Суть законов скромности – защита
У каждой заповеди есть свой ключевой момент. Приведем несколько примеров.
Заповедь мезузы призвана освятить дом и поставить на нем печать, удостоверяющую, что в этом доме пребывает Присутствие Всевышнего. Заповедь цицит служит напоминанием тому, кто их одевает, о возложенной на него обязанности исполнять 613 заповедей (своего рода «узелки на память»). Кроме этого, нить тхелет ассоциируется с морем, море – с небом, небо – с Престолом Всевышнего. Заповедь тфиллин повелевает нам «запечатать» единство Всевышнего на сердце и в голове. Заповедь Шаббата дает нам знание о том, что нет никого, кроме Него. И так далее… У каждой заповеди – своя особенность.
Одна из заповедей – цниют, скромность. Самое простое понимание сути этой заповеди – защита. Всевышний сотворил мир таким образом, что любой объект, в том числе человек, нуждается в защите. Человек одевается, чтобы защитить себя.
В самом деле, если мы внимательно присмотримся, мы обнаружим, что чем дороже тот или иной предмет, тем большая защита ему необходима. Если человек идет по улице, держа в руках крупную сумму денег, велика опасность, что эти деньги у него попытаются отнять… Драгоценности надо оберегать и прятать. Иначе ограбят.
Самое ценное имущество, которое есть у еврейского народа, – это еврейская душа, которая присутствует в каждом еврее, и на которую чаще, чем на что бы то ни было, совершаются покушения.
И зарождается эта душа в теле матери! Отец наполняет ребенка содержанием, от отца зависит, будет ли ребенок коэном или левитом, отец обучает Торе, но само зарождение еврейской души зависит от матери. Если мама – нееврейка, будь отец даже самым великим праведником, ребенок его будет неевреем. И наоборот, в случае, когда мама – еврейка, даже если отец – нееврей, ребенок будет полноценным евреем.
Неслучайно, когда ангел приходит обучать еврейского ребенка всей Торе в чистоте и святости, он делает это не в синагоге и не в Доме учения, а в утробе матери!
А раз так, значит, еврейская мать – драгоценность еврейского народа. Драгоценность могут похитить или испортить. Это – в природе вещей, и заповедь скромности призвана ее сберечь.
Существует важное правило: чтобы по-настоящему вникнуть в суть проблемы, ее надо рассмотреть в корне. Корень всей Торы – в книге Берешит, а точнее – в сотворении мира.
Глава Берешит рассказывает нам о грехе первого человека, который привел к величайшей катастрофе всего человечества. До греха первого человека в мире не было понятия смерти. И лишь как следствие этого греха, все мы – смертны! Я не думаю, что кто-нибудь из вас удостоился быть знакомым с человеком, родившемся триста лет тому назад… Все человечество, миллиарды мужчин и женщин, праведники и простолюдины, все они ушли из этого мира.
А с чего все началось? Сказано в Торе: «И были они оба наги, человек и жена его, и не стыдились» (Берешит, 2:25). Это не их вина, но говорят наши мудрецы (см. комментарий Раши на следующий стих), что змей, который был воплощением дурного начала, увидев их нескромное поведение, возжелал женщину и подтолкнул ее к греху. Следствием этого явилась смерть всех поколений, всего человечества.
Выходит, недостаток скромности стал причиной мировой катастрофы. Заповедь из Торы, которая призвана защитить нас от подобных несчастий, – это заповедь скромности! Это заповедь, защищающая еврейских матерей.
Как же мы должны радоваться этой заповеди! Объясняя стих «Уста его – сладость, и весь он – желанный! Таков возлюбленный мой и таков друг мой» (Шир аширим, 5:16), говорят наши мудрецы (Мидраш Танхума, Ваеце, 22): «Сказал раби Танхум раби Йоси: «Смотри, что говорит Всевышний еврейскому народу: «И царапин по умершим не делайте на теле вашем». Почему? «Я – Б-г» (Ваикра, 19:28). То есть, Всевышний верен своему обещанию дать награду. Есть ли уста слаще?! Можно представить себе, что один человек просит другого нанести себе увечья, обещая ему за это награду. Но Всевышний обещает награду тому, кто не изуродует свое тело! Воистину «Уста Его – сладость»!»
