Редкая заповедь – избавиться от десятины!

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1734

Тора повелела нам отделять так называемые «дары» от определенных видов плодов, растущих в земле Израиля. Эти «дары» отделяются в определенном порядке, и каждый имеет свой особый статус.

В первую очередь отделяют бикурим и труму, которые надо отдать коэну, и которую коэн может есть только будучи в состоянии таор (очищенный от ритуальной нечистоты).

Эти продукты тоже должны быть в состоянии таор. Потом отделяют десятину, маасер, которую отдают Леви. Леви должен отделить от полученной им десятины десятину, называемую трумат маасер. От оставшихся плодов отделяют или маасер шени (букв. «вторую десятину»), или маасер они (букв. «десятину бедняка»). Какую именно из этих двух видов десятины следует отделять, зависит от года. В первый, второй, четвертый и пятый год от субботнего года отделяют маасер шени, а в третий и шестой год отделяют маасер они. Маасер они отдают нуждающимся. Маасер шени хозяин должен съесть в Иерусалиме в состоянии таор, и при условии, что сами продукты маасер шени имеют статус теорим.

У него также есть возможность выкупить эту десятину, перенеся ее святость на монеты. Тогда плоды, которые были отделены, теряют статус маасер шени, и ими можно пользоваться обычным образом. С другой стороны, монеты, на которые плоды были выкуплены, приобретают статус маасер шени. Эти деньги следует потратить на приношение жертвы шломим (так называемая «жертва примирения»), или на покупку продуктов, которые в свою очередь приобретают статус маасер шени, со всеми вытекающими из этого последствиями – их тоже можно есть только в Иерусалиме и только при условии что и сами продукты, и тот, кто их употребляет находятся в состоянии чистоты (таара).

В наше время, по большинству мнений, обязанность отделять «дары» существует только по мнению мудрецов.

Кроме того, из-за того, что в наше время нет Храма, и нет возможности полностью очиститься от нечистоты, мы не можем использовать труму, трумат маасер и маасер шени (а также халу) по назначению. Ведь их можно употреблять только в состоянии чистоты! С трумой и трумат маасер ничего сделать нельзя, их остается только выбросить, аккуратно завернув во что-нибудь (так как запрещено относиться к ним пренебрежительно). Единственное исключение – это оливковое масло, потерявшее чистоту. Его можно использовать для освещения. А вот маасер шени можно выкупить!

Во времена, когда была реальная возможность съедать маасер шени в Иерусалиме в состоянии чистоты, при его выкупе нужно было добавлять одну четвертую стоимости выкупаемых плодов.

(На святом языке это называется хомеш, буквально «пятая». Дело в том, что Талмуд определяет добавляемую сумму после того, как ее добавили, поэтому она называется «одной пятой». Мы же обычно говорим о сумме до того, как ее добавили, поэтому называем ее «одна четверть».) В наше время, из-за того, что мы все равно не можем есть маасер шени, его выкупают на минимальную сумму денег, которая называется прута. Прута, на которую уже выкупили один раз маасер шени, не годится для дальнейшего использования. Поэтому, каждый, кто сам отделяет «дары» от плодов, должен иметь специальную монету, желательно как можно большей деноминации, на которую он сможет переносить святость плодов маасер шени. Когда в ней уже не останется «места», то есть, когда все составляющие ее прутот будут использованы, саму эту монету можно будет обменять на мелкую монету, то есть, перенести ее святость на эту монету.

В субботний год, а также на четвертый год после субботнего года возникает обязанность произнести специальное признание, которое называется видуй маасер.

Для того чтобы его произнести, необходимо отделить «дары» от всех плодов, которые являются собственностью произносящего это признание, и избавиться от них. Таким образом, эта заповедь подразумевает, что в субботний год и в четвертый год после субботнего, у каждого еврея, живущего в земле Израиля, есть обязанность избавиться от всех находящихся в его владении даров.

Во времена Храма, для того, чтобы избавиться от даров, надо было отдать труму, трумат маасер и халу коэну, маасер отдать Леви, а маасер они – нищему.

Маасер шени нужно было отвезти в Иерусалим и там съесть. Несъеденный маасер шени надо было уничтожить. Единственное, что осталось от этих заповедей в наше время – это обязанность уничтожить монету, на которую перенесли святость маасер шени. Тот, у кого есть такая монета должен выбросить ее в море перед наступлением праздника Песах, или физически испортить ее (например, сточить с нее рельефное изображение, или разрезать на части), а обломки бросить в реку или в озеро. Таким образом, можно выполнить эту редкую заповедь, которая появляется только два раза в течение семилетнего периода.

Что касается заповеди видуй маасер, его делают в последний день праздника Песах.

Существует разногласие между комментаторами, можно ли выполнить эту заповедь в наше время, или только во время существования Храма. Мнение рава Йосефа Каро (Шулхан Арух, Йорэ Дэа 331:142) – что это «признание» следует произносить даже в наше время. Однако, по некоторым мнениям его можно произнести только при условии, что маасер шени был именно съеден, то есть, при условии, что когда его отделили, еще стоял Храм, и хозяин съел его в Иерусалиме. По другим мнениям, это необязательно. Тем не менее, в наше время мало кто может с уверенностью утверждать, что он правильно отделил все дары, и поступил с ними в точности так, как этого требует алаха, поэтому признание видуй маасер в наше время произносить не принято.


http://www.beerot.ru/?p=13099