Упавшая книга и спасение книг

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1873

Если святая книга упала, следует постараться поднять ее как можно быстрее. Если упало сразу много книг, разрешается вначале сложить их в стопку на полу, чтобы потом было легче поставить их подобающим образом.

Если упали святые книги и будничные предметы, то в первую очередь нужно поднять книги. И то же самое относится к случаю, когда возникает пожар (не дай Б-г): в первую очередь следует спасти свитки Торы, потом книги письменной Торы (ТаНаХ), потом книги устной Торы. (Я где-то слышал, что в первую очередь следует спасать חדושי תורה, которые еще не были напечатаны. И это очень логично, так как их потом невозможно будет восстановить.)

Но если в опасности находятся люди, то совершенно очевидно, что их надо спасать в первую очередь. Запрещено подвергаться опасности ради спасения святых писаний и других святых предметов.

Если в Шаббат загорелся огонь, или началось наводнение, угрожающее святым книгам, разрешается попросить нееврея спасти их, даже если при этом тому придется совершить работу, запрещенную (евреям) по закону Торы. Например, он может вынести книги на улицу даже в месте, где нет эрува, или постараться погасить огонь.

(Если в подобной ситуации хоть малейшая опасность угрожает человеческой жизни, то еврей должен нарушить Шаббат сам. Речь идет только об опасности, угрожающей святым предметам.)

Если во время молитвы «Шмоне-Эсре» человек заметил, что рядом с ним упала книга, он не должен поднимать ее во время молитвы. Но если тот факт, что книга лежит на полу, отвлекает его и не дает сосредоточиться на словах молитвы, он может поднять книгу между благословениями.

(По Рав Йехезкель Файнхэндлер, «Гинзей а-Кодеш», 2)


http://www.beerot.ru/?p=24219