У неевреев есть обычай расцарапывать себе тело в знак траура по умершему. И вот, Всевышний обращается к нам с просьбой: «Пожалуйста, берегите себя… Не наносите себе увечий! И если послушаете Меня, получите награду!» Какая чудесная заповедь!
То же – с заповедью скромности. Про эту заповедь мы тоже можем сказать: «Уста Его – сладость, и весь Он – желанный»! Верно, что за скрупулезное соблюдение законов скромности женщина удостаивается большой награды. Но в чем заключается суть заповеди? Всевышний как бы умоляет женщину: «Будь добра, побереги себя, позаботься о наилучшей охране для твоего тела, дабы никто не причинил тебе никакого ущерба!»
Недостаточная скромность наносит ущерб детям
В нашем поколении нам уже понятно, что ущерб может быть нанесен и невидимым глазу источником. Все знают, что беременной женщине нельзя присутствовать в комнате, где делают рентгеновские снимки. Об этом предупреждают плакаты при входе.
Почему?
Рентгеновские лучи могут, не дай Б-г, нанести вред плоду. Если беременная женщина присутствует в этой комнате, а потом, да смилуется Всевышний, рожает ребенка с пороком или с проблемами со здоровьем, ей скажут, что виновато облучение, которому ребенок подвергся еще в утробе.
А мама возразит: «Но я же ничего не чувствовала! Не видела и не слышала эти лучи! Они не прощупывались и не ощущались на вкус!». Но – факт. Рентгеновские лучи могут нанести вред плоду. И если, да смилуется Всевышний, в какой-то семье рождается ребенок с проблемами, врачи ищут причину, повлиявшую на его развитие еще до родов.
Мы должны понять, что в духовном плане – все то же самое. Иногда мы слышим о юношах из ортодоксальных семей, которые скатились в самый низ и вытворяют ужасные вещи. И все недоумевают: «Откуда что взялось?»
Во многих случаях причина такого падения – в том, что матери этих юношей не были достаточно защищены!
Например, женщина перед выходом из дома опрыскивает себя духами (я сейчас не буду обсуждать, хорошо это или плохо в принципе). Она садится в маршрутное такси. Она там занимает мало места, около половины квадратного метра. Перед ней – трое мужчин, в нос которым ударяет запах ее духов, заставляя их думать о женщинах, сидящих сзади, что попросту убивает этих женщин!
Еще пример. Женщины сидят в автобусе и увлеченно болтают, а перед ними сидит мужчина. Что они себе думают? Что он – ангел?! Известна история про великого Хафец Хаима, благословенна память праведника. Как-то в его доме крутилась дочь соседки, заходила, выходила, снова возвращалась, снова уходила, пока Хафец Хаим не выдержал: «Ты, что, думаешь, что мы – ангелы?!»… Сидит себе аврех, пытается сосредоточиться на учебе, а сзади него беспрерывно болтают женщины. Ему это мешает. И это не пустяк! Речь идет о святости еврейского народа, об одной из важнейших основ!
Женщина выскакивает из дому в тапочках на босу ногу, чтобы вынести мусор. Она рассуждает про себя: «Ну что такого случится, даже если мужчина увидит меня в таком виде?»…
Она должна знать, что это может привести к катастрофе! Если женщина выходит на улицу, нескромно одетая, и ее видят мужчины, это может привести к тому, что ее пятнадцатилетний сын, который сейчас учится в ешиве, уйдет «на улицу». Скромное поведение призвано защитить весь еврейский народ от ужасных бедствий.
Задача матери – оградить дом от внешних влияний
Задача отца – строить, а задача матери – ограждать.
Давайте посмотрим, что нам рассказывает Тора о святых праматерях еврейского народа. Первая из них, Сара, обращается к своему мужу Аврааму с просьбой: «Прогони эту служанку и сына ее». Ее задача – защитить святость нашего праотца Ицхака.
