Законы уединения 1 — Ихуд — Введение

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2558

Тора призывает нас: «Будьте святыми!» – «Кдошим тийю» (Ваикра, 19:2). На лашон а-кодеш, языке Торы, слово кадош – означает отдаленный, особенный. Всевышнего называют А-Кадош Барух У (Барух У – Благословен Он). Творец – абсолютное добро и чистота – отделен от малейшего намека на зло, ложь, несправедливость. Как же следует понимать нам слова Писания? Что значит для нас быть святыми? Великий Раши комментирует это так: «отдалится и отделится от разврата». Пример человека, исполнившего заповедь быть святым – праведный Йосеф. В Мидраше сказано, что Красное море разверзлось перед сынами Израиля, вышедшими из Египта в заслугу праведности Йосефа, как сказано: «Море увидело и убежало» (Теилим, 114:3). Что увидело море? Останки Йосефа, которые несли сыны Израиля, чтобы захоронить их в Эрэц-Исраэль. Почему убежало (разверзлось) море? В заслугу Йосефа, убежавшего от жены Потифара. Обратим внимание: заслуга не в том, что он не согрешил с ней, а в том, что не задержался ни на миг. Оставил свою одежду, в которую она вцепилась – явную улику преступления, грозящую ему смертной казнью – и бежал. Главное, чтобы не задержаться ни на миг, не дать злому началу пробраться в сердце.

Рав Хаим Шмулевич, глава ешивы Мир, в книге «Сихот Мусар» (Ваейшев, 5731 год) пишет, что основное служение Всевышнему – это стараться максимально отдалиться от любой возможности испытания, не допустить битвы со злым началом лицом к лицу. На что это похоже? Человек ходил по краю пропасти, внезапно поднялся сильный ураган, и человек, не выдержав резкого порыва ветра, срывается вниз. Что привело к трагедии? Ответ прост: он не должен был приближаться к пропасти, играя с опасностью в прятки. Тот, кто не испытывает судьбу и себя, а изо всех сил бежит прочь от самой возможности нарушения, не попадет в ловушки, расставленные злым началом. Такой человек называется кадош, и именно так выполняется заповедь «будьте святыми!»

Хазон Иш в книге «Эмуна у-Битахон» (4,9) пишет: «…единственный путь к исправлению человеческих качеств – это четкое исполнение законов. Не нужно искать испытаний для того, чтобы тренироваться в преодолении дурных склонностей. Наоборот. Мы обязаны не приближаться ко всему тому, что может являться испытанием. Если человек старается не подвергать себя физической опасности, тем более он обязан приложить все усилия для того, чтобы исключить всякую возможность духовного испытания. Ведь проигрыш глобален. И не важно, что в случае победы выигрыш тоже глобален».

Законы ихуда – уединения мужчины и женщины – являются примером исполнения этой величайшей миссии – отдалиться от нарушения. Великий знаток Торы рав Йосеф Энгэль в книге «Леках Тов» (пар. 8) пишет, что из законов о запрете ихуда следует, что иногда Тора выставляет ограды, предохраняющие от строгих нарушений. Изучая и исполняя эти законы, человек освящает себя и облагораживает весь мир, отдаляясь от испытаний, которые ему готовит злое начало. Определяя запрет ихуда, Хазон Иш говорит, что, хотя тех, кто уединился, постфактум, мы не подозреваем в совершении нарушения, – все же Тора обязывает нас как можно дальше отдаляться от ситуаций, при которых возможно оступиться.

Согласно мнению подавляющего большинства комментаторов Талмуда запрет ихуда – уединения мужчины с запрещенной ему по закону Торы женщиной является запретом из Торы. Существуют также дополнительные постановления мудрецов по данному вопросу, о которых будет рассказано ниже.

Законы о ихуде действуют как в случае, когда интимная связь между данными мужчиной и женщиной запрещена Торой, как запрет арайот, и в случае, когда близость между ними запрещена Торой, но нарушение не наказуемо каретом, а также, если это запрещено постановлением мудрецов. Примером первого случая может служить близость с чужой женой, примером второго случая – близость коэна с разведенной женщиной или гийорет (это не постановление мудрецов, но и не запрет арайот), а третьего – близость с дальними родственниками. Мудрецы Торы объясняют запрет ихуда тем, что уединение мужчины и женщины может привести их (или, согласно некоторым мнениям, только мужчину) к мысли о физической близости, которая в данном случае строго запрещена. Нарушение запрета уединения происходит и в случае, когда мужчина и женщина не собираются нарушать запрет близости и уверены, что этого не произойдет. А также – когда во время уединения никаких других запретов (кроме запрета уединения) нарушено не было.

Запрет уединения относится как к мужчинам, так и к женщинам. Мальчиков до возраста бар-мицвы (тринадцать лет) и девочек до возраста бат-мицвы (двенадцать лет) не принято приучать к соблюдению этого запрета. Юноше, достигшему возраста тринадцати лет, запрещено уединяться с девочкой в возрасте от трех лет и старше. Девочке с двенадцати лет запрещено уединяться с мальчиком, которому исполнилось девять лет и старше. Если ихуд запрещён Торой и есть сомнение, исполнилось ли три года девочке или девять лет мальчику, уединение запрещают, если запрещено мудрецами – разрешают.

Многие поским (законоучители) считают, что ихуд запрещен Торой, когда уединившихся двое – мужчина и женщина. Если их больше, ихуд запрещён специальным постановлением мудрецов, даже если третий «уединившийся» крепко спит.

С невестой до хупы жениху категорически запрещено уединяться – как с любой другой женщиной, интимная связь с которой запрещена. После хупы, если невеста оказалась в состоянии нида до первой интимной близости, уединение с женихом запрещено – пока невеста не очистится в соответствии с законами ниды. Как следует поступать молодой паре в таком случае, будет рассказано ниже. Запрет уединения в такой ситуации, согласно многим мнениям, – запрет Торы. После первой интимной близости (что именно считается «близостью», когда речь идет о соблюдении этого закона, тому, для кого это актуально, следует спросить у раввина при личной беседе) с женой разрешено уединяться при любых обстоятельствах. Если супруги развелись, ихуд запрещен, и существуют дополнительные ограничения, которых нет в других ситуациях.

Запрет ихуда действует и в тех случаях, когда речь идет о людях преклонных лет, больных, немощных. Женщине во время родовых схваток запрещено уединяться с посторонним мужчиной, а мужчинам – с ней.

Запрет/разрешение уединения в той или иной ситуации зависит от статуса «уединяющихся», их количества, места уединения, о чем будет подробно рассказано ниже.

Если уединяются другие люди, и мы это видим, следует предупредить их о существовании запрета. Если по какой-либо причине предостеречь их от нарушения невозможно, следует принять меры, чтобы нарушения не произошло: остаться с ними, открыть дверь или пригласить людей, присутствие которых снимает запрет ихуд.

Запрет ихуда «отменяется» в случае опасности для жизни, но не отменяется из-за угрозы материального ущерба, насмешек, неприязни, вражды.


http://www.beerot.ru/?p=6964