Законы завязывания и развязывания в субботу и праздники

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

563

Общие сведения

Завязывание и развязывание включены в разряд запрещенных в субботу действий (Шаббат, 73а). Суть запрета завязывания заключается в соединении двух или нескольких веревок, канатов и т.п. с помощью узла или связывании частей одной веревки, каната и т.п. между собой. Суть запрета развязывания, соответственно, заключается в их разъединении. Эти запреты, как и все другие субботние работы, выводятся из действий, которые были необходимы для постройки переносного Храма. К этим действиям во время постройки скинии прибегали при вязании сетей для ловли хилазона – неизвестного нам вида морского существа, из которой изготовляли краску, а также когда ткали полотно для внутренней драпировки храмового помещения (там же, 74б).

Правило гласит, что тот узел, который запрещено завязывать по Торе, запрещено развязывать по Торе, который запрещено завязывать согласно постановлению мудрецов, запрещено развязывать согласно постановлению мудрецов, а тот, который разрешено завязывать, разрешено развязывать («Мишна Брура», 317:7). Поэтому для простоты изложения, кроме некоторых отдельных мест, в статье речь пойдет о завязывании, а все приведенные в отношении завязывания законы, можно уверенно экстраполировать на развязывание.

Виды завязывания

В мишне (Шаббат, 111б) сказано, что существует три вида завязывания, отличающихся друг от друга по степени строгости. Один из этих видов запрещен в субботу Торой, другой – специальным постановлением мудрецов, третий – разрешен.

О том, что влияет на степень строгости запрета завязывания в субботу, мнения комментаторов Талмуда разошлись. Некоторые (Раши, Шаббат, 111б; Рош, Шаббат, 15:1; «Смаг», «Ло Таасэ», п. 65; Рамах, приведен в «Кесеф Мишнэ», «Илхот Шаббат», 10:1; Рабейну Йерухам, ч. 14, натив 12; «Арбаа Турим», гл. 317) считают, что запрет, в основном, зависит от временных характеристик узла, т.е. на какое время его завязывают. Если на неограниченное время – его завязывание запрещено Торой. [«Шулхан Арух а-Рав», «Орах Хаим», 317:1; «Мишна Брура», гл. 317, вступление и п. 5. Хотя в теории каждую минуту человек может принять решение развязать этот узел, но поскольку во время завязывания он не ограничивал время его существования, и этот узел может просуществовать вечно, завязывание запрещено Торой («Турэй Заав», «Орах Хаим», 317:1; «Шулхан Арух а-Рав», там же). Согласно некоторым мнениям, если такой узел не собираются развязать в ближайший месяц («Бейт Йосеф», гл.317) или в ближайшие полгода-год (Рабейну Йерухам, ч. 14, натив 12, 87б), завязывание запрещено Торой. Есть и такие законоучители («Маген Авраам», «Орах Хаим», 317:1), которые не называют определенного временного промежутка, а пишут «достаточно продолжительное время».] На некоторое продолжительное время, что несколько напоминает завязывание, запрещенное Торой («Шулхан Арух а-Рав» и «Мишна Брура», там же) – запрещено мудрецами. Менее, чем на сутки (по другому мнению, менее, чем на семь дней — см. «Бейт Йосеф», гл. 317.) – разрешено. [Завязывание менее, чем на сутки мудрецы не запретили из-за опасения, что могут совершить нарушение Торы, т. к. оно явно отличается от завязывания на неограниченное время, которое запрещено Торой («Турей Заав», там же, п.1).

Изначально следует учесть первое мнение и не завязывать даже одинарный узел с бантиком сверху, если его не собираются развязать в ближайшие 24 часа («Мишна Брура», там же, п.21 и 29 и 314:44). Но в случае большой надобности можно положиться на мнение тех, кто считает, что разрешено завязать такой узел менее, чем на неделю («Биур Алаха», 317:4).]

Согласно второму мнению (Рабейну Хананель, Шаббат, 112а; Риф, Шаббат, 41б; Рамбам, «Яд а-Хазака», «Илхот Шаббат», 10:1), помимо постоянства узла, на степень строгости запрета во многом влияют его качественные характеристики, т. е. то, каким именно образом этот узел сделан. Профессиональный узел, завязанный на неограниченное время («Мишна Брура», там же, п. 25), запрещен Торой.

