Одежды коэнов — Несколько слов о скромности

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

3277

В нашей недельной главе обсуждаются так называемые ямей милуим – дни посвящения коэнов, и освящение Мишкана, Скинии Завета, с тем, чтобы она стала действительно местом пребывания Шехины. В комментарии на недельную главу Раши говорит, что эти семь ямей милуим имеют особый статус. Так, тот, кто приносит жертву, называется бааль корбан, – «хозяин жертвы», несмотря на то, что жертва – освященная, и человеку принадлежать не может. Тем не менее, тот, кто ее приносит, считается хозяином. На коэнов возложена особая функция – быть двойными посланниками: посланниками Всевышнего – принять дар от нашего народа, и посланниками всего народа – принести жертву Всевышнему. В дни милуим Аарон и его сыновья были «хозяевами жертв», и кто же выполнял функции коэна? Моше! Именно Моше приносил жертвы. В Талмуде высказывается точка зрения, согласно которой Моше мог быть коэном, и приносить жертвы во все дни своей жизни, а не только одноразово в дни милуим, и в то же время есть точка зрения, что он и был коэном в полном смысле слова, только в те дни, пока не передал это Аарону.

Есть одно интересное различие между Моше и Аароном с сыновьями: Моше не нуждался в бигдей кеуна, в облачении священников! Про службу Моше сказано, что он служил в белом одеянии, при этом бигдей кеуна не упоминаются. В последней главе Пиркей Авот говорится, что тремя коронами увенчан наш народ: корона священничества, которая была дана Аарону и его потомкам, корона царства, которая была дана царю Давиду и его потомкам, и корона Торы, которая никому не была дана изначально, и тот, кто хочет (и удостоится), может ее взять. И это – не потому, что корона Торы упомянута последней и она самая незначительная. Напротив, сказано, что сила других корон приходит от Торы! Во все времена было понятно, что все служение Творцу – молитвой, добрыми делами – исходит из Торы. Тора является раскрытием воли Творца в нашем мире, источником всей святости, и поэтому, естественно, что священники и Мишкан были освящены действиями того, кто спустил в этот мир Тору – Моше.

Я слышал от рава Шимшона Пинкуса интересное правило: везде, где упоминается цифра «4», надо проверить отношение этого места к четырехбуквенному Имени Б-га. Вопрос еще, к какому из Имен это относится: или же к йуд-кей-вав-кей, или же к Имени, происходящем от слова адонут – в нем также четыре буквы! Относительно одеяния коэнов мы наблюдаем интересную особенность: с одной стороны, их четыре (одежды обычного священника), а с другой стороны их восемь (одежды первосвященника) – а ведь это те же четыре, помноженное на два! Есть правило, согласно которому священник, пока он не облачается в свои одеяния, не имеет силы служения. Настолько это правило строго, что если самозванец – не священник – будет служить в Храме, это будет осквернением служения, и также коэн, если в его одежде не будет хватать хотя бы одной детали, также осквернит этим служение.

В этой связи хочется поговорить о вопросе, который напрямую касается нас с вами. Тора нам не открыла смысл всех этих одеяний. При этом, об одно элементе облачения коэнов все же рассказано: это михнасаим – штаны, которые надевали коэны. Говорится об этом так: «сделай им изо льна штаны, прикрыть срамное место». Среди мудрецов есть дискуссия по поводу михнасаим, и есть точка зрения, что предмет этот не был по-настоящему частью бигдей кеуна. Требовалось чем-то прикрыть срамное место, но святость была не в них, а в других предметах одеяния. Однако эту точку зрения не следует понимать буквально, потому что мы уже говорили про цифру четыре и ее связь с Именем Всевышнего – а михнасаим как раз и являются одной из четырех составляющих священнического облачения. Безусловно, если коэн прикроет срамное место чем-то другим, оденет остальные одеяния, и так будет служить – он осквернит служение.

