30 дней до Песах — 8 — Какой хамец необязательно уничтожать?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3184

Звук записал Александр Саликов.

[Еврею запрещено владеть квасным, начиная с шестого часа четырнадцатого Нисана, и до конца праздника Песах, поэтому он должен каким-то способом от него избавиться. По закону Торы было бы достаточно просто отказаться от квасного, так как человек может отказаться от любого имущества и перестать быть его владельцем. Но мудрецы обязали нас проверять свои дома на наличие квасного и уничтожать его перед Песахом. Это постановление было принято по двум причинам. Одна из них – чтобы человек, найдя у себя дома квасное, случайно не съел его. Вторая – чтобы он случайно не «передумал» и не забрал обратно квасные изделия, от которых отказался перед Песахом.

По закону Торы, квасное запрещено в Песах в любых количествах, и независимо от того, ест ли его человек отдельно или в смеси с кошерной едой. Но что касается обязанности убирать из дома хамец, далеко не во всех случаях нужно убирать и отмывать его полностью. Все зависит от того, насколько велика опасность, что этот хамец будет по ошибке съеден или приобретен в праздник.]

Если к стене или к полу дома прилипло тесто, то обязанность уничтожить его за семь часов до начала праздника Песах существует только при условии, что в нем есть мера кезаит, то есть, если оно имеет объем 29 мл., или более. Более мелкие кусочки теста уничтожать необязательно, но необходимо отказаться от них до наступления времени запрета на хамец. (Текст отказа от квасного произносится дважды – вечером на четырнадцатое Нисана после проверки на хамец, и утром четырнадцатого Нисана когда в доме уже не осталось квасного. Этот текст есть в любом издании Агады, в Сидуре, и в пособиях по подготовке к Песаху.)

Существует традиция отмывать и оттирать стены и мебель, которых касалось квасное. Хотя по закону это делать необязательно, в Иерусалимском Талмуде есть источник, на который эта традиция опирается. Если же квасное находится в щели, из которой его невозможно достать, то ее следует замазать известью. Другой способ избавиться от теста или крошек, которые застряли в недоступном месте – это облить их ядовитым моющим средством. Так как это сделает крошки абсолютно несъедобными даже для собаки, на них уже не будет распространяться запрет на квасное в Песах.

Если в доме в нескольких местах валяются крошки хлеба, обломки печения, кусочки теста, и т. д., и их общий объем составляет больше, чем кезаит (29 мл.), то их необходимо уничтожить. [Конечно, по традиции, перед Песахом в еврейских домах наводится идеальная чистота, и ни о каких крошках не может быть и речи. Тем не менее, важно знать, чего требует буква закона, что является устрожением, а что входит в категорию «весенняя чистка дома», которая радует хозяйку, но из-за которой не стоит жертвовать сном, нервами и хорошими отношениями между членами семьи.] В любом случае, от любого невычищенного из дома хамеца следует отказаться. Если же по какой-то причине от него не отказались, то с наступлением шестого часа четырнадцатого Нисана (то есть за семь часов до начала праздника Песах), на него распространяется запрет владеть квасным и видеть квасное, поэтому появляется необходимость его уничтожить.

(То же самое правило относится к продаже квасного, о котором пойдет речь позже. Тот, кто вовремя не продал квасное, будет вынужден его уничтожить после наступления шестого часа. Дело в том, что в это время одновременно появляется запрет владеть им и получать от него пользу. Поэтому держать у себя хамец уже нельзя, и продать его тоже нельзя. Остается только один вариант – сжечь его.)

(По Шулхан Арух, «Орах Хаим», 442:6-9, «Мишна Брура», 442:28, 29, 33, 36, 37, 38)

После того, как проверка завершена, мысленно отказываются от всего хамеца, который, возможно, не был найден. При этом выполняется заповедь Торы (Шмот, 12:15): «А к первому дню уничтожьте квасное из домов ваших» (Псахим 4б, 6б). Мудрецы установили, чтобы декларация отказа от хамеца произносилась вслух (Раши, Псахим 6б).

Сразу после проверки произносят:

כָּל חֲמִירָא וַחֲמִיעָא דְאִיכָּא בִרְשׁוּתִי, דְלָא חֲמִתֵּיהּ, וּדְלָא בִעַרְתֵּיהּ, וּדְלָא יְדַעְנָא לֵיהּ, לִבָּטֵל וְלֶהֱוֵי הֶפְקֵר כְּעַפְרָא דְאַרְעָא:

Всякий хамец и закваска, находящиеся в моем владении, не замеченные и не уничтоженные мною, и неизвестные мне, лишаются всякой важности и становятся бесхозными, как прах земли.

(Рав Александр Кац, «Пасхальная Агада»)


http://www.beerot.ru/?p=12589