Почему Тора так строго относится к разврату? — По материалам уроков рава Игаля Полищука

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2337

Давайте поговорим о трех великих грехах, которые изгоняют Шехину из нашего народа. Первый из них – это исур нида (запрет связи с женщиной, у которой было выделение крови). Он действует до тех пор, пока она не очистилась от кровотечения и не окунулась в микву. Нарушение этого запрета влечет за собой тяжелейшие последствия. В связи с этим уместно вспомнить одну мишну в трактате Шаббат (2:6). Звучит она, конечно, несколько устрашающе: «За три греха женщины умирают при родах: за нерадивость в отношении законов о ниде [исур нида], о хале и о зажигании свечи [например, зажигание с опозданием – если, не дай Б-г зажгла последнюю свечу с заходом солнца]».

Зажигание свечей и отделение халы связаны с исправлением греха Хавы. Сказано, что она погасила свет души первого человека и привела своим грехом смерть в этот мир. Поэтому женщины исправляют грех Хавы зажиганием свечей. Хала в Торе называется словом решит (начало). Хава своим грехом повредила начала этого мира. Поэтому одним из путей исправления этого греха является отделение халы. Более того, наш великий учитель, рав Йосеф Хаим из Багдада (Бен Иш Хай), писал, что грех Адама и Хавы является источником скверны ниды. Поэтому очищение в микве и тщательное исполнение законов ниды является его исправлением. Таким образом, приведенная мишна из трактата Шаббат касается возложенного на женщину исправления греха Адама и Хавы. Сказано, что в заслугу праведных еврейских женщин наш народ был выведен из Египта. И в этом также прослеживается линия исправления греха Адама и Хавы.

Есть еще один аспект этой проблемы. Он касается не только исур нида, но и запрещенных Торой связей (арайот). Эти темы разбираются в недельных главах Ахарей Мот и Кдошим. Есть категория запретов Торы, о которых сказано: «Быть убитым, но не преступить». Это касается трех тяжелейших грехов: идолопоклонства, кровопролития и запрещенных связей (арайот). Необходимо досконально разобраться в том, что есть такого особенного в этих грехах. Почему относительно них сказано, что человек должен пожертвовать собственной жизнью, но не преступить? Известно, что Всевышний заповедал нам беречь жизнь, даже если для этого нужно нарушить Шаббат.

Так что же выделяет эти три греха? По поводу запретов идолопоклонства и убийства более-менее понятно. Поклонение идолам – это разрушение и отрицание основ мира, созданного Всевышним. Убить другого человека ради спасения собственной жизни? Но чем твоя кровь «более красная», чем его кровь? И это очевидно нашим мудрецам: невозможно разрешать убийства ради спасения собственной жизни. Но разврат в современном мире – это вроде бы незначительно? Например, одноразовая связь с сестрой или тетей, с замужней женщиной или женщиной в состоянии нида? Безусловно, это «не красиво», «не порядочно». Но что ставит эти действия на один уровень с кровопролитием, убийством?

Есть очень важное правило: то, что более свято, может быть сильнее всего осквернено. Как это понять? Всевышний дал мужчине и женщине возможность объединиться, и произвести потомство, которое будет воплощать не только физические, но и духовные качества родителей. Что здесь имеется в виду? Плодиться и размножаться прекрасно могут и кошки, и собаки. Чем в этом смысле принципиально отличается человек? У него это вопрос не только физического, но и духовного единения. Это вопрос строительства дома, в котором наследуются не только физические качества, но также и духовные. Это вопрос присутствия Шехины в наших домах, под сенью которой мы воспитываем еще одно звено в цепочке передачи Торы – наших детей!

Сказанное выше – одна из причин того, что принимающие еврейство (гиюр) как бы отрезают себя от предыдущих поколений. Физически они, безусловно, дети своих родителей. У них остаются те же физические качества. Я не сомневаюсь в том, что их генетика не меняется из-за гиюра. Но с принятием Царства Небес человек получает душу из другого источника. Это душа, о которой сказано, что она – частица Б-жественного, хелек Элока ми-мааль. У гера нет духовной связи со своими предками.

