Использование предметов для нескольких целей

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1446

Предметы обихода, которые предназначены или используются для нужд святых предметов, нельзя использовать для будничных целей. Но если заранее, до начала их использования, осознанно предназначить их также для других целей, то можно использовать и для того, и для другого.

Например, мешочек, в котором хранят тефилин, нельзя использовать для хранения других предметов. Но если еще до того, как его начали использовать, собирались держать в нем также деньги, или документы, или зеркальце для проверки, надет ли правильно головной тефилин, и тому подобное, то это разрешается. Все это при дополнительном условии, что использование для будничных целей не является унизительным для данного предмета.

Если некий предмет предназначили для нужд святого предмета, но еще не использовали, то сам этот предмет не приобретает святость. Например, если кто-то купил катушку клейкой ленты, чтобы переплетать святые книги, эта лента не обладает никакой святостью, и ее можно использовать для любых целей. Только после того, как отрезок ленты приклеили к святой книге, он требует особого обращения. Если такой отрезок отклеился и отвалился от книги, его нельзя просто выбросить в мусор. Его необходимо похоронить специальным образом.

В книге «Гинзей а-Кодеш» рав Файнхэндлер описывает случай, когда испорченный свиток Торы положили в футляр, чтобы захоронить его. Потом по какой-то причине было решено похоронить этот свиток в другом футляре. Рав Нисим Карелиц постановил: так как уже было сделано действие, показывающее, что первый футляр предназначили для постоянного использования для святого предмета, теперь он тоже нуждается в особом отношении, подобающем предметам, которые обладают опосредованной святостью. Такой футляр нельзя просто выбросить, его требуется захоронить.

(По Рав Йихезкель Файнхэндлер, «Гинзей а-Кодеш» 1:15-17)


http://www.beerot.ru/?p=20797