Шехина в еврейском доме, как инструмент передачи Торы

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

2343

Почти вся книга Ваикра повествует о днях освящения святилища в пустыне, законах жертвоприношений, и законах очищения, необходимого, в частности, для служения в Храме. Слово корбан (жертвоприношение), происходит от слова кирва (близость). Жертва – это то, что приближает нас к Творцу. Когда мы приносим Ему жертву, имеем в виду, что на месте этой жертвы должны были быть мы. Принесение жертвы с должным намерением приближает наш народ к Всевышнему. Смысл служения в Храме был, в частности, в том, чтобы удостоиться присутствия Шехины. Однако речь здесь не только о Храме: мы должны удостоиться присутствия Шехины среди нашего народа.

Сегодня мы, к сожалению, не знаем, что такое Храм, у нас нет возможности приносить жертвы. Но мы можем изучать связанные с ним законы. Эти законы очень сложны и глубоки. Однако мы далеки от собственного жертвоприношения! Виленский Гаон писал, что он может представить себе, что такое тана (мудрец Мишны), но не может представить ощущения простого еврея, приносившего жертву в Храме! Как же нам удостоиться Шехины в изгнании? Великий комментатор писания Бааль а-Турим постигал Тору на уровне ремез (намек) через начальные и конечные буквы слов. Весь первый стих главы Цав он разбирает, как намек на изучение Торы. В стихе (Ваикра, 6:1) говорится так: «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: передай Аарону и его сыновьям следующее повеление – вот закон о жертве всесожжения (зот торат а-ола)…»

В частности, из этого стиха Бааль а-Турим, выводит, что изучение порядка принесения жертвы ола засчитывается, как само жертвоприношение. Нужно сказать, что именно по этой причине у нас отрывки о корбанот (изложение порядка жертвоприношений) предшествуют утренней молитве.

Аналогичным образом, употребляя формулировку зот торат, Тора говорит и о мучном приношении минха, грехоочистительной жертве хатат, мирной жертве шломим, повинной жертве ашам. Самое простое понимание этих стихов: вот законы для этих жертвоприношений. Но автор книги «Маалот а-Тора», родной брат Виленского Гаона, приводит слова Аризаля о том, что слова «это – Тора» намекают на то, что для нас изучение Торы в целом, равноценно всем перечисленным здесь жертвам.

В Пиркей Авот и в трактате Брахот говорится, что еврея, занимающегося Торой, осеняетШехина. Таким образом, присутствия Шехины можно удостоиться, даже когда Храм разрушен, и один из путей, ведущих к этому – изучение Торы. Еще один способ удостоиться присутствия Шехины – это правильная жизнь супругов в хорошей еврейской семье. Наши мудрецы объяснили, что если муж и жена удостаиваются праведной семейной жизни, то буква י из слова иш – муж, объединяется с буквой ה из слова иша – жена, в имя Творца, что означает присутствие Всевышнего в их семье. Если же они не удостоились этого, то буква י из слова איש и буква ה из слова אשה исчезают, и остается אש (огонь). И эти два огня пожирают друг друга, не про нас будет сказано.

С одной стороны, есть большая боль для нас в том, что Б-жественное присутствие находится в изгнании. Но в то же время это придает величайшие силы нашему народу, поскольку мы там не одни. Как-то мне попалась на глаза книга воспоминаний о жизни еврейского местечка до Второй мировой войны. У этой книги было интересное название: «Ночь не темна». Что это означает? Раши в своем комментарии к началу книги Эйха пишет, что словом «ночь» называют изгнание. Внутри ночной тьмы изгнания есть свет. Это великое благо даровал нам Всевышний, когда спустился со Своей Шехиной в изгнание вместе с нами. Это объясняет и величие событий Пурима, происшедших в персидском изгнании. В Мегилат Эстер есть слова: «И облачилась Эстер в царство». Говорят наши комментаторы, что здесь имеется в виду руах а-кодеш (дух святого постижения).

Если Всевышний дает нам такой великий дар тем, что находится вместе с нами в изгнании, то как нам быть достойными его? Это касается отношений между мужем и женой, о которых мы говорили. Это касается изучения и исполнения Торы. Качества,необходимые для присутствия Шехины среди нас не вырабатываются автоматически. Есть определенные условия для их появления. Нам надо проанализировать главы Торы, касающиеся строительства Мишкана и законов Храма, чтобы понять некоторые основы такого строительства своей жизни, при котором наши семьи, и мы сами были действительно достойны присутствия Шехины в изгнании. Нужно понять, что присутствие Шехины это не «украшения заповеди», а основа жизни нашего народа.

