«Так молви дому Яакова» — Суть движения «Бейт Яаков» – связь со Всевышним

Дата: | Автор материала: Рав Шимшон Довид Пинкус

1731
Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Йонатана Лифшица и всю его семью за то, что они взяли на себя перевод книги рава Шимшона Довида Пинкуса «Нефеш Хая» ради возвышения души его супруги, большой праведницы, госпожи Алгеры Авивы Лифшиц.
לעילוי הנשמה מרת אלגרה אביבה בת הרב רפאל הכהן ע»ש

[Выступление на съезде, посвященном памяти рабанит Каплан (основательницы системы школ для девочек «Бейт Яаков» в Америке)]

День памяти – день самоанализа

Мы собрались здесь, чтобы вспомнить рабанит Каплан, мир ей, – выдающуюся личность американского еврейства, и я, пользуясь случаем, хочу впервые выразить словами чувства, сопровождавшие меня на протяжении многих лет.

Я вырос в Вильямсбурге, и для меня, ребенка, рабанит Каплан была образцом женской праведности. Ее отличали особое благородство, особая манера говорить. До сих пор у меня не было возможности выразить благодарность этой праведнице и всему семейству Капланов за их влияние на всю Америку, на весь Новый Свет.  Именно они заложили там основы настоящего еврейства.

Сегодня день ее памяти. Слово «память» подразумевает переживание заново того, что произошло раньше. Еврейский Новый Год называется Днем Памяти, ибо в этот день все наши поступки, которые кажутся нам забытым прошлым, возвращаются к жизни. Всевышний проверяет их и на основании этой проверки отмеряет нам жизнь.

От минувшего дня ничего не осталось бы, если бы не память. День памяти – это своего рода воскрешение из мертвых, восстановление того, что считалось нами безвозвратно утерянным. Мы заново переживаем прошлое и заново его строим.

День памяти – это день самоанализа. В Гемаре упоминается обычай поститься в день смерти родителей. Это – время раскаяния, время восстановления в памяти забытых вещей.

Давайте поговорим о замечательном заведении под названием «Бейт Яаков».

О ешивах было известно давно – в Суре и Пумбедите, и в других местах…

А вот «Бейт Яаков» – это что-то новое. Это открытие Сары Шнирер, мир ей. Рав и рабанит Каплан, благословенной памяти, открыли его для Америки. И для нас очень важно хотя бы раз в год (а может быть, и каждый день) напоминать себе, что же такое «Бейт Яаков».

Забыть о цели даже на минуту – очень опасно!

Я слышал замечательную притчу. Как-то двое играли в шахматы, и один из них уже был близок к победе, ему оставалось «съесть» коня противника, и дальше выигрыш был обеспечен. Но он коня не трогал. Почему? «Я так люблю лошадей… Съесть коня? Я не способен на такое!» – заявлял он.

Мораль: если у кого-то слабость к коням или другим шахматным фигурам, не стоит ему играть в шахматы…

Если он хочет играть в шахматы, и хочет победить, он должен, конечно, бережно относиться и к коням, и к пешкам, не отдавать их без повода, но важно помнить, что цель игры – захватить короля противника! И если хоть на минуту забыть о цели, это приводит к ошибочным действиям, и тогда вся игра лишается смысла. Стоит гроссмейстеру полюбить лошадей, и он сможет проиграть новичку.

Из этой притчи мы можем выучить для себя важные основы иудаизма. Всевышний – царь. Царь царей. В течение жизни мы занимаемся различными делами. Мы играем в трудную игру, нам нелегко, мы иногда ошибаемся, но нам нельзя ни на минуту забывать о цели этой «игры». А цель одна – «захватить короля», образно выражаясь, «захватить» Всевышнего!

Домом назвал его Яаков

Что является самым главным в движении «Бейт Яаков»?

Цели его разнообразны: молитва, работа над личными качествами, изучение Хумаша и Пророков, получение знаний в различных областях и многое другое. И все это важно. Но должна же быть основная цель. И о ней нам нельзя забывать ни на минуту.

Эта основная цель кроется в названии «Бейт Яаков» – «Дом Яакова»! Название взято из стиха «Так молви дому Яакова» на основании комментария Раши, что «Дом Яакова» – это женщины.

Что же такое «дом»? И какой дополнительный смысл появился у этого слова благодаря Яакову?

Наши мудрецы называют Храм домом (Баит): «Не горой, как назвал его Авраам: “Говорится ныне: на этой горе Г-сподь явит Себя”, и не полем, как назвал его Ицхак: “И вышел Ицхак беседовать в поле”, а домом, как назвал его Яаков: “И назвал это место домом Всевышнего”» (Псахим, 88а).

