«Сокрытое – Всевышнему» — Скрытое влияние скромности

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1843

Влияние на душу – невидимо

Саба из Кельма, рав Симха Зисл Зив благословенной памяти, говорил: «Только такой великий человек, как Рамбан, может возглавлять ешиву»!

Когда мы говорим о влиянии скромности на еврейскую душу, мы понятия не имеем, каково это влияние – сегодня у нас нет такого специалиста по еврейским душам, как Рамбан, например… Но любому преподавателю очевидно, что это влияние есть!

Мне рассказывал один заядлый курильщик, что он тысячу раз слышал: курение наносит непоправимый ущерб легким, никотин вызывает привыкание, смолы налипают на стенки легких, столько-то людей умирают от курения и так далее. Но ничто не могло заставить его бросить курить, пока ему не довелось лично присутствовать при операции на легких другого заядлого курильщика и своими глазами увидеть его черные прокопченные легкие.

Но ведь он и раньше знал, что курение приводит к такому результату. И он курил сигарету за сигаретой, убеждая себя, что от одной сигареты еще никто не умирал… И лишь увиденный результат сложенных вместе сигарет впечатлил его настолько, что он бросил курить.

И если легкие мы можем увидеть при помощи рентгеновского снимка, то что же с душой – душой ребенка, идущего по улице и видящего все нарисованное на рекламных плакатах и все происходящее вокруг, – может ли кто-нибудь оценить влияние увиденного на еврейскую душу?

Мы не занимаемся тем, что скрыто, но мы знаем о его существовании

Святая Тора делится на две части – открытую и скрытую. И хотя верно, что для людей нашего уровня действует правило: «Мы не занимаемся тем, что скрыто» (Хагига, 13а), но мы обязаны знать о существовании скрытого!

Это знание является жизненно необходимым во всех областях, как материальных, так и духовных. Мы видим, что автомобиль едет. Мы не имеем точного представления, как это работает, но мы знаем, что внутри автомобиля есть устройство, приводящее его в движение. Нам нет необходимости разбираться в устройстве мотора, но мы должны знать, что у каждого автомобиля есть мотор.

У любой вещи в мире есть то, что скрыто. Ни один человек в мире не может сказать, что скрытое его не касается. Большинство исследований и помыслов ученых посвящено изучению сокрытого.

Нам известно, что одни продукты питания способствуют ожирению и вредят здоровью, а другие – полезны и укрепляют тело. Видим ли мы мгновенное влияние тех или иных продуктов? Только со временем, сразу ничего не происходит. Но в вещах скрытых влияние осуществляется мгновенно!

Когда рождается ребенок с пороком, врач спрашивает, какие препараты принимала мама во время беременности.

Это всем понятно.

Много лет назад люди, желавшие показать свою просвещенность, говорили: «Если вижу – верю!», они не верили в то, чего не видели своими глазами. Но сегодня всем понятно, что нет необходимости видеть, чтобы верить. Идет человек по улице, в руке его – черная коробочка, и он кричит в эту коробочку: «Але!.. Привет, как дела?»… «С кем это ты говоришь?» – спрашивают его, и он отвечает: «С братом, который живет по другую сторону океана»… Он нормальный, этот человек?! Но мы ведь знаем, что есть радиоволны. Мы их видели когда-нибудь? Никогда! Но мы знаем, что они есть!

Мы не занимаемся тем, что скрыто, но мы знаем, что оно существует!

То же – в духовном аспекте. Мы знаем, что Тора пишет о тех, кто ест запрещенное: «и осквернитесь ими», это отупляет душу (Йома, 39а), это – скрытая часть запрета.

[…]

Мы видим способного ребенка, которого может завлечь любой рассказ, но стоит ребе в хейдере достать Хумаш, как голова его оказывается наглухо запертой… И, казалось бы, тут – рассказ, и там – рассказ, но этот рассказ ему интересен, а тот – нет. Если пожарная машина приезжает на окраину района, он один из первых прибегает на место происшествия… А в синагогу напротив дома у него «нет сил идти»…

Со взрослыми тоже такое случается иногда: вроде он учил законы Шаббата, а когда возникает конкретный вопрос, он ничего не помнит…

Всю жизнь мы сталкиваемся с вещами сокрытыми.

И в вопросе скромности тоже. С открытой частью скромности все понятно. Каждый, в ком есть хоть капля совести, понимает, насколько необходима скромность.

Но нельзя забывать про скрытую – глубокую – часть скромности!

Например, совместные поездки на отдых. Все сидят вместе и беседуют. Мы можем сказать, как влияет на юношу, сидящего в сторонке, вид болтающих женщин? Мы не знаем! Вы скажете, что не видели ни одного юношу, которого бы это испортило? Но вы ведь не видели ни одного человека, легкие которого перестали бы работать из-за одной сигареты! Даже если мы этого не видим, влияние существует!

Естественные опасности и опасности, созданные человеком

Всевышний создал мир таким образом, что в нем существуют опасности. Дикие звери, землетрясения, холод, жара. Это – природа этого мира, так он создан.

Но есть опасности, которые человек создает своими руками! В дорожной молитве мы просим: «и спаси нас от рук врагов и от засады… и от диких зверей на пути»… Это – естественные опасности. Но чудовищную опасность в виде куска железа, несущегося со скоростью девяносто километров в час, создал человек!

Скромность связана с опасностями. И тут тоже есть два вида опасностей. Идущая по улице скромно одетая женщина представляет собой опасность соблазна, но это – опасность, заложенная Всевышним в природе. Но если женщина одета нескромно – это опасность, созданная человеком!

