Продажа квасного — не фикция, а реальная сделка

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

3436
Звук записал Александр Саликов.

Квасное в Песах

Процедура продажи квасного нееврею – это не фикция и не «религиозный ритуал». Это настоящий юридический акт, который обязывает обе стороны соблюдать подписанный ими контракт. Рав Бен-Цион Абба-Шауль пишет, что человек, продающий хамец, действительно выводит его из своего владения: не пользуется им, не торгует им и т. п. Это доказывает серьезность сделки, которая осуществляется по всем правилам. Если к еврею в Песах придет человек, купивший его хамец, и потребует купленный им товар, тот, безусловно, отдаст проданное имущество.

По закону Торы, запрещено употреблять в пищу квасное, а также получать от него всякую пользу начиная с полудня четырнадцатого Нисана (в день, предшествующий началу праздника Песах).

Существует также запрет владеть квасным, как написано (Шмот 12:19): «Семь дней квасное не должно находиться в домах ваших». И написано (Дварим 16:4): «И да не видно будет у тебя квасного во всех пределах твоих семь дней». По большинству мнений, этот запрет действует только в сам праздник Песах. В дополнение к этому, есть повелительная заповедь, которая вступает в действие уже четырнадцатого Нисана (Шмот 12:15): «устраните квасное из домов ваших». Поэтому примерно за семь часов до начала праздника Песах следует избавиться от всего квасного.

Кроме этого, существует постановление мудрецов, по которому даже после Песаха нельзя есть или получать какую бы то ни было пользу от квасного, которое во время праздника Песах являлось собственностью еврея. Этот запрет распространяется даже на случаи, когда еврей держал у себя хамец по ошибке или не имел никакой возможности от него избавиться (например, перед наступлением Песаха попал в больницу и не успел очистить свой дом от квасного).

Как избавиться от квасного?

Избавиться от квасного можно несколькими способами: физически уничтожить квасные продукты (например, сжечь их), выбросить их на помойку, передать во владение нееврею. Тот, кто хочет продолжать пользоваться квасными продуктами после окончания праздника Песах, может продать их нееврею, а после окончания праздника купить их обратно. В прошлом люди делали это сами, но уже в течение многих лет это принято делать через раввинов, так как данная сделка должна быть заключена по закону Торы, а тот, кто заключит ее неправильно, не продаст свой хамец и нарушит запрет Торы на владение квасным.

[Все это относится только ко времени до вступления в силу запрета на квасное. Тот, кто вовремя не продал квасное, будет вынужден его уничтожить после наступления шестого часа. Дело в том, что в это время одновременно появляется запрет владеть квасным и получать от него пользу. Поэтому держать у себя хамец уже нельзя, продать его тоже нельзя. Остается только один вариант – сжечь его.]

Тот, кто просто передает свой хамец на хранение другому человеку, будь то нееврей или еврей, который продает свой хамец через раввина, не спасает себя от нарушения запрета. Дело в том, что по закону Торы он все еще является хозяином квасных продуктов, хоть они и не находятся у него в доме. И даже если его друг-еврей продает свой хамец, невозможно продать то, что тебе не принадлежит, и находящийся у того в доме чужой хамец остается во владении своего первоначального хозяина. Поэтому можно настоятельно порекомендовать каждому продать свой собственный хамец через компетентного раввина или через наш сайт.

Существует традиция (в Святой Земле она особенно распространена) следовать мнению Виленского Гаона и не полагаться на продажу квасного. Однако это не общепринятое законорешение, а хумра (устрожение). Поэтому в ситуации, когда уничтожение квасного связано с крупным финансовым ущербом или с другими сложностями, полагаются на мнение, по которому любой хамец можно продать. У владельцев заводов, производящих хлебобулочные изделия или алкогольные напитки, действительно, нет другого способа избавиться от квасного без крупного ущерба, кроме продажи его нееврею. Тому, кто не занимается производством или продажей подобных продуктов, стоит попытаться съесть все, что называется хамец гамур, а остатки сжечь. Но если это затруднительно, то любой хамец можно продать, ведь это мнение Шульхан Аруха и многих других авторитетов.

В любом случае, обычай следовать строгому мнению и не продавать хамец распространяется только на то, что называется хамец гамур. В эту категорию входят хлеб, печения, макаронные изделия и другие мучные продукты, пиво, водка, виски и другие алкогольные напитки, сделанные из злаков. Одним словом, продукты, полностью или большей частью состоящие из теста или полученные посредством брожения злаков. Все остальное принято продавать. (А некоторые виды продуктов вообще продавать необязательно, как будет объяснено ниже.)

Что следует продать?

Обыкновенная мука, вероятно, содержит примесь квасного, поэтому ее следует продать. То же самое относится ко всем продуктам, сделанным из зерен злаков. Любые продукты, содержащие примеси муки или теста, заведомо запрещены в Песах, и их следует продать.

Любые продукты, состоящие из множества ингредиентов и не имеющие экшера, который бы свидетельствовал, что ими можно пользоваться в Песах, лучше продать.

Что не надо продавать?

Мясные и молочные продукты и вина, которые не используют только из-за того, что нет полной уверенности в их кошерности на Песах, продавать необязательно.

Бобовые, рис, арахис и другие продукты, которые входят в категорию «китниет», запрещены ашкеназским евреям в Песах. Тем не менее, продавать их не надо, так как они не являются квасным. Их следует спрятать таким образом, чтобы не было опасности по ошибке использовать их при приготовлении еды в Песах.

Духи

Духи и одеколоны следует продать, так как их часто делают из спирта, пригодного для употребления. Все остальные виды косметики, кремы, помады, зубная паста, и т. п. продавать необязательно, так как их нельзя считать пригодными для еды. То же самое относится к бытовой химии. (Духи, сделанные в Израиле, основаны на спирте, который производится из бобовых и из сахара, поэтому их продавать не надо.)

В правильно составленный контракт на продажу квасного должны быть включены все продукты, содержащие примеси квасного.

Посуда

Что касается некошерной посуды, нет необходимости продавать ее нееврею. Достаточно ее хорошенько отмыть и запереть в отдельный шкаф, а ключ спрятать. Можно также заклеить его клейкой лентой таким образом, чтобы его было трудно открыть и по ошибке взять оттуда некошерный предмет. (Тот, кто по ошибке продал свою посуду нееврею, не имеет права пользоваться ею, не окунув ее предварительно в микву.)

Тостеры и другие виды бытовой техники и посуды тоже продавать не следует, даже если их невозможно полностью очистить от крошек или от прилипшего к ним теста, и нет возможности эти крошки полностью сжечь или вымочить в ядовитом моющем средстве. Надо продать только крошки и тесто, включив их в контракт на продажу квасного вместе с другими некошерными на Песах продуктами. Конечно, посуду, содержащую хамец, надо спрятать.

Все продукты, предназначенные для продажи нееврею, следует положить в отдельное помещение или в отдельный шкаф, опечатать и ясно пометить. Места, в которых хранятся продукты, предназначенные для продажи, следует указать в контракте на продажу квасного. Если в течение праздника возникнет острая необходимость взять что-то из сданного в аренду нееврею помещения, это можно сделать. (Конечно, если это не один из проданных продуктов.)

Последнее, что нужно сделать – это передать контракт раввину и уполномочить его продать Ваш хамец. (Если у Вас нет связи с компетентным раввином, Вы можете продать хамец на нашем сайте)


http://www.beerot.ru/?p=12711