Чему наши святые мудрецы хотят нас научить?

Дом – по сути частное владение. Невозможно жить в городском саду или в парке. Должна быть личная жизнь. Наш праотец Авраам знал, что на улице невозможно учить Тору. Если человек будет постоянно учиться на улице, он не станет мудрецом, у него не будет трепета перед Всевышним. Но он считал, что для достижения уединения еврейского народа с Создателем достаточно подняться на высокую гору и отключиться от нечистоты этого мира.

Пришел Ицхак и сказал, что этого недостаточно. Да, на горе нет скопления народа, но гора – никому не принадлежащая территория, и каждый, кто захочет, может туда подняться. Поле – это частная территория. «И вышел Ицхак беседовать в поле». Для уединения со Всевышним необходимо место, в которое не заходят посторонние.

Но Яаков считал, что и этого недостаточно. Для уединения со Всевышним необходима полностью огороженная территория. Дом – это частное владение на 100%. Никто не войдет туда без стука. Всем очевидно, что в чужой дом нельзя заходить без разрешения хозяина.

Поэтому сказали мудрецы: «Не горой, как назвал его Авраам, и не полем, как назвал его Ицхак, а домом, как назвал его Яаков»!

Наш праотец Яаков сделал важное открытие. Для того чтобы еврейский народ прилепился к Всевышнему, необходимо полное уединение. «Не горой, как назвал его Авраам, и не полем, как назвал его Ицхак, а домом, как назвал его Яаков». Дом –Баит – Бейт а-микдаш – Храм.

И когда Храм был разрушен, понятие «дом» осталось у еврейского народа. Дом собрания (бейт кнессет – синагога), Дом учения (бейт мидраш), еврейский дом. Связь Всевышнего с еврейским народом требует уединения, требует дома.

Святость нужно пригласить

Любая святость, с которой мы сталкиваемся, требует предварительного освящения человеком. Например, Храм был освящен царем Шломо, который сказал: «Я построил Тебе дом обитания, место пребывания Твоего навеки» (Млахим I, 8:13). Тем самым он как бы пригласил Всевышнего присутствовать в Храме.

Первый Шаббат после того, как мы построили синагогу в Офакиме, совпал с первым днем Песаха. Я был равом общины, но именно в этот Шаббат я отсутствовал. Я позвонил главе ешивы и сказал ему:

– Я уверен, что в первый день Песаха Вас попросят произнести речь. Будьте добры, скажите так: «Владыка мира! Мы построили этот дом для Тебя, и мы просим, чтобы Ты присутствовал в нем!»

Подобный совет я давал молодым парам перед свадьбой: «Когда вы находитесь в комнате уединения, примите решение, что ваш дом будет домом Всевышнего, и словесно пригласите Его».

Это одна из главных основ. Любая святость места требует приглашения Всевышнего. Святость – это уединение со Всевышним.

Что касается приглашения, отметим еще одну деталь. В хлев со свиньями, прошу прощения, невозможно пригласить Всевышнего! Так не приглашают! Давайте пригласим в наш дом Всевышнего, а поскольку невозможно пригласить Его в дом, в котором есть неподобающие книги и газеты, придется сначала их убрать.

Еврейский дом – это место уединения, место, где присутствуют две стороны, и нет никого чужого – «дом, как назвал его Яаков».

Связь со Всевышним внутри дома

Женщина строит связь со Всевышним, находясь внутри дома. В этом – суть иудаизма и, по моему мнению, в этом – суть движения «Бейт Яаков».

Мужчины находятся в Доме учения или в Доме собрания – синагоге. Женщина, по природе своей, обычно находится внутри своего дома, который является для нее и Домом собрания, и Домом учения. И в ее доме должно быть обеспечено полное уединение со Всевышним.

Около ста лет назад миром овладел технический прогресс. До сегодняшнего дня главная составляющая этого прогресса – средства массовой информации.

Я иногда езжу из Беер-Шевы в Димону. По дороге, в безмолвной пустыне, можно встретить бедуинов, живущих в палатках в тишине и спокойствии. Я все время им завидую: какая прекрасная жизнь вдали от городского шума. Будь я на их месте, я бы только сидел и учил Тору. Так вот, эти бедуины носят воду из колодца, но при этом у них есть электричество от солнечных батарей, благодаря которому они имеют возможность пользоваться средствами массовой информации, а это значит, что даже в пустыне нет уединения!

Можно жить в пустыне и не иметь никакой личной жизни! Современная культура создала ситуацию, при которой человек может находиться в пустыне и знать обо всем, что происходит в мире! Если кто-то совершает преступление на другом краю света, если в Париже придумали новую модель одежды, информация об этом поступает прямо в палатку! Нет уединения!

