будет светить и днем, и ночью.

Сказала ему: «Что мне с того? Какой прок от горящей свечи среди бела дня?» Ее это не утешило, ведь от света Луны днем нет никакой пользы…

Сказал ей Всевышний: «Ступай. Будут праведники, которых назовут твоим именем: Яаков а-катан, Шмуэль а-катан, Давид а-катан». Пристало ли Луне обижаться, если даже про самых больших праведников говорится: «Яаков – меньший сын», «Маленький Шмуэль», «Давид – младший»? Она не одна, а в компании праведников!

«Увидел Всевышний, что не успокоилась она…». И это не утешило Луну.

Сказал Всевышний: «Принесите за Меня искупительную жертву, ибо Я уменьшил Луну». И сказал Рейш Лакиш: «Чем отличается козел, которого приносят в рош ходеш (новомесячье), говоря, это – “за Всевышнего”»? Сказал Всевышний: «Этот козел будет искуплением за то, что Я уменьшил Луну». Во все праздники приносят в жертву «козла искупления» (сеир хатат), а про рош ходеш написано: «и одного козла искупления за Всевышнего». Страшно сказать, но Всевышний как бы говорит: «Я нехорошо сделал, когда уменьшил Луну, и теперь Я должен принести искупительную жертву». Эта жертва – козел искупления в рош ходеш.

Вот такая чудесная и страшная Гемара.

На первый взгляд, все это очень странно. Всевышний сказал Луне уменьшить себя, и может показаться, что Всевышний напрасно подозревает, что Луна пришла высказать свои претензии к Солнцу. А когда Луна стала защищаться и объяснять, что она сделала замечание по сути, Всевышний попытался ее утешить. И не утешилась Луна, пока Всевышний не сказал: «По-видимому, Я плохо поступил, и теперь вам придется принести за Меня искупительную жертву».

И, казалось бы, почему надо приносить жертву? Ведь Всевышний легко мог исправить то, что Он сделал! Если Он действительно считал, что это было неправильно – уменьшить Луну, Он мог ее увеличить, вернуть к первоначальному размеру. Но почему-то Он этого не сделал. Всевышний сказал: «Так должно быть. Но вместе с тем эта ситуация требует искупления»!

Что подразумевается под словом «искупление» (капара)? Очищение, вытирание грязных последствий совершенного проступка и возвращение к первоначальному состоянию. То есть каждый рош ходеш Луна получает то, о чем просила. Осталось разобраться, о чем она просила и как она это получает.

Совершенно непонятно, что происходит!

Луна просила близости к Всевышнему

Солнце – большой огненный шар, оно само по себе – источник света, энергии и тепла. У Луны, напротив, нет ни энергии, ни своего света. Луна светит, но лишь отраженным от Солнца светом. Она – как зеркало.

Если мы поставим перед зеркалом источник света или какой-нибудь объект, мы увидим в зеркале его отражение – настолько точное, что почти невозможно отличить их друг от друга.

Такими были Солнце и Луна в начале сотворения мира. Они находились друг напротив друга, и выглядели как «два больших светила». Солнце светило, а Луна полностью отражала этот свет, и выглядела точь-в-точь как Солнце.

И вот Луна пришла с жалобой: «Владыка мира, почему мы должны быть одинаковыми? Я хочу быть больше Солнца!»

Как же она может быть больше Солнца, если все, что у нее есть – это его отражение?

На самом деле, Луна сказала потрясающую вещь: «Я – мутный шар. У меня нет ничего своего. Я – всего лишь зеркало. А Солнце? У него есть свет и энергия? Откуда оно их берет? Всевышний – источник света! Весь свой свет Солнце получает от Всевышнего! А если так, почему мне нужен посредник? Я не хочу получать свет и святость от Солнца, которое само получает их от Тебя, Благословенного. Я хочу получать их от Тебя напрямую! И тогда, питаясь от Источника, я смогу стать больше Солнца».

Вот в чем заключалось желание Луны. Получать Высший Свет напрямую, без посредников и без преград. Напрямую от Всевышнего!

И ответил ей Всевышний: «Не хочешь быть как Солнце? Так уменьши себя!»

