Сила изменить себя — Памяти Хаи Мирьям бат Матис Рабинович

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1587

В праздник Шавуот от нас ушла замечательная женщина, мама одного из наших уважаемых аврехов рава Ури Рабиновича – Хая Мирьям бат Матис. Видится, что жизнь этой уникальной женщины может стать примером для многих из нас. Она приехала в Израиль в возрасте 66 лет далеким от иудаизма человеком. Многим ли под силу в таком возрасте измениться? Променять устроенную жизнь на совершенно новое место с незнакомым языком и обычаями? На самом деле на это способен любой человек. И Всевышний всегда готов оказать нам помощь.

Когда мы видим, как люди возвращаются к Торе в относительно молодом возрасте, это нас не удивляет. Но представьте себе женщину за 60, которая не просто поддерживает стремление сына (на тот момент – студента-медика) уйти в ешиву, но и вместе с ним совершает тшуву сама, а затем – помогает это делать другим. Легко ли в таком возрасте изучать что-то новое? Легко ли согласиться на смену образа жизни? Тем не менее, госпоже Рабинович это удалось в полной мере.

Как известно, в Шавуот мы читаем книгу Рут. Эта книга о том, как человек принимает на себя еврейство, принимает волю Творца. Одно из объяснений того, почему мы читаем именно книгу Рут в Шавуот – потому что это день рождения и смерти царя Давида, который, как известно, был ее потомком. Другое объяснение состоит в том, что Рут своим гиюром «добавила» к семи заповедям сыновей Ноаха, которые обязаны соблюдать все люди, еще шестьсот шесть. Таким образом, получилось шестьсот тринадцать заповедей. На это намекает само имя Рут, гематрия которого равна шестистам шести.

Из истории, описанной в книге Рут, мы обязаны выучить один важный урок. Когда Наоми возвращается в Эрец Исраэль из Моава, ее сопровождает только Рут. До этого Наоми пыталась отговорить обеих своих невесток – Орпу и Рут – сопровождать ее. Но Рут не принимает этих уговоров. Более того, про возвращение Рут сказано (1:18), что она была полна решимости идти за Наоми. На святом языке употребленное здесь слово מִתְאַמֶּ֥צֶת означает, что избранный путь был совсем не легким. На примере поступка Рут мы можем понять важную основу еврейства. Мы идем по сложному пути работы над самими собой и должны постоянно прикладывать большие усилия, чтобы изменять себя к лучшему.

В этом мире есть два подхода к жизни. Согласно одному из них (и он широко распространен), люди живут, что называется, «по инерции». Родился человек сыном сапожника – сам тоже будет сапожником. Однако Всевышний требует от нас, чтобы мы постоянно развивались, преодолевая духовные препятствия. Еврейский подход – это постоянное совершенствование себя, постоянный духовный подъем и развитие. Такова основа еврейства, которая и позволила Рут стать не просто прабабушкой царя Давида, но и прародительницей будущего Машиаха. Не стоит недооценивать величие ее поступка. Тора описывает нам дочерей Моава в весьма неприглядном свете. Моавские женщины развращали народ Израиля! И тот факт, что Рут-моавитянка исправляет это сомнительное наследие настолько, что удостаивается такого потомка, как царь Давид, позволяет нам утверждать о ее огромном духовном росте.

Наше злое начало всегда пытается убедить нас в том, что мы не способны меняться к лучшему. Как можно все бросить и уехать в чужую страну? Как можно в зрелом возрасте начать постигать то, к чему всю жизнь не имел никакого отношения? Тем не менее, маме рава Ури Рабиновича это удалось. Сам он рассказывал, как его мать, изучая наши святые книги на русском языке, даже вела по ним конспекты… Можно ли в это поверить? Да, это возможно, чему свидетельство – не только упомянутая история Рут, но и история праведной мамы рава Ури. Важно лишь помнить, что как только мы начинаем работать над собой по-настоящему, помощь Свыше придет незамедлительно.

