Основы мира и гармонии в семье — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

372
радоваться

Сегодня мы поговорим об одной из важнейших основ, которые передает нам Тора буквально с первыми словами книги Берешит.

 О цели создания мира

В начале книги Берешит сказано: «Берешит бара Элоким…» – «В начале создал Всевышний…». Слово «берешит» Раши объясняет: «бишвиль решит» – для того, что называется «решит». В частности, «решит» это Тора и народ Израиля. Без Торы нет понятия «еврейский народ», а без народа, принявшего на себя исполнение законов Торы, нет в мире раскрытия Торы. Из этого следует, что народ Израиля и Тора теснейшим образом связаны друг с другом, и можно сказать, что мир был создан ради народа Израиля, принявшего на себя бремя исполнения Торы.

Рав Моше Хаим Луццато (Рамхаль) в своей великой книге «Даат Твунот» приводит немного иные причины создания нашего мира, не противоречащие комментарию Раши, но дополняющие его. Он говорит, что то, что дано постичь из самого замысла Всевышнего о создании мира, – это то, что Всевышний есть абсолютное добро. Кроме того, Рамхаль  говорит, что весь порядок мира, весь замысел Творца основан на том, что Всевышний желает раскрыть в мире Свое единство, и в частности – единство Своего правления и власти. Иными словами, цель всего происходящего в мире – раскрыть единство Всевышнего. И постигая это, мы удостаиваемся максимального добра.

 Что важнее? И ради чего Всевышний поступается своим почетом?

В конце книги Рамбама «Зманим», приводится вопрос о человеке, который настолько беден, что к субботе Хануки может купить только одну свечу. Какую свечу следует купить, субботнюю или ханукальную? Заповедь зажигания ханукальных свечей очень важна и возвышена. Существует даже обязанность просить милостыню, для того чтобы исполнить ее. Но при всем этом, говорит Рамбам, что субботняя свеча важнее, потому что это – свеча мира в семье. И он приводит этому два доказательства:

Первое – то, что мы находим в нашей святой Торе: Священное Имя Творца стирается ради того, чтобы установить мир между мужем и женой. А именно, когда муж подозревает свою жену, не дай Б-г, в измене (парашат сота) – существует особая процедура, проверяющая праведность жены. Часть этой процедуры – стирание написанного имени Всевышнего в воду, которую женщина пьет, и если она невиновна, то на нее снисходит благословение, а если она действительно изменила мужу, то умирает. Таким образом, ради мира в семье Творец повелел нам стереть Его имя! Насколько же велика значимость мира в семье перед Всевышним!

Второе – говоря об особом отношении Торы к понятию «шалом» (мир), Рамбам приводит следующую фразу: «Велик мир, ибо вся Тора дана ради того, чтобы привести мир в этот мир, как сказано: ”Пути ее – пути добра, и все тропы ее – мир”». Об этом стихе Рамбам говорит очень интересную вещь: если перед нами стоит выбор выполнить одну из двух заповедей, одна из которых имеет преимущество в том, что она приводит к миру, а вторая такого достоинства не имеет, мы должны выбрать ту, которая приносит мир.

Для того, чтобы лучше понять слова Рамбама, следует сначала рассмотреть еще один вопрос: в чем смысл того, что стирается имя Всевышнего ради мира? Ведь стирать имя Б-га – один из строжайших запретов? Сказано в трактате Шаббат, что «Шалом» также является одним из имен Всевышнего. Если это так, значит, его тоже нельзя стирать, как и все остальные имена? Но этого мы не находим ни в Мишне, ни в Гмаре.

В трактате Швуот приводятся семь имен Всевышнего, которые запрещено стирать, но имя Шалом среди них не присутствует. И тут есть разногласие законоучителей: некоторые говорят, что имя Шалом тоже запрещается стирать, другие утверждают, что стирать можно, но нельзя пренебрежительно к нему относиться. Маараль говорит об этом, что когда идет речь об имени Всевышнего Шалом, имеются в виду не буквы «шин», «ламед», «вав», «мем», а само понятие мира – «шалом». Иными словами, само присутствие мира «шалом» в мире является раскрытием единства Творца. И об этом говорили пророки, что после прихода Машиаха будут находиться вместе хищники и травоядные животные, и не будут друг друга поедать. Когда мир наполнен гармонией, есть мир среди людей и слаженность между всеми творениями – это и есть само понятие «шалом», в этом и раскрывается единство Творца. И теперь мы можем лучше понять слова Рамбама, что вся Тора дана, чтобы привести мир (шалом) в этот мир, потому что все предназначение, вся суть Торы – раскрытие единства Всевышнего.

Присутствие Творца или огонь пожирающий?

Рамбам приводит два примера: мир между мужем и женой, и мир в целом.