Разница огромна. От естественных опасностей, если мы ведем себя как следует, соблюдая законы скромности, нас охраняет Всевышний, как сказано: «Всевышний хранит простодушных» (Теилим, 116:6). И об этом сказано: «Рядом с тобой падет тысяча, и десять тысяч – по правую руку от тебя, но ты останешься невредим» (Теилим, 91:7). Мир полон опасностей, любой человек, идущий по улице, окружен ими, как невидимыми, так и теми, чье существование очевидно всем и необходимость защиты от которых ясна каждому – машины, болезни и прочее. Мир сегодня переполнен источниками опасности, мир живет в страхе, и единственное, что может нас спасти – это близость к Всевышнему! Лишь тот, о ком сказано «Посвященный в тайну Всевышнего под сенью Всемогущего обитает» (Теилим, 91:1), о том сказано и «Рядом с тобой падет тысяча, и десять тысяч – по правую руку от тебя, но ты останешься невредим»…

Но, проламывая ограду, мы сами создаем такие страшные опасности, о которых даже представления не имеем!

Всевышний создал мир так, чтобы естественным для нас было проводить время в кругу своей семьи. А мы сами, своими руками, создаем опасные ситуации.

Одна из самых больших проблем современного мира – «секретарша». Конечно же, мы дорожим нашими дочерьми и позволяем им работать только в строго соблюдающем окружении. Но разве это окружение состоит из ангелов? Можем ли мы себе представить, какому влиянию подвергается мужчина, в течение двадцати пяти лет работая изо дня в день, по восемь часов бок о бок с секретаршей? Понимаем ли мы, что происходит с его душой?

Сын Хафец Хаима благословенной памяти рассказывал, что однажды в их дом зашла соседка, вышла, снова зашла – и так несколько раз, и каждый раз Хафец Хаим отворачивался от нее. Но когда он сидел с учениками и давал урок Торы, и она зашла снова, он сказал: «Что вам здесь нужно? Что вы хотите от нас? Или вы думаете, что мы – ангелы?!»

Безусловно, мы не встречали начальника, который вдруг превратился в чудовище… Но, вне всякого сомнения, такая ситуация разрушает его, ибо она не является нормальной, задуманной Всевышним при сотворении мира!

Если б только у нас был рентгеновский аппарат, просвечивающий наши души…

«Чтобы не отдалился Он от тебя» – чтобы Он защищал нас от опасностей

Хафец Хаим говорил, что о Всевышнем сказано: «Пребывает среди них в их нечистоте» – даже когда еврейский народ полон грехов, Всевышний не отворачивается от них. Кроме одной ситуации: «Чтобы не увидел Он у тебя наготы и не отдалился от тебя» (Дварим, 23:15)! А когда Всевышний отдаляется от нас, у нас нет защиты от опасностей! Он как бы говорит нам: «Выпутывайтесь сами»!

И мы должны знать и помнить основное правило иудаизма: хороший поступок в пятьсот раз весомее, чем плохой, как сказали наши мудрецы благословенной памяти: «Про меру несчастий написано: “Помнящий грехи отцов детям и внукам до третьего и четвертого поколения”, а про меру добра сказано: “Делающий добро тысячам”. Получается, что мера добра в пятьсот раз превышает меру несчастий» («делающий добро тысячам», то есть как минимум – двум тысячам поколений, что в пятьсот раз больше четырех поколений, которым «помнятся грехи отцов» – прим. пер.).

У выполненной заповеди очень сильное влияние – в пятьсот раз сильнее, чем у греха. И если женщина одевается скромно, Всевышний охраняет ее, и Его защита в пятьсот раз превышает разрушение, вызванное недостатком скромности.

Скромность и близость к Всевышнему охраняют женщину!

«Оазис в аду»

Что же делать?

Как мы уже сказали, у нас нет специалиста по человеческим душам, который мог бы ответить на этот вопрос. Всевышний создал мир таким образом, что он полон опасностей. Что касается естественных опасностей – «Всевышний хранит простодушных». Когда ребенок сталкивается с развратом, кто знает, как это может навредить его душе? Если ребенок вынужденно живет в месте, где есть разврат, ничего не поделаешь, остается уповать на то, что «Всевышний хранит простодушных». Но как можно вести ребенка на прогулку в место разврата?! Какой безумец своими руками отправит ребенка в логово опасности?! Ведь в этом случае у него нет никакой защиты!

В час, когда мир переполняют катастрофы, нам ничего не остается, как вспомнить комментарий мудрецов на стих «А сыновья Кораха не умерли» (Бемидбар, 26:11): «Образовался для них оазис в аду». В последний момент, когда земля разверзлась, чтобы поглотить Кораха и его последователей, сыновья его раскаялись, и Всевышний «образовал для них оазис в аду» – полностью отделенный от того, что пылало вокруг них. И в итоге из сыновей Кораха вышел пророк Шмуэль.

Мы должны создать вокруг себя такой тщательно огражденный оазис, чтобы хранить нашу красоту, нашу праведность и нашу святость. Мы должны жить обычной жизнью, заботиться о пропитании, о семье. И часть этой жизни – это создание огражденного оазиса, защищающего нас от дурного окружения. Мы должны жить святой жизнью, проводить со Всевышним двадцать четыре часа в сутки – мужчины делают это, изучая Тору, а женщины – соблюдая законы скромности. И если женщина скромно одевается и скромно себя ведет, Всевышний – с ней, Всевышний ее охраняет.

Мы живем в аду, и наша задача – создать вокруг себя оазис [подобный Ноеву Ковчегу среди потопа], в котором мы удостоимся растить наших детей в святости и чистоте.

Перевод – Х. Берман


http://www.beerot.ru/?p=4965