Смысл всей одежды коэна – облачиться в святость перед работой в Храме, и михнасаим – штаны, при том, что предназначение их прямо описано в Торе, также служат для того, чтобы у коэна была сила приносить жертвы и служить Всевышнему. В то же время, сила эта, как и написано в Торе, исходит из прикрытия басар эрва – срамного места.

Одна из самых больших катастроф современного мира – нивелирование понятия цниут (скромность). Наш великий учитель Хафец Хаим в книге «Мишна Брура» восхищается достоинством русских крестьянок: после замужества они ходят только с покрытой головой. Скромность была в почете не только у евреев, и ее ценность настолько велика даже для неевреев, что о ней упоминает такой фундаментальный труд, как «Мишна Брура»! Мой зять привел рассказ из какой-то американской книги о том, как жили люди в Америке чуть больше ста лет назад. Речь шла о девочке, которая вышла погулять по берегу речки, там было пустынно, и она позволила себе снять чулки и опустить ноги в воду. И вдруг на дороге показался всадник. «Какой ужас, – подумала девочка, – он может увидеть меня без чулок»! Вспомним, что речь шла совсем не о жизни ортодоксальных евреев, а об обычной американской девочке! В последнее время, когда многочисленные несчастья поражают наш народ, все главы поколений и мудрецы Торы сходятся в одном: необходимо укрепить соблюдение законов скромности в нашем поколении, усилить цниут!

Некоторые аспекты нашей жизни возвышают человека, если вести себя правильно и достойно. А если – недостойно, то скоро человек имеет все шансы превратиться в «двуногое животное». Понятие цниут касается не только «срамных мест», оно намного шире и глубже, и касается как мужчин, так и женщин. У человека есть части тела, которые его лучше всего характеризуют.

Про лицо всем известно, но и руками человек выражает очень многое! И речь не только о художнике, который руками творит…. Жестикуляция при разговоре просто необходима, и у евреев (те, кто были в Израиле, поймут, о чем речь) использование рук при общении и выражении эмоций происходит по максимуму! Талмуд приводит, что человеческая рука освящается, так как ей он показывает таамей Тора. С помощью рук и выражения лица человек способен проявить свою возвышенную душу. Другие же части тела человека выражают его животную сущность.

До греха, когда человек был на высоком духовном уровне, все его тело было подобно лицу, и его не надо было прятать. Даже совместная жизнь Адама и Хавы была настолько возвышенной, что им не нужно было ее стесняться. После греха мы опустились духовно, и тело наше стало более «материальным». Так появилась причина его скрывать. Однако возвышенные части тела остались – лицо и руки, и в этом причина того, что мы не скрываем их, как остальные части тела, под одеждой. Скромность – это то, что человек стыдится животного начала в себе, и старается прикрыть его.

Тема нашей недельной главы – священники, служители Всевышнего. Безусловно, у служителей Всевышнего нет места тому, чтобы проявлялось как-то их животное начало. Поскольку каждый из нас – это гой кадош (святой народ), все мы представители народа священников, то вопросы скромности являются обязательными для всех нас.

Есть особая сфера, которая порождает очень много споров и противоречий, и говорить на эту тему однозначно непросто. Это скромность женской одежды. Сама по себе тема скромности касается не только женщин, потому что Шульхан Арух уточняет вопросы скромности в отношении мужчин с не меньшей скрупулезностью: где и как одеваться и раздеваться, и так далее. При этом семейная жизнь, личная жизнь супругов – вещь чрезвычайно освященная, и один из маленьких признаков этого – то, что Святая Святых уподобляется хедер митот, буквально – спальне. Кроме того, Керувим, фигурки на крышке Ковчега, которые символизировали любовь Всевышнего к нашему народу, находили иногда буквально обнявшимися друг с другом. Семейная жизнь, когда муж и жена – это единое целое, когда все происходит в рамках правильной семейной жизни, вещь чрезвычайно освященная. Это – залог святости в нашем народе, залог того, что появятся на свет дети с возвышенной душой. Поэтому женщина, которая одевается у себя в доме так, чтобы понравиться мужу еще больше, чтобы он полюбил ее еще сильнее, – это свято! Однако, это касается только той ситуации, если речь идет о женщине и ее муже.