Сказала Луна: «Что я просила? Я просила близости к Всевышнему! И теперь я должна себя уменьшить?»

И тут Всевышний начал проверять Луну. Действительно ли она хотела близости к Нему? Или ее просто одолела зависть? Он обещает ей власть и днем, и ночью. Он обещает ей миллиардную армию звезд.

Если все дело в зависти, такое предложение должно обрадовать Луну. Ведь теперь у нее будет то, чего нет у Солнца! Но Луну это не устроило!

Сказал Всевышний: «Может быть, ты думаешь, что тебя не будут ценить из-за того, что ты называешься меньшим светилом? Так знай, что маленькими будут называть и праотца Яакова, и царя Давида. Тебя будут ценить!»

Если бы Луной двигала зависть, ее бы удовлетворил этот ответ. Но она сказала: «Я просила не об этом. Я хотела быть близка к Тебе, Благословенному».

Теперь, когда Луна властвует и днем, и ночью (а Солнце – только днем), ее именем называют праведников (она важнее, чем Солнце), у нее есть армия звезд (у Солнца этого нет) – она, наконец-то, больше, чем Солнце. И если все эти дары ее не умиротворяют, значит, дело и правда не в зависти. Ей действительно не нужны ни почет, ни победа в соревновании. Ей нужна близость к Всевышнему!

И после того, что «Увидел Всевышний, что не успокоилась она…», Он сказал: «Есть у меня рош ходеш. Принесите за Меня искупительную жертву, ибо Я уменьшил Луну»!

И в этом мы должны разобраться.

Установление нового месяца передано в руки Бейт Дина

Сегодня, располагая календарем, мы заранее можем узнать, на какой день выпадет тот или иной праздник. Про любой праздник мы можем с уверенностью сказать, в какой день недели он не может быть никогда. Например, Рош а-Шана никогда не бывает на исходе Шаббата, Песах никогда не начинается в понедельник. Оба они не могут быть ни в среду, ни в пятницу (Шульхан Арух, Орах Хаим 428, 1).

Раньше не было календаря, и новый месяц устанавливался по свидетельству тех, кто видел появление новой Луны. И что делали, если новолуние, свидетельствующее о начале Нового года, приходилось на пятницу, эрев Шаббат (и таким образом Йом Кипур должен был выпасть сразу после Шаббата)?

В этом и других подобных случаях Бейт Дин (еврейский суд) сдвигал начало нового месяца на следующий день. Приходили свидетели, видевшие на небе зародившийся месяц, и судьи намеренно засыпали их сложными вопросами так, что свидетели начинали путаться в показаниях, и объявление нового месяца откладывалось на завтрашний день (см. Рош а-Шана, 20а).

Тогда получается (и это – ответ Всевышнего Луне), что новомесячье не устанавливается по Солнцу. Согласно естественному ходу событий новый серп появляется на небосклоне сразу после встречи Луны с Солнцем. Но не это определяет начало нового месяца, а решение Санедрина, основанное на нашей святой Торе. Тора и Всевышний определяют начало месяца!

Так Всевышний удовлетворил просьбу Луны: «Теперь ты зависишь не от Солнца, а от Санедрина. То есть от Меня».

Теперь мы можем ответить на поставленный нами вопрос. Если Луной двигали правильные намерения, и Всевышний знал об этом, почему он не вернул ей первоначальные размеры?

Луна сказала: «Я хочу получать свет не от Солнца, а только от Тебя». Ответил ей Всевышний: «Если бы ты хотела получать свет от Солнца, тебе было бы достаточно встать напротив него, отразить его свет и уподобиться ему. Но если ты хочешь получать свет напрямую от Всевышнего, ты должна уменьшить себя. Ибо только самые скромные удостаиваются этого. Твое желание не сможет осуществиться, если ты будешь размером с Солнце. И чем больше ты сможешь себя уменьшить, тем большего света от Всевышнего ты удостоишься!»

Женщина – зеркало, способное отражать Всевышнего!

Вернемся к нашей теме. Вся эта история сотворения Солнца и Луны и переговоров Луны с Всевышним поможет нам понять, кто такие мужчина и женщина, и какова их роль в этом мире.