Почему же он не включает все в одно общее понятие «шалом», а приводит отдельно мир между супругами? Какое место во всей этой теме занимает тема мира в доме?

Мир в семье – это некое проявление мира во всем мире. Это значит, что единство Творца раскрывается не только в состоянии гармонии во всем мире, но и тогда, когда в семье, между мужем и женой присутствует мир.

Как известно, мужчина на иврите называется איש (иш), а женщина –  אשה(иша). И в имени мужчины, и в имени женщины есть один и тот же корень – «אש» (эш), что означает «огонь», и дополнительные буквы: у мужчины это «י», а у женщины – «ה», что в совокупности является именем Всевышнего. Сказали мудрецы: «Муж и жена удостоились – Шхина (присутствие Всевышнего) среди них, не удостоились – огонь (эш) поглотил их».

Первого рожденного человека звали Каин. Почему Каин? Сказала Хава, мать всего человечества: «Приобрела я человека со Всевышним». Почему Хава так сказала? Сказано, что в творении человека есть три соучастника – отец, мать и Всевышний. Всевышний проявляет себя в каждом доме, в соответствии с тем, дают ли Ему муж и жена быть соучастником вместе с ними. Если они действительно удостоились, и в их доме присутствует Шхина, то, таким образом, они впускают в свою обитель Всевышнего, и в их детях присутствует Всевышний. Если же они Его изгоняют, не дай Б-г, если в их доме нет мира, согласия и гармонии, между ними остается только огонь. И, к сожалению, душа, которую получает ребенок от такого союза, это не та душа… Поэтому одной из причин проблемных детей часто может быть отсутствие мира в семье.

Если говорить о гармонии в мире, то основной источник дисгармонии – это человек. Все в мире создано гармонично, но пришел человек и нарушил этот порядок. Рош а-Шана, первое Тишрея, это шестой день творения, почему же он называется началом, первым днем? Это день творения человека. Человек – это замысел творения, все создано для него и ради него. Поэтому когда речь идет о мире (шалом) в мире, то, в первую очередь, это понятие касается именно человека.

Что такое «единая плоть»?

Когда в Торе говорится о создании человека (мужчины и женщины), сказано, что они были «единой плотью». Есть разногласие Раши и Рамбама, о том, что имеется в виду под словами «единая плоть»? Раши говорит, что ребенок, рождающийся у отца и матери, – это и есть «единая плоть». Рамбам оспаривает мнение Раши: ведь та же самая «единая плоть» получается от спаривания животных. Но Тора упоминает понятие «единая плоть» именно о человеке, в чем же наше достоинство? Рамбам объясняет, что это понятие говорит о родителях ребенка, а не о самом ребенке. Человек называется человеком, когда они вместе – муж и жена. Когда есть полное единение мужа и жены, не случайная связь, как у кошки и собаки, а единая плоть, которую объединяет Всевышний – тогда у нас есть единая семья. А если этого нет, то вместо этого в дом приходит огонь, пожирающий все и всех.

 О причинах и следствиях греха первого человека

Есть величайшая мировая катастрофа, описанная в начале Пятикнижия, и все несчастья нашего мира являются ее последствием. Речь идет о грехе первого человека – поедании запретного плода Адамом и Хавой. Причина этой катастрофы – это нахаш (змей).  То зло, которое в нем проявилось, привело Адама и Хаву к греху.

Давайте задумаемся, в какой точке змей поразил этот мир? Он поразил его, в частности, разорвав связь между Всевышним и человеком. Но начал он с другого – он искусил Хаву не послушаться своего мужа.

Говорят наши мудрецы, Хава сказала змею, что Адам повелел ей не есть от древа познания, а также запретил ей прикасаться к нему. Змей толкнул Хаву к этому дереву, но ничего не произошло, она не умерла. Наши мудрецы говорят, что змей сожительствовал с Хавой и внес в нее скверну. Эти вещи нельзя понимать буквально, потому что мы не способны понять, кем был Адам а-ришон (первый человек), и что представлял собой нахаш (змей). Но постараемся понять, выучить, хотя бы на нашем уровне, важнейшую основу…

Есть величайшее единение мужа и жены, когда кашерная жена слушается своего мужа, когда они являются одним цельным человеком. Именно в эту точку были направлены усилия змея, именно это он хотел поломать, разрушить, и это то, что ему удалось сделать. Он нарушил связь между Адамом и Хавой, она ослушалась своего мужа, оступилась, отведала от запретного плода, а потом, чтобы не пропадать одной, потянула за собой Адама. Венец творения, смысл творения – это человек, а истинное состояние человека – это единство мужа и жены, это то, что называется цельный человек. Приводится в кодексе Шульхан Арух (в разделе «Эвен а-Эзер»), в связи с законами бракосочетания: человек, который еще не женат, не называется человеком.

Подготовила А. Ицкович.


http://www.beerot.ru/?p=51768