Сказано в Торе, что Яаков был в трауре все двадцать два года, пока у него не было никакой связи с Йосефом. Сказано, что, когда Яаков узнал, что Йосеф жив, «его дух ожил». Пишет Раши, что это означает, что к Яакову вернулась Шехина. Таким образом, на духовном уровне Яакова, присутствие Шехины – это жизнь, а ее отсутствие подобно смерти. Если каждый еврей реально достоин присутствия Шехины, то отсутствие ее с нами означает, что мы находимся в могиле. Более того, Виленский Гаон, называет смертью нашего народа разрушение Храма потому, что Всевышний – это душа нашего народа. А когда эта душа с разрушением Храма оставляет нас, наступает смерть. Изгнание, наступившее после разрушения Храма – это могила. И в этой могиле Всевышний дал нам проблеск жизни. Этим проблеском стала Шехина в изгнании. Но этой жизни нам еще нужно удостоиться.

Есть такое понятие: тума. Принято переводить это слово на русский язык, как «ритуальная нечистота». Мне этот перевод очень не нравится. Слово «ритуальная» ассоциируется с чем-то эфемерным, не настоящим. А тума – очень даже «настоящая». Объясню это на примере. Есть инфракрасные и ультрафиолетовые лучи. Мы их не видим, но они реальны. Точно так же тума – это не нечто «ритуальное». Это реальность, обладающая огромной силой.

Наши мудрецы объясняет, что понятие тума связано с понятием отем (закупорка). Что здесь имеется в виду? Если человек наделал много гадостей, осквернился всевозможными видами скверны, то это не помешает ему учить математику, но помешает удостоиться Торы. Он «закупорен» в оболочке, которая мешает ему постичь Тору. Тума – это духовная скверна, которая, поражая человека и некоторые вещи, отталкивает от них святость и присутствие Шехины. Наша проблема в том, что мы не можем полностью очиститься. У нас у всех есть так называемая тумат мет (скверна мертвого). Эта тума мешает нашему постижению глубин Торы. Я слышал высказывание одного из великих мудрецов о том, что он не сомневается, что у Аризаля была возможность очиститься от тумат мет. Ведь иначе невозможно понять, как он удостоился такого постижения в Торе. То есть наличие тумы – это препятствие на пути к тому, чтобы удостоиться постижения Торы. Исправить же эту ситуацию до конца мы не можем потому, что сегодня у нас нет пепла красной кровы, с помощью которого можно очиститься от этой тумы.

Однако, еще не все потеряно. Дело в том, что скверна мертвого является наиболее легкой формой тумы. При невозможности очиститься от нее, можно принести корбан тамид или корбан Песах в Храме даже в состоянии этой тумы. Однако при других видах осквернения делать жертвоприношение запрещено.

У любой тумы есть источник. В зависимости от близости к этому источнику и, соответственно, степени поражения тумой, пораженным объектам присваивается статус ав тума, ришоншени и т.д. Тума подразделяется на виды в зависимости от ее первоисточника. Кроме того, есть совершенно другой вид скверны – тумат аверот(скверна нарушений Торы). Есть понятие таме сфатаим (с оскверненными устами). Речь идет об устах, которые злословили.

Если мы хотим удостоиться присутствия Шехины в том состоянии изгнания, в котором мы пребываем, нам нужно работать над собой для того, чтобы быть в состоянии таора.

Упомянутая выше тумат мет не препятствует присутствию Шехины в еврейских семьях. Это не настолько сильная тума. Однако, есть другие вещи, от которых нам хорошо было бы очищаться. Эти вещи не являются, грубо говоря, непреодолимой преградой между нами и святостью, хотя и, в некотором смысле, все же мешают.

В начале комментария книги «Зоар» к недельной главе Шмот упоминаются три страшных греха, которые, буквально, изгоняют Шехину из народа Израиля. Два из них вообще не имеют прямого отношения к понятиям тума и таара. Это не те запреты, нарушая которые, человек становится по закону Торы «ритуально» нечистым. Первый запрет – это тумат нида. В этом состоянии пребывают женщины в результате менструального кровотечения. Женщине в состоянии ниды запрещено приходить в Храм, и есть жертвы. Она передает статус таме предметам, к которым прикасается. Кроме этого, она становится категорически запрещена любому мужчине, и даже мужу. За нарушение этого запрета полагается карет (отсечение души). Сказано в книге «Зоар», что в результате этого нарушения состояние нида переходит и на мужчину. Этот грех поражает и потомство, рождающееся в результате такой совместной жизни, и также изгоняет Шехину из нашего народа.