Что касается предназначения женщины, в Торе есть много кажущихся противоречий. С одной стороны, мужчина каждое утро благословляет (с именем Всевышнего): «Благословен Ты… не сотворивший меня женщиной»! Вроде как он доволен тем, что он – не женщина. А раз так, значит – мужчина важнее, чем женщина. Многих женщин это благословение обижает…

С другой стороны, женщины благословляют: «Благословен Ты… сотворивший меня по воле своей». Женщина тем самым утверждает, что она создана по желанию Всевышнего! Похоже, что Всевышний больше любит женщин, чем мужчин! Об этом говорят мудрецы: «Женщинам Всевышний обещал больше, чем мужчинам» (Брахот, 17а).

Более того, написано: «Жена совершенная – корона для мужа» (Мишлей, 12:4). Женщина важнее мужчины. Она выше его, ведь место короны – на голове.

Это – серьезное противоречие. И каждая женщина его чувствует.

Вопрос, который задают иногда женщины: «Почему мы не имеем право накладывать тфиллин и закутываться в талит? Почему мы не обязаны слушать шофар? Сидеть в суке? Выполнять многие другие заповеди? И главное, почему мы лишены изучения Торы? Какая же мы корона после этого?»

Ответ таков.

Мужчина – Солнце. Солнце – генератор света, энергии и тепла. Мужчина – «генератор» величия. Он излучает Тору и заповеди – шофар, сука, лулав и прочие. Он – «генератор» святости.

А женщина – Луна. У нее нет собственного света, она – зеркало! У нее нет Торы, нет молитвы. В прошлых поколениях женщины даже не молились «Шмона-Эсре»…

Что у нее есть? Только то, что она отражает! Если она обращается к Всевышнему и, как Луна, отражает Высшую святость, она, тем самым, поднимается гораздо выше мужа. Ведь муж ее – такой, какой есть, а она – отражает Всевышнего! Он – «генератор», производящий свое собственное величие, для чего ему необходимо учить Тору и соблюдать заповеди – тфиллин, шофар… А она – зеркало, она просто должна развернуться в нужную сторону – вверх, и тогда она будет отражать Творца.

Это – то, о чем говорила Луна: «Я не хочу получать свой свет от Солнца, я хочу получать его напрямую от Всевышнего. И тогда я буду более великой!»

Зеркало отражает то, что находится перед ним

Чтобы лучше все это понять, рассмотрим пример.

Возьмем самый красивый в мире портрет, скажем, портрет Хафец Хаима, благословенна память праведника. И попытаемся понять, что красивее – портрет Хафец Хаима или зеркало? Все зависит от того, где находится зеркало. Если напротив коровы, то портрет Хафец Хаима красивее во много-много раз. Если напротив какого-то простого человека, портрет Хафец Хаима все равно красивее. А если напротив Йеошуа бин Нуна? А вот тут наш ответ будет иным. Все-таки Йошуа бин Нун был более великим…

Зеркало само по себе – вещь неопределенная. Важно то, куда оно повернуто! Если в сторону Йеошуа бин Нуна, то оно отражает Йеошуа бин Нуна. А портрет Хафец Хаима может отразить только Хафец Хаима, и никогда не сможет отразить Йеошуа бин Нуна!

Таков мужчина. Что он делает, то он из себя и представляет. Большего он достичь не может. А женщина отражает то, к чему она повернута. Если она повернется в сторону материального мира, она будет его воплощением. Но если она повернется к Всевышнему, она будет излучать Его святость, и больше ей ничего не будет нужно. Тора и заповеди – это инструменты, назначение которых – приблизить человека к Создателю. Женщине этого не нужно! Ей достаточно обратить себя к Небесам, и она излучает святость Всевышнего!

Разницу между мужчиной и женщиной можно понять еще на одном примере, довольно резком, но необходимом нам для того, чтобы ясно ощутить эту разницу.