Та же задача была у Ривки. Она все время была озабочена, как защитить Яакова от Эсава. Когда Эсав должен был получить благословение Ицхака, она заставила Яакова войти к отцу вместо него. После этого, для того чтобы Эсав не убил Яакова, она устроила бегство Яакова в дом Лавана, параллельно заботясь о том, чтобы Ицхак не взял Яакову жену из дочерей Хетта. Вся ее деятельность была направлена на защиту Яакова.
Яаков сообщает Рахели и Лее, что нужно бежать из дома Лавана. Он опасается, что они не захотят обидеть отца, однако жены ответили ему: «Ведь чужими считаемся мы у него».
И в этом главная задача матери: защитить дом, позаботиться, чтобы в доме не было запрещенных вещей, чтобы у детей не было друзей, которые могут нанести ущерб их духовному уровню. И главное средство защиты – скромность – заповедь, призванная защищать еврейский народ.
Представьте себе, что где-то неожиданно разразилась война с огромным количеством жертв. Сразу возникает вопрос: «Что с охраной границы?». Если так много жертв, очевидно, что граница прорвана!
Тора требует от нас равновесия
Когда доходит до дела, вдруг оказывается, что все не так просто. Ведь если женщина выходит на улицу, ей навстречу неизбежно попадаются мужчины, у которых есть глаза… Если так, то что же ей делать? Сидеть целыми днями дома, не высовывая носа на улицу?! Это тоже не выход! Как же уравновесить две крайности?
На самом деле, проблема равновесия – не только женская проблема. У мужчин тоже возникает эта проблема в разных аспектах служения Всевышнему. Например, главная заповедь мужчины – изучение Торы. Это – основа еврейского народа. И, с одной стороны, нужно все время учиться, не теряя ни минуты. С другой стороны, для того чтобы осуществить это, придется оставить дом и детей, удалиться в безлюдное место и где-нибудь там – на вершине горы или в пустыне – углубиться в изучение Торы. Это ли от нас требуется?
Ни в коем случае! Всевышний не заинтересован в этом! Он хочет, чтобы мы построили дом, жили в этом мире, и вместе с тем учили Тору! Найти это равновесие – серьезная проблема!
Ведь это же основная идея христианского монашества – отречься от удовольствий этого мира. Они удаляются в горы, и живут там якобы в святости и отрешенности. И мы должны понимать, что жить так – совсем нетяжело. А действительно тяжело установить правильное равновесие между изучением Торы, с одной стороны, и жизнью в этом мире, с другой.
То же в вопросе женской скромности. Если женщина захочет, она без проблем может закрыться в шкафу с маленьким окошком, через которое ей будут подавать еду. И не выходить оттуда…
Но нет! Женщина должна ходить в магазин, заниматься домом, жить обычной уравновешенной жизнью, и при всем при этом соблюдать законы скромности. И это очень трудно!
Для мужчины самое главное – изучение Торы, для женщины – скромность. И работа всей жизни – установить правильное равновесие.
В прошлых поколениях мужчины учили Тору по восемнадцать часов без перерыва, пока не падали от усталости. А мы? Мы можем так учиться?
Тот же вопрос возникает по поводу женской скромности. Наши мудрецы рассказывают об иерусалимских женщинах, которые никогда не появлялись на рынке, пока не усилился голод, заставивший их выйти из дому в поисках пропитания. Одна такая женщина встречает другую и спрашивает: «Почему ты пришла сюда? Ты же никогда не ходила на рынок?» (Псикта, 27:6). И что, нам теперь тоже не ходить на рынок?
Одна женщина говорит: «Я не ношу парик, парики – это признак распущенности»… Другая говорит: «Не понимаю, какая разница, какая прическа у парика?»
Как установить равновесие?
Сформулируем несколько основных положений по порядку.
Как найти равновесие?
Одна из основ еврейского законодательства заключается в том, что нужно считаться с обычаями данной страны. Можно обязать человека выплатить причитающееся другому в соответствии с местными законами. Подобно этому мы все время должны проверять, как одеваются скромные женщины в данной местности, и то, что противоречит местным канонам, является распущенностью.
