Благословение при посещении кладбища

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4801
при посещении кладбища

Тот, кто видит еврейские могилы после перерыва в 30 дней или более, должен произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Б-г, Г-сподь наш, Царь вселенной, Который сотворил вас в правосудии, и питал вас в правосудии, и содержал вас в правосудии, и умертвил вас в правосудии, и Ему известно количество всех вас, и в будущем Он воскресит вас, и поднимет вас в правосудии на жизнь в грядущем мире. Благословен Ты, Б-г, воскрешающий мертвых.»

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹ-הֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, אֲשֶׁר יָצַר אֶתְכֶם בַּדִּין וְזָן אֶתְכֶם בַּדִּין, וְכִלְכֵּל אֶתְכֶם בַּדִּין, וְהֵמִית אֶתְכֶם בַּדִּין, וְיוֹדֵעַ מִסְפַּר כֻּלְּכֶם, וְהוּא עָתִיד לְהַחֲיוֹתְכֶם וּלְקַיֵּם אֶתְכֶם בַּדִּין, וְעָתִיד לְהַחֲיוֹתְכֶם בַּדִּין לְחַיֵּי הָעוֹלָם הַבָּא, בָּרוּךְ אַתָּה ה’ מְחַיֵּה הַמֵּתִים.

Существует несколько вариантов этого благословения, зависящих от традиции. Поэтому желательно произносить его по сидуру. На одну могилу, в которой похоронен только один человек, это благословение произносить не следует, так как оно обращено к мертвым во множественном числе.

Принято также добавлять к этому отрывок из молитвы «амида»: «Ты могуч навечно, Б-г, воскрешаешь мертвых, велик Ты в избавлении, спускаешь росу, питаешь живых по доброте Своей, воскрешаешь мертвых в великой милости Своей, поддерживаешь упавших, исцеляешь больных, освобождаешь узников и сохраняешь верность Свою спящим в прахе. Кто сравнится с Тобой, обладатель могущества?! Кто уподобится Тебе, Царь умерщвляющий, и воскрешающий, и взращивающий спасение?! И верен Ты [в Своем обещании] оживить мертвых.»

אַתָּה גִבּור לְעולָם ה’ מְחַיֵּה מֵתִים אַתָּה רַב לְהושִׁיעַ מורִיד הַטָּל מְכַלְכֵּל חַיִּים בְּחֶסֶד, מְחַיֵּה מֵתִים בְּרַחֲמִים רַבִּים. סומֵךְ נופְלִים וְרופֵא חולִים וּמַתִּיר אֲסוּרִים. וּמְקַיֵּם אֱמוּנָתו לִישֵׁנֵי עָפָר. מִי כָמוךָ בַּעַל גְּבוּרות וּמִי דומֶה לָךְ. מֶלֶךְ מֵמִית וּמְחַיֵּה וּמַצְמִיחַ יְשׁוּעָה וְנֶאֱמָן אַתָּה לְהַחֲיות מֵתִים:

Тот, кто ехал по дороге и увидел кладбище из окна машины или автобуса, должен произнести благословение. Существует иное мнение, по которому это благословение произносят, только находясь на кладбище или на расстоянии не больше 4 локтей (около 2 метров) от могилы.

Благословение произносят, только если видят часть могилы, которая соединяется с землей. Если же увидели только купол, установленный над могилой, и тому подобное, благословение произносить не следует.

Тот, кто видит похоронные пещеры, в которых не видны могилы, как например, пещеру, в которой похоронен Раби Шимон бар Йохай (Мерон), или пещеру в Хевроне, в которой похоронены наши праотцы, не должен произносить благословение, так как сами могилы там увидеть невозможно.

Человек, живущий недалеко от кладбища, это благословение произнести не может, так как он видит могилы чаще, чем раз в 30 дней.

(По Элияу Ариэль, «Шаар а-Айин» гл. 16)


http://www.beerot.ru/?p=21256