Три недели — «бейн а-мецарим»

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4198

Три недели между 17 Тамуза и 9 Ава называются бейн а-мецарим — «меж теснин». Это название происходит из стиха в Мегилат Эйха (1:3): גָּלְתָה יְהוּדָה מֵעֹנִי וּמֵרֹב עֲבֹדָה הִיא יָשְׁבָה בַגּוֹיִם לֹא מָצְאָה מָנוֹחַ כָּל רֹדְפֶיהָ הִשִּׂיגוּהָ בֵּין הַמְּצָרִים – «Скитается Йеуда из-за гнета и тяжкого труда, расселился среди народов, не нашел покоя; все преследователи настигли его меж теснин». Слово מצרים, «теснины», происходит от корня צר, который имеет еще одно значение — стесненные, тяжелые обстоятельства, неприятности. Эти недели ассоциируются с разрушением Первого и Второго Храмов, а также с трагическими событиями, сопровождавшими эти разрушения. В эти дни соблюдаются особые законы траура, строгость которых возрастает по мере приближения поста 9 Ава. Между разными общинами существуют довольно существенные различия в традициях соблюдения траура.

Период «трех недель» начинается с вечера 17 Тамуза. И хотя пост 17 Тамуза начинается только на следующее утро, после захода солнца вечером 16 Тамуза начинается траур, и все, что запрещено делать в течение трех недель, запрещено также в ночь перед постом.

Ашкеназские евреи не стригутся и не бреются в течение всех трех недель, и в этот запрет принято включать даже детей. Что касается сефардских евреев, то среди них есть разные традиции. Некоторые в этом отношении ведут себя также, как ашкеназы, а некоторые стригутся до начала месяца Ав. (И каждый должен следовать традиции своей общины.) Рав Шломо Залман Ойербах писал, что сефард, который учится в ашекназской ешиве, может стричься до наступления месяца Ав, так как разнообразие традиций в этом вопросе – это широко известный факт, и даже человек, который ведет себя не так, как окружающие, не противопоставляет себя обществу.

Запрет стричься относится и к мужчинам, и к женщинам. Запрещено стричь любые волосы на теле. Тем не менее, женщинам, которые выщипывают или выбривают волосы для красоты, можно делать это даже в течение «трех недель», так как они делают это не для удобства и не для удовольствия. Что касается детей, их тоже не принято стричь в эти дни. (Но если по какой-то причине возникает острая необходимость постричь ребенка, то это можно сделать до начала недели, на которую приходится 9 Ава.)

Отец и мать, которые в эти дни должны сделать обрезание своему сыну, а также моэль и сандак, участвующие в обрезании, имеют право постричься до начала недели, на которую выпал день 9 Ава. Но это послабление действует только при условии, что в другое время они бы тоже постриглись в честь обрезания.

(По книге рава Йеуды Чезнер «Шаарей Нехама», 2:1:1-9)


http://www.beerot.ru/?p=16471