Один уважаемый еврей из Иерусалима подал жалобу на компанию «Эль-Аль», показывающую пассажирам во время полета фильмы, противные еврейской душе. В своем письме он подчеркнул: «Я лично не видел этих фильмов, моя жена их видела и рассказала мне их содержание» …

Из этой фразы мы можем сделать ошибочный вывод, что нет ничего страшного в том, что женщина посмотрит такой фильм, это только мужчине запрещено…

На самом деле все не так! Если мужчина смотрит непотребный фильм, на его душе остается страшное пятно. На его святой душе, освященной изучением Торы и заповедями, появляется отвратительное пятно!

Но если такой фильм видит женщина, ее душа не просто запятнана. Этот фильм определяет ее желания и устремления! Она излучает содержание этого фильма! Этот отвратительный фильм становится ее сутью!!!

Мужскую суть фильм не меняет. Мужчина остается тем же, молится Шахарит, Минху, Маарив, но с пятном на душе. Суть женщины после просмотра такого фильма определяется этим фильмом!

Когда мужчина читает бредовую книжку, он – талмид хахам с бредовым пятном. Женщина, которая читает всякий бред, становится воплощением этого бреда!

Но если женщина решает обратиться лицом к Всевышнему, этот поворот полностью меняет ее личность, ее сутью становится святость Творца! И в этот момент она в десятки раз выше своего мужа!

И поэтому сказано: «Жена совершенная – корона для мужа», она – его корень! Она получает святость непосредственно от Творца! Она «сотворена по воле Его». Она – полное воплощение воли Всевышнего!

Скромность – препятствие отражению мира в женщине

Скромность – одно из важнейших понятий в жизни женщины. Скромность необходима там, где есть что-то важное. Людям нерелигиозным тяжело это понять. Светская женщина недоумевает: «Неужели женщина – это что-то нечистое, что надо прятать и скрывать?!»

Если смотреть на мир их глазами, они правы. Они живут этим миром. Это – противоположность скромности – когда человек (в нашем случае – женщина), хочет покорить мир и получить доступ ко всему, что в мире есть. Скромность, наоборот, – отрешенность от этого мира.

От мужчины не требуется скромность на том уровне, на каком она требуется от женщин. Он не должен быть оторван от мира. Мужчина может жить в этом мире и наслаждаться им (понятное дело, все это – в чистоте и святости). В этом мире есть много инструментов, которые могут помочь ему в его духовной работе, построить его. Но женщина – зеркало, и если у нее есть какая-то связь с этим миром, она отражает этот мир и становится мирской [«светской» – прим. пер.] женщиной.

И женщинам следует это знать: прочитанная книга, услышанная новость, сам факт связи с этим миром – для мужчины это может быть пренебрежением Торой, для женщины – удар по ее личности! То, что она читает, слышит – формирует ее. Ее сущность излучает и отражает то, что стоит перед ней!

Ешиботник, читающий беллетристику, просматривающий газету или журнал, – это ужас! Во-первых, это пренебрежение Торой. Во-вторых, то, что он там видит, оскверняет его. Это – нож в сердце, разрушающий душу.

Для женщины – нет этого ножа, сердцу ничто не угрожает, душа не оскверняется, просто вся эта скверна становится (по крайней мере, в тот момент) ее сутью!

«Мудрость женщины построила дом»

Говорят наши мудрецы про Эстер (имя которой означает сокрытие): «Почему она названа Эстер? Потому что скрывала информацию о себе, как сказано: “Не рассказывала Эстер о народе своем”» (Мегила, 13а).

В тексте Мегилат Эстер это описано так: «И когда подошла очередь Эстер, дочери Авихаиля, дяди Мордехая… идти к царю, не просила она ничего…». Это и есть еврейская праведность: «не просила ничего»!

– Что ты хочешь?

– Ничего! Я здесь не живу. Это не мой дом!

Эстер была скромной. Когда ее спрашивали: «Как тебя зовут?», она отвечала: «Никак»…

– Откуда ты?

– Не знаю!

– Кто ты? Неужели ты ничего собой не представляешь?!

Казалось бы, причем тут скромность?

Поясним это так. Царь Шломо сказал: «Мудрость женщины построила дом» (Мишлей, 14:1). О какой мудрости здесь идет речь?

