На что благословляют в первую очередь?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1659

Если перед человеком находятся несколько кусков хлеба и целая буханка [или булочка], и все они сделаны из одного вида злаков, то благословение следует произносить на буханку, даже если она сделана из неочищенной муки и мала, а куски сделаны из чистой муки и велики по размеру. Но если целая буханка сделана из ржаной муки, а куски – из пшеничной, то даже если буханка большого размера, а куски – маленького, следует держать кусок под буханкой и произнести благословение на то и на другое вместе.

Но все это только при условии, что благословляющий собирается есть оба вида хлеба. Если же он хочет съесть только один из них, то на него и надо произнести благословение. А другие виды хлеба, которые там находятся, не имеют для него никакого значения, даже если они лучше, чем хлеб, который он ест, и даже если он их больше любит.

(Шулхан Арух, Орах Хаим 168:1, Рамо)

В Шаббат и в праздники есть заповедь благословить на две целые буханки, в память о двойной порции мана, которая опускалась в синайской пустыне перед Шаббатом (лехем-мишне). [При этом нет необходимости резать или есть обе буханки. Достаточно, чтобы в момент произнесения благословения они находились перед благословляющим.] Существует некоторое сомнение, можно ли выполнить эту заповедь с помощью батона, в котором не хватает маленького кусочка, меньше, чем 1/48 от него. Рав Нисим Карелиц пишет, что если нет другой возможности, то можно воспользоваться таким хлебом для лехем-мишне, но изначально на это полагаться не следует. Автор «Шмират Шаббат ке-Илхата» рав Йеошуа Нойвирт пишет, что даже если на хлебе есть специальная наклейка или бирка, ее не следует срезать до благословления. [После благословения ее следует срезать вместе со слоем хлеба, чтобы избежать запрета «борер».]

(По дополнению «Диршу»)


http://www.beerot.ru/?p=15046