30 дней до Песах — 4 — Испорченная еда

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4731

Звук записал Александр Саликов.

[Некошерной может считаться только еда. Поэтому, продукт, который испортился настолько, что его не может есть даже собака, не считается некошерным. На этом принципе основывается следующий закон.]

Хлеб, или любой другой квасной продукт, который еще ДО НАСТУПЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ, КОГДА КВАСНОЕ ЗАПРЕЩЕНО, испортился настолько, что его не станет есть даже собака, нет обязанности уничтожать и нет запрета владеть им в течение семи дней праздника Песах. Тем более, после Песаха из этого продукта можно извлекать пользу.

Это относится именно к продуктам, которые стали совершенно непригодными для употребления в пищу еще до того, как начался запрет на употребление квасного по Торе (то есть, до полудня четырнадцатого Нисана). Если же на момент запрета данный продукт был пригоден для собаки, его необходимо уничтожить. Это относится даже к случаю, когда на момент  обнаружения продукта он уже испортился настолько, что даже собака не стала бы его есть.

Уже много лет существует категория продуктов, которые изначально имели статус хамец (квасное), но потом, в результате химической обработки, из них сделали вещество, совершенно непригодное в пищу. Потом это вещество используется для приготовления пищевых продуктов, и снова становится вполне пригодным для употребления. Возникает вопрос, следует ли считать это вещество квасным? [Тот же самый вопрос возникает, если начальный продукт был некошерным – следует ли считать окончательный продукт некошерным].

Некоторые законодатели считали, что, так как это вещество подвергают обработке специально, с целью сделать из него пищевой продукт, оно не теряет статус еды даже на той стадии процесса, когда оно непригодно даже для собаки. Поэтому изготовленные таким образом пищевые продукты запрещены в Песах. [А если в них использовали некошерные ингредиенты, как например, кости некошерных животных, которые используются для изготовления желатина, то и окончательный продукт будет некошерным.]

Противоположное мнение заключается в том, что если вещество стало непригодным в пищу, и его химический состав поменялся, то оно утратило свой начальный статус квасного [или некошерного]. Поэтому, продукты, при изготовлении которых используются подобного рода ингредиенты, являются кошерными.

Так как по данному вопросу есть разногласия между мудрецами, во всех случаях, когда речь идет о запрете из Торы, следует придерживаться более строгого мнения. В частности, запрет на употребления квасного в Песах, и запрет на употребление некошерного мяса – это запреты из Торы. Поэтому, продукты, изготовленные на основе запрещенных веществ такого рода, запрещены.

Если же вещество, которое легло в основу данного продукта, запрещено мудрецами, вопрос: можно ли его употреблять, требует отдельного выяснения. В особенности, если речь идет о необходимых человеку лекарствах, или если уничтожение данного вида продуктов связано с весомым финансовым ущербом, то тему употребления или хранения этого продукта следует обсудить с компетентным раввином.

(По Шулхан Арух 442:2, «Мишна Брура», 442:9-12, «Диршу», 19)


http://www.beerot.ru/?p=12356