Женщина спрашивает, как ей следует одеваться. У каждой перед глазами есть образ наставницы, например, учительницы из «Бейт Яаков». Следует все время смотреть на себя со стороны, представляя: «А если бы я сейчас ее встретила, не почувствовала бы я себя неловко?». Если нет, значит с одеждой все в порядке. А если понятно, что в глазах учительницы читался бы упрек: «Не так она одета, как я ее учила…», значит, в одежде есть проблема!
И есть еще один аспект, являющийся важным жизненным правилом.
Например, на берегу моря опытный пловец должен осторожно заплывать на глубину. Нет, за себя он может быть спокоен, но за ним может поплыть ребенок, который не очень хорошо умеет плавать, и если он утонет – это будет на совести пловца!
Еще один пример. Чтобы убедить ребенка не залезать на ограду синагоги, ему говорят так: «Ты уже большой и умеешь залезать осторожно. Но, глядя на тебя, туда может полезть твой четырехлетний братик, который может, не дай Б-г, упасть, ведь он – еще маленький и не умеет проявлять осторожность».
Правило таково: даже если человек в себе уверен, он должен проявлять дополнительную осторожность, принимая в расчет тех, кто, скопировав его действия, может согрешить.
Это правило касается обсуждаемой нами темы. Даже если определенный стиль подходит для конкретной женщины, она должна понимать, что она может послужить примером для других женщин, увлекая их за собой. Из-за нее может измениться облик данного общества.
Скромность – очень сложная проблема, и мы должны делать все возможное, чтобы улучшить положение дел в данном вопросе. Будучи шестнадцатилетней девушкой, моя мама поехала в Польшу на учебу к Саре Шнирер, мир ее душе. Как только она приехала, Сара Шнирер сразу же подошла к ней и одновременно с первым приветствием завязала ей воротничок (который был чуть приоткрыт) со словами: «В “Бейт Яаков” мы ни на йоту не уступаем в вопросах скромности, ведь у нас есть достоинство. Мы – дочери Всевышнего!»
Связь со Всевышним повышает самооценку
Как мы поняли, главная проблема в вопросе скромности – проблема равновесия. Любая женщина одевается, так как любая женщина понимает, что замыслом Всевышнего человеку предназначено одеваться. Женщина, не соблюдающая заповеди Торы, надевает ту одежду, которая, по ее мнению, является достаточной. Соблюдающая женщина сочтет такую одежду развратной. Если бы сюда явился человек из прошлого столетия и увидел сидящих здесь строго соблюдающих и богобоязненных женщин, он наверняка указал бы на проявления нескромности в их одежде.
О чем это говорит?
Истина заключается в том, что человек должен все соразмерять со своей личностью и со своим уровнем служения Всевышнему. Мера скромности определяется ценностью. Чем ценнее человек, тем большая защита ему необходима. Раньше все было иначе. Женщины были праведнее и, естественно, скромнее. Мне кажется, каждая женщина чувствует, что будь она рабанит, скорее всего, она бы одевалась чуть по-другому… А раз так, то каждая женщина понимает, что наша скромность зависит от того, на каком уровне находится наша Тора и наша богобоязненность.
Верно, что поколение наше – распущенное, но отчего эта распущенность? Оттого что нечего беречь!.. Чем ценнее человек, тем большая защита ему необходима.
По моему мнению, проблема не только в скромности. Ведь любая женщина убеждена, что лично она одевается скромно. Нет женщины, которая признает, что она одета нескромно. Спрашивается, каким образом мы можем улучшить нынешнее положение?
Наши мудрецы (Бемидбар Раба, 18:21) рассказывают нам об эпидемии, разразившейся в царствование Давида. Каждый день погибала сотня человек. Что сделал Давид? Постановил произносить каждый день сто благословений, и эпидемия остановилась. И мы должны выучить отсюда, что в час бедствий спасают благословения!
Какая связь между бедствиями и благословениями?
Существует важное правило: «Все преступления покроет любовь» (Мишлей, 10:12). Если человек стоит перед судьей, он может попытаться оправдать себя, приводя доводы в свою пользу в надежде, что судья услышит его и признает невиновным. Но есть еще одна возможность, намного лучше этой: стоя перед судьей, дрожа всем телом, понимая, что положение его безнадежно, он вдруг замечает, что в судейском кресле сидит его отец! И тогда он изо всех сил кричит: «Папа!!!», и крик его меняет всю картину!
