Законы изучения Торы — 3 — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1570

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из Шулхан Аруха, написанного величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Продолжение

В наши дни, когда вся Устная Тора уже записана, нет обязанности нанимать сыну преподавателя, чтобы тот обучал его всей Устной Торе. Следует лишь, чтобы тот научил его хорошо понимать большинство мест Талмуда, включая сложные законы и темы, ознакомил с комментариями большинства ришоним и ахроним. Показал, как из теоретического материала устанавливается практическое решение закона, для того, чтобы мальчик смог самостоятельно изучить, понять и вывести любой практический закон посредством углубленного исследования Талмуда, ришоним и ахроним. И тогда ребенок сможет самостоятельно постичь весь Талмуд со всеми комментариями законоучителей, чтобы знать все законы Устной Торы, которые являются объяснением 613 заповедей с заложенными в них деталями, с пониманием их смысла и знанием источника каждой из них, как если бы всему этому его обучал меламед.

Таким образом ребенок изучит весь ТаНаХ и его толкования – Агаду. В наше время не принято обучать ребенка всему ТаНаХу, как это делали раньше, а изучают с ним только Хумаш – Пятикнижие, полагаясь на то, что остальные места Письменной Торы ребенок изучит самостоятельно. Ведь раньше ТаНаХ не был записан с огласовками и знаками кантилляции (таамей микра). Они передавались устно от учителя к ученику, и дети должны были заучивать их с меламедом наизусть. Необходимо многократно повторять с учениками главы Писания, в которых записаны заповеди и законы. Те отрывки, которые Талмуд объясняет, и из которых Талмуд выводит скрытые в них знания.

Если же мальчик не настолько зрел, чтобы самостоятельно изучать и понимать все законы Устной Торы с комментариями, или у него нет желания учиться самому, отец обязан нанять меламеда, который ему поможет, а если необходимо, то и заставит хорошо изучать всю Тору – и Письменную и Устную. Он повторит с ним изученное много раз, для того что бы тот узнал и запомнил все законы Торы и их объяснения. Следует заметить, что принуждение, когда это необходимо для изучения Торы, является элементом заповеди «И обучи им сыновей своих», ведь Писание обращается к отцам, у которых есть маленькие дети, которых часто необходимо заставлять учиться.

Если отец позаботился о том, чтобы его сын хорошо изучил всю Тору – все законы и их объяснения, он выполнил возложенную на него обязанность. И даже если ребенок, вследствие нежелания самостоятельно повторять изученное, забывает материал, – по закону не обязан предпринимать каких-либо мер для того, чтобы восстановить его знания. Ведь он уже исполнил повелительную заповедь «Обучайте им сыновей ваших». Однако если ребенок в состоянии заниматься Торой, но не делает этого, а у отца есть возможность повлиять на него, чтобы тот занимался Торой, отец обязан специальной заповедью пророков позаботиться о том, чтобы его сын продолжил учить Тору. Подобно этому, отец обязан наставлять своего ребенка на путь нравственности и Б-гобоязненности во всех его действиях и поступках, пока сын подчиняется ему, то есть пока ему не исполнится двадцать четыре года, как сказано (Мишлей, 22:6): «Наставляй отрока на путь его». «Путь его» – это значит, что все дни жизни его он будет поступать согласно тому, как его воспитали в отрочестве, то есть в период с шестнадцати до двадцати четырех лет. До того, как ребенку исполнится шестнадцать лет, у него еще недостаточно развито сознание, чтобы в полной мере принять наставления, поэтому его не следует особо строго наказывать и порицать в этом возрасте. А после двадцати четырех лет может возникнуть опасность, что сын может отвергнуть порицания. [Здесь имеется в виду наказание и строгое порицание, однако разумное и дружеское наставление возможно и после 24 лет.]

Подготовил рав Л. Н. Злотник


http://www.beerot.ru/?p=11110