А суть дома, как мы объяснили, – уединение. Современный образ жизни, благодаря средствам массовой информации, телефонам, машинам, самолетам, позволяет держать мир на ладони. Этот факт попросту разрушает наше уединение со Всевышним.

Наши праотцы были пастухами. Почему? Потому что работа эта – пасти скот вдали от людских поселений – давала им возможность в мыслях своих уединиться со Всевышним.

Еще сто лет назад человек мог жить сам с собой. Пятьдесят лет из прожитых семидесяти он жил сам с собой. Со своим разумом, со своими мыслями, со Всевышним! Сегодня человек не остается наедине с собой ни на минуту. Он все время должен быть в курсе происходящего в мире… Мы привыкли к тому, что у нас практически нет времени на раздумья. Это самое ужасное, что может быть – у нас нет времени на уединение со Всевышним.

Цель всех заповедей – жизнь со Всевышним

Цель иудаизма – прожить жизнь со Всевышним. Это и есть иудаизм.

Мы могли бы подумать, что иудаизм – это молитва, маца, лулав, сукка, шофар и другие заповеди. Нет и еще раз нет! Вспомним нашу аналогию с шахматной игрой. Заповеди – это фигуры на шахматной доске. Конь, слон, ладья. Но главный-то – король! Цель и внутренняя суть всех заповедей, важность их цельного и скрупулезного исполнения – жить по воле Царя, и тем самым прожить жизнь с Царем всех царей – со Всевышним, вовлечь Его, Благословенного, в нашу жизнь.

Один из лучших способов достичь этого – молитва. «Я – молитва» – говорит царь Давид – «Я все время молюсь. Я все время нахожусь на связи со Всевышним, как любящие супруги, которые постоянно связаны друг с другом».

Если в комнате находятся два человека, и один из них залезает на стремянку, чтобы что-то достать, а она под ним качается, что он делает? Он кричит второму: «Йоси, подержи, пожалуйста, лестницу!»

Это – иудаизм. Всевышний как бы находится с нами в комнате, мы всегда можем обратиться к нему и попросить подержать нам лестницу, чтобы мы не упали. «Я – молитва»! Необходимо найти способ связи со Всевышним, прожить жизнь с Ним.

Еврейский народ – «жена» Всевышнего

Будучи в пустыне, евреи много грешили – «Испытывали Меня уже десять раз» (Бемидбар, 14:22). И каждый раз в конце были спасены.

Первый грех – грех золотого тельца. Мы рассмотрим этот грех в соответствии с простым пониманием (хотя есть толкование Кузари, рассматривающее этот грех по-другому). Еврейский народ взял золотого тельца и объявил: «Вот твой бог, Израиль». За это Всевышний хотел их уничтожить. Но когда Он сказал Моше: «А теперь оставь Меня… и уничтожу Я их», Моше понял, что он должен молиться за еврейский народ, и благодаря его молитве народ был спасен от уничтожения.

После этого был грех разведчиков, и снова Всевышний хотел уничтожить евреев, и снова Моше воззвал к Его милости, и снова его молитва была услышана. И во время восстания Кораха большинство евреев не были уничтожены, так как Аарон остановил ангела смерти.

Был один-единственный грех, когда приговор, подписанный еврейскому народу, не подлежал обжалованию. Это был грех с дочерьми Моава (по совету злодея Билама): «И начал народ распутничать с дочерьми Моава… И кланялся божествам их». Кто же спас евреев? Пинхас, который убил Зимри, как написано: «Пинхас, сын Элазара, сына Аарона-коэна, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, возревновав за Меня среди них, и не истребил Я сынов Израиля в ревности Моей». То есть Пинхас был ревнителем чести Всевышнего; если бы не его поступок, Всевышний истребил бы еврейский народ, не откладывая и не разговаривая ни с Моше, ни с Аароном. Всевышний попросту раздавил бы весь еврейский народ.

Чем так особенен этот грех? Неужели он страшнее, чем грех золотого тельца?!

Ответ таков. Когда происходит ссора внутри семьи, даже если в результате разбито несколько окон, в конце концов, все мирятся. Если не сразу, то накануне Йом Кипура. И жизнь продолжается. Сотворение золотого тельца, восстание Кораха и злословия разведчиков указывали на недостаток веры (вроде того, который заставляет людей сомневаться: «Откуда Всевышний достанет мне подходящую пару? Найдет ли Он мне достойный источник пропитания?..»), это были тяжелые преступления, и, тем не менее, Всевышний «простил по слову твоему».