Есть и еще один важнейший аспект в том, о чем мы говорим. Человека, даже вставшего на правильный путь и начавшего работать над собой, может постичь отчаяние. Да, в чем-то есть сдвиги, но в целом – я остался таким, как был. Это знакомая многим ситуация внутреннего противоречия. Чтобы понять, как решить эту проблему, стоит напомнить себе, что происходило после дарования Торы нашему народу. Итак, Всевышний сначала дает нам десять речений. Два первых – лично, а остальные – через Моше. Затем Моше поднимается ко Всевышнему на сорок дней. Что Моше делает? Он учит Тору от Творца. В трактате Недарим об этом сказано, что ежедневно Моше постигал всю Тору. Но затем он все забывал! На следующий день ситуация повторялась: еще раз Моше выучивал всю Тору, и затем все забывал… Будь мы на месте Моше – сколько бы смогли продержаться? Вопрос, безусловно, риторический. Но у Моше хватило терпения повторять изучение всей Торы все сорок дней, при этом каждый день забывая все изученное. После этого Творец даровал ему всю Тору в подарок.

Таким образом, овладение Торой состоит из двух этапов. Первое – труд над Торой и над самим собой ради того, чтобы стать «сосудом», пригодным для Торы. Второе – это помощь Свыше, когда Всевышний дает нам по Своей милости духовный рост, к которому мы стремимся.

Из истории жизни госпожи Рабинович мы видим, как упорство человека в работе над собой приводит к совершенно удивительным, на первый взгляд, результатам. Хая Мирьям Рабинович удостоилась сына, который не только учит Тору сам, но и несет ее сотням других людей. Кроме того, он известен как человек, делающий огромное количество добрых дел, буквально спасающий целые семьи… Замечателен удел матери, удостоившейся такого сына, такой невестки и внуков! Однако нет сомнения, что все заслуги нынешней семьи Рабинович – это зримое отражение величайшей духовной работы, которую совершила их мама и бабушка.

В ешиве Офаким много лет назад произошла следующая история. Один юноша возвращался домой после Шаббата. Случилось так, что он оказался на дороге посреди пустыни на юге Израиля поздней ночью. Никаких шансов встретить автобус, да и обычные люди в такое время не ездят… Ни о каких мобильных телефонах в те годы речь, естественно, тоже не шла… И вдруг неожиданно появляется машина! Водитель останавливается, и предлагает подвезти юношу. Тем водителем был раввин общины Офаким рав Шимшон Пинкус. По дороге юноша рассказывает главе ешивы о своих страхах: остаться одному ночью на дороге в пустыне… Раву Пинкусу этот рассказ очень не понравился. Он сказал: «Запомните! Еврей никогда не бывает один!» Эти слова стоит запомнить каждому из нас. Мы – не одни! Всегда есть Тот, чьи возможности помочь нам неограниченны. Все, что требуется от нас – захотеть получить эту помощь и сделать то, что в наших силах ради этого. Вместе с Торой Всевышний дал нам силы исправлять самих себя и мир вокруг нас.

Многие люди думают, что они не могут измениться. Унаследованные нами от прошлого окружения дурные качества и ложные идеи мешают нашему духовному развитию, сеют в наших душах сомнения и страх. Дурное начало всегда радо напомнить нам, что «сын сапожника» не может стать кем-то, кроме как сапожником. В этой ситуации важно помнить, что мы – не одни в нашей борьбе, и что нам даны огромные силы, чтобы изменять самих себя. Все, что требуется от нас – продолжать работать над собой, несмотря на возраст и иные обстоятельства. Таков великий урок, который каждый из нас должен выучить из жизни Хаи Мирьям бат Матис Рабинович. Да прикрепится душа ее к Источнику вечной жизни!

Подготовил Арье Кац


http://www.beerot.ru/?p=26348