Что называется «трапезой»?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2119

Мы уже объяснили выше, что благословения, которые произносят на определенные виды мучных изделий, зависят от того, как эти изделия употребляют. Если их едят в качестве сладости или для того, чтобы совсем немножко перекусить, то произносят на них благословение «боре миней мезонот». После того, как оканчивают их есть, произносят «аль а-михья». Но если их едят много и насыщаются, то следует относиться к ним как к настоящему хлебу. Перед тем, как их есть, следует омыть руки с соответствующим благословением, потом следует произнести на них благословение «а-моци лехем мин а-арец». Закончив трапезу, надо сказать благословение после еды, «биркат а-мазон».

Количество, которое считается «трапезой», после которой надо произносить «биркат а-мазон» определяется в источниках как «утренняя или вечерняя трапеза». Под этим подразумевается количество еды, которое человек съедает, если ест только два раза в день. Так как в наше время большинство людей едят гораздо чаще, то это количество можно ориентировочно приравнять к очень плотному обеду.

Но есть мнение, по которому достаточно съесть четыре объема «ке-бейца», или примерно 200-230 миллилитров мучных изделий, похожих на хлеб. Существует также мнение, по которому даже три «ке-бейца» считаются трапезой. Поэтому тот, кто хочет учесть все мнения, не должен есть сверх 150 – 200 миллилитров пирога, печения или крекеров (или всех их вместе взятых), так как в этом случае возникает сомнение, какое благословение следует произносить.

«Мишна Брура» (168:24) также приводит мнение, согласно которому тот, кто вместе с этим мучным ел другую еду, должен произнести «а-моци лехем мин а-арец» и «биркат а-мазон», даже если он съел малое количество мучного (но больше, чем объем «ке-заит», т. е., больше, чем 25-30 миллилитров), и общее количество еды достигает четыре «ке-бейца», или примерно 200-230 миллилитров.

Рав Моше Файнштейн (Орах Хаим 3, гл. 32) описывает ситуацию, при которой человек пришел к кому-то на свадьбу и не хочет есть там хлеб, так как у него нет возможности ждать, когда произнесут общественное благословление зимун. Поэтому этот человек берет пару кусочков пирога и ест их. Потом он садится за стол и съедает порцию мясного блюда с гарнирами. Рав Моше Файнштейн считает, что в этом случае тоже возникает сомнение, надо ли произнести «биркат а-мазон», то есть, даже пирог и мясо объединяются вместе при расчете объема съеденного. Но рав Шломо Залман Ойербах и рав Нисим Карелиц считают, что в этом случае не требуется произносить «биркат а-мазон». Они пишут, что только если человек ест другие блюда вместе с пирогом, печеньем или крекерами, то объем, после которого возникает сомнение, включает также другую еду. Но если кто-то отдельно поел печенье и тому подобное, а потом отдельно пообедал, то он не должен произносить «биркат а-мазон».

Тому, кто хочет выполнить закон по всем мнениям, но не хочет произносить биркат а-мазон, автор книги «ве-Зот а-Браха» (гл. 4) рав Мандельбойм дает несколько советов:

  • Съесть не более, чем 150 – 200 мл. пирога в начале трапезы, произнести на него завершающее благословение «аль а-михья», и только после этого есть все остальное. Это можно сделать только при условии, что «все остальное» не включает блюда, на которые произносят благословление «борэ миней мезонот», такие как, например, макароны.
  • Наоборот, произнести благословение на макароны, поесть, и только в самом конце съесть пирог на десерт.
  • Самый простой совет: есть чуть-чуть.
  • Но универсальный способ избежать все сомнения с благословениями – это омыть руки, взять ломоть хлеба и произнести на него благословение «а-моци». Тот, кто ест с другими, и не хочет или не имеет возможности присоединяться к зимуну, должен начать и закончить есть не одновременно с другими. Другой вариант избежать необходимости участвовать в зимуне – это с самого начала иметь в виду не присоединяться к едящим.

Тот, кто произнес благословение «боре миней мезонот», начал есть пирог или другое изделие, входящее в категорию «пат а-баа бе-хисанин», и решил, что собирается съесть еще объем, который входит в категорию «трапезы», должен омыть руки и сказать благословление «а-моци лехем мин а-арец». Но тот, кто произнес «боре миней мезонот», начал есть и вдруг обнаружил, что съел больше, чем рассчитывал, не должен благословлять заново. Тем не менее, он обязан произнести «биркат а-мазон».

(По «Мишна Брура» 168:24, дополнение «Диршу», рав Александр Арье Мендельбойм, «ве-Зот а-Браха)


http://www.beerot.ru/?p=15232