У женщин есть заложенное Всевышним желание нравиться. Это – часть женской натуры. Это – очень здоровая сила и мощное подспорье укреплению семьи – если это происходит в рамках семьи, и направлено на то, чтобы нравиться именно мужу. На мужа возложено тяжелое испытание: любить только свою жену, и не смотреть ни на какую другую женщину в мире, и для этого нужно, в первую очередь, чтобы жена была для мужа красивой, привлекательной. Более того, говорится, что мудрецу Торы подобает иметь красивую жену, потому что это очищает и спасает его от дурных помыслов.

Злое начало бьет в ту область, которая, с одной стороны, может быть вершиной святости, а, с другой стороны, если выйти за ее границы, становится страшным падением. Женщина должна думать о том, как понравиться собственному мужу – иначе она не исполняет своих обязанностей перед ним. Дурное же начало говорит женщине поступить с точностью до наоборот: приходящего домой мужа можно встретить в несвежем халате (целый день занималась уборкой!) и первой попавшейся под руку шапочке (лишь бы не растрепанной). Однако для того, чтобы выйти наружу, выехать в город – надо быть непременно привлекательной! Если это происходит в рамках цниута, просто потому, что так принято в определенных кругах – для дома халат, а для улицы парик – это не совсем правильно, но допустимо (встречаются же и элегантные халаты, и красивые головные уборы, и скромные парики). Однако если это выходит за рамки скромности – однозначно приводит к разрушению.

Святость еврейского семейного очага зависит от двух человек: от жены и от мужа. Замысел Творца о семейном очаге таков, чтобы у главы семьи была только его жена, а не какие-то посторонние женщины, и не только в совместной реальной жизни, но даже в мыслях! И тем более, у женщины в голове не должно быть никакого другого мужчины. Семьи, построенные правильно уже по одному этому пункту, точно будут счастливы, потому что эта самая святая вещь будет точно освящена, и огромная браха не будет потрачена впустую! Если же те силы, которые женщина должна пустить на строительство, уходят вне семьи – это не нейтральное действие, это прямое разрушение. То есть, мы видим, что желание и умение нравиться, заложенное в женщинах – это великое благо, вопрос только в том, как им пользоваться. Если женщина использует свою красоту на то, чтобы привлечь мужа, чтобы привлечь его внимание с тем, чтобы он любил ее еще больше, – это настоящая святая женщина, и в семейной жизни у нее будет все в порядке. Если же все эти силы используются только для выходов наружу, и не важно, как женщина при этом выглядит перед своим мужем, и ей важнее мнение о ее внешности соседей и других посторонних, – это разрушение.

Все мы хотим удостоиться хороших детей. Чтобы это стало возможным, все мысли и стремления супругов должны быть направлены друг на друга. Когда муж и жена ведут себя скромно, в доме есть Шехина. Многие знают историю про женщину по имени Кимхит, у которой было семеро сыновей, и все они становились первосвященниками. Говорят, что она удостоилась такого в заслугу особой тщательности соблюдения законов скромности: «даже стены ее дома не видели ее волос». Рассказывают, что подобной скромностью отличалась и мать Хазон Иша, и про величие ее сына знают многие (но не все знают, что эта женщина удостоилась кроме Хазон Иша, еще праведных потомков и величайших мудрецов Торы – семьи Каневски, Карелиц, Грайнеман – произошли именно от нее). И самое главное – что этот «рецепт» праведных детей доступен каждому из нас, и дай нам всем Б-г увидеть плоды своего служения!

Подготовила А. Швальб


http://www.beerot.ru/?p=12064