В книге рава Моше Кордоверо «Томер Двора» (часть 3) написано, что у мудрости есть два лика. Один направлен вверх, в сторону Всевышнего, чтобы получать от Него мудрость в изобилии. Другой направлен вниз, чтобы передавать эту мудрость дальше.

Что представляет собой человек? Ничего! Он только – канал, по которому проходит изобилие.

Вот она – женская мудрость, которая строит отдельный еврейский дом и весь Дом Израиля: «Я – ничто». Она разворачивается к Всевышнему, чтобы получить от Него изобилие, пропустить через себя Его Высший свет и излучить его на свой дом.

Но для себя она, как Эстер, «не просит ничего». «Я – ничто. Я – только канал. Я выполняю желание моего Создателя»

Вот о чем говорил Всевышний Луне: «Иди и уменьши себя»!

Если ты хочешь отражать Всевышнего, если ты хочешь такой судьбы, ты должна сделать так, чтобы никто не обращал на тебя внимания, чтобы никто тебя не замечал. Уменьши себя! Ты не можешь быть большой, как Солнце. Ты должна быть маленькой, почти незаметной, чтобы только Творец знал, что ты одной стороной обращена вверх, к Нему, чтобы питаться от Него (то, о чем просила Луна!), а другой стороной обращена вниз, чтобы изливать Высшую святость на своих детей. И кроме этого, у тебя нет, и не может быть ничего другого!

Мужчина учит Тору, дает уроки, выполняет заповеди – ему необходимо быть связанным с этим миром. И поэтому он благословляет «не сотворивший меня женщиной», ведь иначе он был бы зеркалом, связанным с этим миром, и плохи были бы его дела.

И лишь женщина, будучи зеркалом, благодарит Всевышнего за то, что Он сотворил ее «по воле своей» – дал ей возможность отражать свет Творца.

Девять мер разговора с Всевышним

Сказали наши мудрецы: «Десять мер разговора сошли в этот мир, девять забрали женщины, а одну – весь остальной мир» (Кидушин, 49б). Для чего женщине девять мер разговора? Разговора с кем?

Человек – существо говорящее. Отрывок «И стал Адам душой живой» (Берешит, 2:7) Ункелос переводит как «И стал Адам душой говорящей». Святая книга Зоар (Берешит, 27а) объясняет, что под разговором имеется в виду «Тора и молитва перед Господином», то есть разговор с Всевышним! Говорящий – значит, связанный с Всевышним посредством разговора.

И когда мудрецы говорят: «Десять мер разговора сошли в этот мир», они не имеют в виду болтовню, как мы могли бы подумать, они говорят о том, что в мир сошли десять мер возможности общения и связи с Всевышним. Говорит Гемара: «Разговор – это молитва» (Брахот, 26б). Об этом же говорит Раши в комментарии на стих «И вышел Ицхак разговаривать в поле», объясняя, что Ицхак «изливал разговор», то есть молился. Девять мер такого разговора забрали женщины! Предназначение женщины – все время разговаривать с Всевышним, обращаться к нему, все время быть на связи!

В тот момент, когда женщина забирает в девять раз больше, по сравнению с мужем, возможности разговора с Всевышним, она становится «женой совершенной – короной для мужа». И сколь бы ни был велик ее муж в Торе, даже если он – глава поколения, а она – простая женщина, если она все время обращается к Всевышнему, говорит с Ним и, вместе с тем, изливает эту святость на своих детей, она – «корона для мужа».

В будущем, когда все закончится, придет мужчина с тяжелыми чемоданами, наполненными Торой и заповедями, и гордо воскликнет: «Пропустите! У меня вон сколько заслуг!», а женщина придет ни с чем…

Но она – зеркало, она отражает Всевышнего, перед ней померкнет весь мир! Она скажет: «Я всю жизнь была скромной. Никогда не была на виду! Зеркало мое оставалось чистым и сверкающим и преданно отражало святость Всевышнего». И благодаря этому она удостоится быть среди тех, про которых сказано: «Жена совершенная – корона для мужа».

Перевод – Х. Берман.


http://www.beerot.ru/?p=53896