Законы изучения Торы — 4 — По материалам «Шулхан арух а-рав»

Дата: | Автор материала: Рав Шнеур-Залман из Ляд

1369

В качестве основы для знакомства с законами изучения Торы, мы предлагаем посвященные этой теме главы из Шулхан Аруха, написанного величайшим мудрецом Торы равом Шнеуром-Залманом из Ляд (автором известной книги «Тания»). Мы постараемся кратко прокомментировать места, нуждающиеся в пояснении, а также укажем источники, на которые полагался великий законоучитель при создании своего бессмертного труда.

Продолжение

Помимо оплаты труда преподавателей, отец обязан обеспечивать и другие расходы по обучению своего ребенка Торе. Как, например, расходы на еду и другие нужды в случае, когда есть необходимость изучать Тору в другом городе (Кидушин, 29б). Хотя раввинский суд не заставляет отца оплачивать эти расходы против его воли (как в случае, когда отец не желает добровольно оплачивать расходы на обучение своего ребенка), все же это является великой заповедью, возложенной на отца, частью общей заповеди «Обучайте им сыновей ваших».

Как быть, когда отец сам еще не изучил всю Тору, и он обязан ее учить, но если часть своего времени он посвятит вопросам пропитания, а часть – заработку для обучения сына Торе, то у него не останется времени на то, чтобы учить Тору самому? В случае если сын смышленее и понятливей отца, то обучение сына предшествует его личному учению Торы. Ведь когда речь идет об обучении сына, отец исполняет заповедь изучения Торы, как будто он учит ее сам, а поскольку сын более талантлив, то и уровень заповеди выше. Все же отец не должен полностью отстраниться от изучения Торы, и ему следует посвятить изучению Торы столько времени, сколько позволяют его возможности, даже если за это время он не сможет исполнить должным образом повелительную заповедь изучать Тору, которая подразумевает изучение и знание всей Торы. Сказанное выше верно только в случае, когда речь идет об обеспечении учебы своих детей. Тот, кто обеспечивает возможность изучать Тору постороннему человеку, более талантливому и способному к учебе, чем он сам, не освобожден от исполнения повелительной заповеди изучения Торы, как это установлено законом, то есть, как если бы он делал это, не отвлекаясь на содержание посторонних людей, изучающих Тору.

Вернемся к обучению сына. Если сын не талантливее и не смышленее отца в изучении Торы, то учеба отца первична. И хотя обе эти заповеди – и обучение сына, и учеба отца – являются заповедями Торы, все же исполнение заповеди, которая обращена к человеку непосредственно – предпочтительнее.

В ситуации, когда сын талантливый и смышленый, и у него есть семья, отцу заповедано обеспечивать семью сына, чтобы тот не отвлекался на вопросы пропитания. Если отец не настолько богат, чтобы содержать семью сына, он может использовать для этого деньги, предназначенные для передачи неимущим людям – цдаку. В этом случае тот факт, что он содержит семьи своих взрослых сыновей во имя того, чтобы у них была возможность изучать Тору, засчитывается ему как исполнение заповеди цдака.

На расходы по изучению Торы своих взрослых сыновей он может использовать также деньги маасер или хомеш (десятая или пятая часть доходов, которую отделяют для неимущих), если у него нет других возможностей для этого. Но для личного изучения Торы человек не имеет права использовать маасер и хомеш, как это объяснено в законах о пожертвованиях.

[Прим. ред. Некоторые авторитеты облегчают в случае необходимости в последнем законе, поэтому в конкретном случае следует посоветоваться с компетентным раввином.]

Тот, кто расходы на изучение Торы своих взрослых сыновей не списывает за счет пожертвований, будет щедро вознагражден Свыше, как сказали мудрецы (Бейца, 16а): «Все пропитание человека предопределено ему с Рош а-Шана и до Йом Кипура». То есть то, что человек заработает в наступающем году, и из чего будет состоять его пропитание, определено и ограничено. Поэтому не следует допускать излишних трат, пусть останется достаточно средств на необходимые потребности, ведь никому не добавят дополнительных доходов к тому, что было установлено изначально. Исключением являются расходы на Субботы, праздники и на обучение детей Торе. Чем больше человек вкладывает в эти заповеди, тем больше ему прибавят доходов – либо сразу, либо спустя некоторое время.

Подготовил рав Л. Н. Злотник


http://www.beerot.ru/?p=11376