А может быть ситуация еще выгодней: женщина предстает перед судом и обнаруживает, что судья – ее муж! Есть разница между мужем и отцом, отец считается по закону близким родственником, но муж с женой – одно целое!
«Все преступления покроет любовь»!
В чем заключается любовь между мужем и женой? «Шлом байт» – мир в семье – это не сиюминутное явление. Мир в семье подразумевает нормальное вежливое общение в любой области. Все, что делается, – делается сообща. Время от времени обсуждаются проблемы, возникающие в доме, и даже ведутся разговоры на тему Торы.
Царь Давид увидел, что настало время гнева Всевышнего, происходит что-то страшное. Да смилуется Всевышний, ежедневно погибает сто евреев. Это говорит о том, что Всевышний гневается, о том, что Он управляет миром посредством качества суда: «Мы истреблены Твоим гневом и Твоей яростью приведены в смятение» (Теилим, 90:7). Почему такое страшное и горькое наказание? Ответ очевиден: чем больше близость, тем сильнее гнев!
Что же делать? Налаживать мир в семье. Специалисты в таком случае порекомендуют: «Сейчас вы в ссоре, но оставьте ваши претензии друг к другу в стороне. Первым делом начните разговаривать! Если супруги не разговаривают, это просто ужасно. А когда начинают говорить, гнев постепенно проходит».
Царь Давид сказал: «Такой сильный гнев говорит о том, что мы просто не разговариваем. Нет «мира в семье». «Мир в семье» в его самом простом понимании означает, что две стороны красиво и уважительно разговаривают друг с другом на любые темы. Получил подарок – скажи «спасибо»!».
Царь Давид утверждал, что налицо отсутствие связи между Всевышним и еврейским народом. Он постановил произносить каждый день сто благословений, чтобы еврейский народ начал красиво разговаривать с Всевышним. Получил яблоко – поблагодари! Скажи: «Благословен… сотворивший плод дерева»! Встал утром, открыл глаза? Скажи «спасибо» – «Благословен… дарующий зрение слепым»!
Мне очевидно, вне всякого сомнения, что самым верным средством для здоровья, долголетия и продолжения рода является вдумчивое произнесение благословения «Который создал человека» – Ашер Яцар. Это раскрывает Небесные врата!
В последние несколько месяцев я сам очень преуспел в произнесении благословений, это был подарок с Небес. Однажды я выступал с лекцией на эту тему в колеле Хазон Иша, меня слушали примерно четыре сотни человек, среди них – два моих шурина. После этого мы с ними отправились в дом моего тестя, там мне предложили попить, и тут я вспомнил, о чем я говорил на лекции. Ну, после такой лекции у меня не было выбора. Я обязан был сказать благословение вдумчиво… И вот тогда я получил подарок с Небес. Моя жизнь изменилась! Я начал ощущать связь с Всевышним на другом уровне, я встречаюсь с Ним каждые пятнадцать минут. Я стал другим человеком. Началась новая жизнь.
Какое это все имеет отношение к скромности?
Принято, что замужняя женщина ведет себя скромнее, чем незамужняя. Ведь она принадлежит конкретному мужчине, и потому обладает большей важностью, и, значит, нуждается в большей защите. Если вы начнете говорить со Всевышним, вы сразу почувствуете себя более важными персонами. Вы будете ближе к Всевышнему, будете привязаны к Нему, Благословенному, и вы увидите, что многое изменится.
Проблема в том, что мы не чувствуем своей важности, нам кажется, что мы ничего не стоим – нечего защищать… Человек, который чувствует, что в жизни его есть содержание, будет самоотверженно защищать себя! Невесте закрывают лицо. Почему? Она сейчас выходит замуж, она – важна, ее необходимо защитить.
И пусть в заслугу того, что мы сейчас укрепимся в служении Всевышнему, мы удостоимся того, что посланные нам бедствия прекратятся, и мы будем жить в радости и спокойствии до конца дней!
Перевод – Х. Берман.