Грех с дочерьми Моава был грехом совсем другого рода. Это был уход из еврейского дома, уход из семьи. Это простить невозможно! Здесь потребовалась ревность Пинхаса, который ревновал ревностью Всевышнего! Если бы не Пинхас, дверь захлопнулась бы необратимо.

Всевышний сказал: «Если бы Пинхас не взял копье и не совершил то, что совершил, действовать пришлось бы Мне! Не потому что так положено по закону, а потому что Я истребил бы сынов Израиля в ревности Моей. Я бы не просил Моше оставить меня, не говорил бы: “Иди вниз, ибо распустился твой народ”, не говорил бы: “Я уничтожу их вмиг”, просто нанес бы один удар — и это был бы конец!»

На что это похоже? Человек сидит, учится, а возле него жужжит комар. Он терпит, терпит, а потом одним ударом убивает его: «Ух, как надоел! Пошел прочь!»

Это – ревность. Если кто-то вторгается в наше частное владение, это приводит к ревности, которая побуждает нас действовать!

Чтобы быть евреем, недостаточно только накладывать тфилин, и даже недостаточно бояться Всевышнего. Надо быть, образно говоря, «женой» Всевышнего!

И теперь мы можем понять еще одну вещь. После поступка Пинхаса Всевышний дает еврейскому народу новое имя: «Сыны Реувена: от Ханоха – семейство Ханоха…» (Бемидбар, 26:5). На иврите Ханох – חנוך, семейство Ханоха – משפחת החנוכי. Таким же способом образуются семейства других сыновей глав колен. К каждому имени добавлена буква ה в начале и буква י в конце. Всевышний запечатал в их именах Свое Имя, объявив тем самым во всеуслышание об их чистоте.

Во всем мире принято, что выходя замуж, женщина берет фамилию мужа. До дарования Торы Ханох был просто Ханох. После получения Торы (то есть после заключения «брачного договора» евреев со Всевышним), Ханох меняет имя. Теперь в его имени присутствует Имя Всевышнего.

Об этом же мы говорим в праздничной молитве: «И Именем Своим, великим и святым, назвал нас». В слове יהודי – йеуди – еврей — есть буква ד, символизирующаяדלות – нищету стоящих перед Всевышним, и буквы имени Всевышнего.

Дословный перевод йеуди – жена Всевышнего. Я поясню, что я имею в виду.

Новая фамилия замужней женщины подразумевает, что, несмотря на то, что у нее есть уважаемая должность, в центре ее внимания – муж и дети. Работа – не самоцель, она ходит на работу, чтобы обеспечить семью. Она живет семейной жизнью, она одевается так, как положено замужней женщине, потому для нее важнее всего ее дом. А если нет — да простит она меня, у нее нет права на существование.

Еврей – йеуди – «жена» Всевышнего. Это значит, что еврей живет со Всевышним совместной жизнью. Он встает утром и ложится ночью со Всевышним. Все, что он делает, он делает со Всевышним. Всевышний – как муж, Он находится в центре внимания. Это содержание понятия йеуди не зависит от того, идет ли речь о мужчине или о женщине, но для женщины эта аналогия более уместна, ведь главное предназначение женщины – построить еврейскую жизнь.

«Бейт Яаков» – дом учения

Рав и рабанит Каплан были образцами чистоты и праведности. То, как они вдохновляли Новый Свет, не поддается описанию.   

Дорогие евреи! Мы сбиваемся с курса! Суть иудаизма – жить со Всевышним. А жить со Всевышним можно только при наличии возможности уединения с Ним, при наличии дома – дома Яакова!

Сегодня, слава Б-гу, учеба, молитва, Б-гобоязненность, заповеди – все это поднялось на более высокий уровень. Двенадцатилетняя девочка молится Минху – замечательно. Но не забывайте, что это лишь «ладьи» и «кони». А что с «королем»? Что с нашей связью со Всевышним? Насколько наш образ жизни – еврейский? И как много мы переняли, да смилуется Всевышний, у неевреев?!

Сегодня в еврейских домах можно встретить нееврейские газеты. Представьте себе, что в комнату уединения жениха с невестой заходит уборщик: «Я не помешаю?» – спрашивает он небрежно. Конечно же, он мешает! Он вторгается в уединение жениха и невесты!

Где оно – наше уединение со Всевышним? «Бейт Яаков» был создан как Дом учения. Слава Б-гу, ешиботники не читают газет в Доме учения. Так и «Бейт Яаков» призван принести в наши дома уединение со Всевышним. Если это есть, то будет и истинный еврейский дом.

«Дом Яакова, давайте пойдем со светом Всевышнего!»

Перевод – Х. Берман.


http://www.beerot.ru/?p=2844