Одно из мест присутствия Шехины – это еврейский дом, как сказано: «Муж и жена: (если) удостоились – (то) Шехина между ними». Самый тяжкий грех в семье (кроме разврата) – это исур нида. Наш еврейский дом должен быть подобен Храму. В Святая Святых в Храме есть одно очень странное название – хедер митот (комната кроватей, спальня). О чем здесь идет речь? Святая Святых – это место величайшей связи Творца с нашим народом. Говорят наши мудрецы, что великая книга Шир а-Ширим рассказывает об отношениях Творца и народа Израиля. Вся она построена на аллегории отношений возлюбленных. При этом Шир а-Ширим говорит о связи Творца с нашим народом. Это не любовная песня, не дай Б-г. Сказано мудрецами, что если о связи нашего народа с Всевышним аллегорически говорится как о связи возлюбленных, то нам необходимо понять величайшее достоинство истинной связи между мужем и женой. Низменная вещь никогда бы не могла быть использована в качестве аллегории для явлений, настолько возвышенных.

Мир вокруг нас живет в состоянии, которое даже не религиозные израильтяне называют «оскотиниванием» поколения. Не думаю, что открываю нечто новое. Причем это касается не только евреев. Это касается всех. Мой зять много лет жил в Америке. Он рассказал мне историю из какой-то американской книжки. Там описываются ощущения девушки, жившей в конце 19 века в Америке. Сидя на берегу реки в безлюдном месте, она сняла чулки, и опустила ноги в воду. Увидев приближающегося всадника, она испытала ужас от того, что тот мог увидеть ее ноги без чулок. Сегодня такая ситуация выглядит ненормальной. Я еще помню купальники из двадцатых годов прошлого века. Эти купальники сегодня бы сделали скромными многие улицы. Это и есть то, что называется «оскотиниванием» поколения.

Есть такое правило: наиболее низко опускается то, что изначально более свято. Есть величайшая связь между мужчиной и женщиной. И смысл ее не в том, чтобы вести себя, как кот с кошкой или как бык с коровой. Животные выполняют заложенную в них Всевышним функцию воспроизводства. Потомству животных не дана Тора, и у них нет необходимости быть возвышенными. Поэтому, для такого потомства поведение кота и кошки в этой ситуации вполне подходит. Они при этом ничего дурного не делают. Таков способ продолжения их рода. Но это не то, что Всевышний хочет от человека. Он хочет, чтобы человек передал своему потомству возвышенные духовные силы. Истинная связь между мужем и женой способствует тому, что их дети удостоятся высокого уровня Б-жественной души. Это возможно при условии, что связь мужчины с женщиной не будет связью кота с кошкой. Страшнейшая катастрофа последних поколений в том, что отношения мужчины и женщины опустились до уровня случайных связей, как у кошек и собак.

Недавно я разговаривал со своими друзьями, живущими в Америке. Их семью можно назвать нерелигиозной. Я пожелал им, чтобы их внучка удостоилась хорошей еврейской свадьбы. На это бабушка сказала с болью, что сегодня институт брака в Америке атрофируется, и она совсем не уверена, что ее внучка вообще выйдет замуж. Атрофируется не взаимное влечение мужчины и женщины, а их совместная человеческая жизнь. Необходимо понять, что еврейская семья – это величайший канал передачи Торы и еврейского духа из поколения в поколение от наших праотцов и праматерей. И Всевышний заповедал нам то, как нужно строить эту цепочку поколений, как удостоиться дома с присутствием Шехины в нем. Если мы этого не делаем, происходит катастрофа. Многие из нас выросли в семьях, в которых жили во всех отношениях не так, как нужно. И здесь нечем гордиться. Но есть ситуации, когда родители ничего не знали, и, в силу своего незнания, находились в такой ситуации. В силу того, что нарушения были неумышленными, это в меньшей степени поражает потомство.

Есть один мидраш, в котором говорится, что изначально Всевышний сделал так, что великая душа спустилась в этот мир через связь с нидой. Это сказано о душе Авраама. Иногда Всевышний спускает великие души даже в семьи, в которых жили не так, как положено, мягко говоря. Это сделано для того, чтобы люди, родившиеся в этих семьях, исправили себя. Но нужно понимать, что изначально на нас возложена обязанность удостоить наших детей душами высокого уровня. На нас лежит обязанность передать Тору следующему поколению. Для этого мало произвести это поколение на свет, мало дать ему материальную жизненную силу. Необходимо сделать это так, чтобы оно было готово стать следующим звеном в передаче Торы Всевышнего от горы Синай до конца веков. И Всевышний страшнейшими запретами предупредил нас о вещах, разрушающих эту цепочку передачи Торы. И это то, что имела в виду книга «Зоар», сказав нам, что нарушение запрета нида изгоняет Шехину. Великим достоинством наших предков в Египте было то, что они не согрешили в этом.

И нашему положению не стоит отчаиваться, мера милосердия Всевышнего чрезвычайно велика. Но от тех, кто знает об этих запретах, требуется очень серьезное и глубокое их соблюдение. Если мы хотим удостоиться присутствия Шехины в наших домах, нам нужно избавиться от всех вещей, изгоняющих ее оттуда.

Подготовил рав Ц. Маламуд


http://www.beerot.ru/?p=25468