Передача духовной связи с Творцом дальше по цепочке поколений является великой основой еврейского дома, еврейской семьи. Это уникальная сила заново создать из мужчины и женщины единого человека, в котором будет присутствовать Шехина. То есть, сила произвести потомство, которое не просто наследует физические черты, но также и духовные. Источник этого очень простой. Это еврейская спальня, в которой жизнь проходит по законам Торы. На силе и чистоте этого источника зиждется то, что называется «вечность народа Израиля» (причем здесь речь и о физическом и о духовном аспекте). Это одна из важнейших основ передачи Торы из поколения в поколение, ведь именно в наших детях, выросших в чистоте и святости, раскрываетсяцелем Элоким – образ и подобие Творца в нашем мире. Поэтому, когда эти величайшие силы, данные нам Всевышним, растрачиваются на разврат, на запрещенные Торой связи – это страшная катастрофа и осквернение.

Именно поэтому Тора запрещает нам разврат даже под страхом смерти. Причем нарушение исур нида, как сказано в книге «Зоар», в некотором аспекте страшнее нарушения всех остальных запретов. Там же говорится еще о двух вещах, изгоняющих Шехину из нашего народа. Это связь с нееврейками и аборт. Трагедия нашего поколения состоит в том, что эти страшнейшие грехи стали чем-то обыденным. Я думаю, что сейчас никому не говорю ничего нового.

Сказано в книге «Зоар», что наши предки в Египте были чисты от этих грехов и в заслугу этого удостоились исхода из Египта, а что мы можем сказать про нашу общину? Ужас! Подобное уже было в нашей истории. Когда Эзра и Нехемия выводили наш народ из Вавилона, часть народа опустилась до смешанных браков. Сила Эзры и Нехемии была в том, что они сумели вытащить наших предков из этой пропасти и вернуть их в еврейский народ.

Известно, что евреи так поспешно выходили из Египта, что даже тесто не успело подняться. Это было необходимо потому, что к этому времени мы опустились до сорок девятого уровня скверны. Если бы мы опустились еще немного, то выйти из Египта уже бы не смогли. Сегодня у нас есть возможность выхода из «Египта» наших дней, даже если мы пали еще ниже. Об этом пишет Ор а-Хаим а-Кадош. Он обращает внимание на то, что исход из Египта произошел до получения Торы. Сегодня, когда у нас есть Тора, остается возможность выхода, даже если мы опустились на пятидесятый уровень скверны. Но это не причина мириться со злом и считать, что можно и дальше соблюдать Шаббат и при этом спокойно жить с нееврейкой. К сожалению, такие вещи имеют место, и это страшно.

Нам нужно знать, что на каждом из нас лежит обязанность уйти от зла. У каждого из нас были свои непростые испытания, пройдя через которые, мы стали соблюдающими Тору евреями. Думаю, что ни у кого это не прошло без усилий, без борьбы, без испытаний. У каждого были свои испытания. Нужно просто знать, что, когда человек эти испытания выдерживает, он обретает огромную заслугу.

Мне как-то довелось ставить хупу одному человеку. Это была очень радостная свадьба, хотя жених и невеста были уже не очень молоды. Я чувствовал особенную радость потому, что знал, что до этого жених был женат на нееврейке. Но он расстался с ней и теперь строит еврейский дом. У нас есть, что исправлять. И заслуга того, кто это делает, чрезвычайно велика. Часто многие ощущают, что больше нет сил, нет духа, невозможно терпеть… Однако, если мы хотим вернуться на путь Торы, надо в любой момент жизни помнить, что мы – не одни. У нас есть Творец, и Его помощь – безгранична. От нас лишь требуется положиться на Него и постоянно обращаться за помощью именно к Нему.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=25617