[Профессиональный узел – это любой узел, сделанный искусно, пусть даже он не особо крепкий (который средний человек может развязать, пользуясь одной рукой, но сам по себе он развязаться не может), а также крепкий узел, пусть даже сделанный не особо искусно («Мишна Брура», там же, п.14; «Биур Алаха», 317:1).

Наши учителя пишут, что особенность работы завязывания по сравнению с другими запретами субботы заключается в том, что для того, чтобы действие было запрещено Торой, нужно не только чтобы его продукт, т. е. узел, был постоянным, но и само действие чтобы было совершено с намерением о постоянстве (на неограниченное время). Отличие запрета завязывания от других субботних работ связано с тем, что, совершая эту работу, человек не создает нового предмета. Получается, что вся значимость завязывания заключается в том, насколько его результат будет прочен и продолжителен. Еще одна причина зависимости этой работы от продолжительности существования ее результата: при строительстве скинии завязывание происходило навечно («Авней Незер», п. 183; «Игрот Моше», «Орах Хаим», ч. 2, п. 84; «Минхат Шломо», ч. 2, п. 2; «Хут Шани», «Шаббат», ч. 2, стр. 215).

Необходимо отметить, что значимость завязывания определяется в соответствии с намерением, которое человек имел, совершая его, и не зависит от того, что произошло в действительности. Поэтому, если человек собирался завязать узел навечно и сразу после того, как завязал, он передумал и развязал его, нарушение произошло («Орхот Шаббат», 10:18).]

Такой же узел, но завязанный на ограниченное время или непрофессиональный узел, завязанный на неограниченное время, запрещены мудрецами. Непрофессиональный узел, завязанный на ограниченный промежуток времени, разрешен [«Мишна Брура», там же, п. 5; раби Акива Эйгер на мишну, Шаббат, 15:1. Согласно некоторым мнениям («Шилтэй а-Гиборим», Шаббат, 41б, п. 2; «Турей Заав», п.1; «Шулхан Арух а-Рав», там же, п.2), сторонники данной точки зрения считают, что согласно постановлению мудрецов, запрещено завязывать непрофессиональный узел более, чем на сутки (или более, чем на семь дней)].

Следует подчеркнуть, что после того, как завязали узел на неограниченное время или на долгой промежуток времени, намерение развязать его в тот же день не меняет его статуса: в первом случае его запрещено развязывать по Торе, во втором – согласно постановлению мудрецов («Орхот Шаббат», 10:18 и прим. 34).

В своде законов «Шулхан Арух» («Орах Хаим», 317:1) закон установлен в соответствии со вторым мнением. Рамо постановил следовать первому мнению, а в качестве устрожения учитывать также и второе. На практике и сефарды, и ашкеназы учитывают оба мнения.

Подведем итог сказанному:

  1. Постоянный профессиональный узел по всем мнениям запрещен Торой. [Иногда на одежде делают всевозможные украшения из ткани или кожи (кисточки, ленточки, бантики и т.п.) с узелками. Такие узелки, как правило, сделаны профессионально и на неограниченное время. Поэтому если такой узелок развязался, его запрещено завязать в субботу.]
  2. Постоянный непрофессиональный узел на практике запрещен Торой (учитывая первое мнение).
  3. Непостоянный профессиональный узел (даже если его завязали менее, чем на 24 часа и, там более, на более длительный срок), на практике запрещен постановлением мудрецов (учитывая второе мнение).
  4. Непрофессиональный узел, сделанный более, чем на семь дней, запрещен постановлением мудрецов. [Исходя из этого, поясок, который повязывают на платье для красоты так, что он остается завязанным более суток, даже если он представляет собой одинарный узел и бантик на нем (и, тем более, более прочные и сложные виды узлов), запрещено завязывать и развязывать в субботу. Аналогично этому, запрещено завязать в субботу более чем на сутки бинт.]
  5. Непрофессиональный узел, сделанный менее, чем на семь дней, изначально запрещен, а в случае большой нужды разрешен. [«Биур Алаха», 317:4. Если поясок и бинт, о которых говорилось в предыдущей сноске, завязали менее, чем на семь дней, в случае большой нужды, разрешено их развязать в субботу.]
  6. Непрофессиональный узел, сделанный менее, чем на 24 часа, по всем мнениям разрешен. [«Мишна Брура», 317:21, 23, 29, 314:44; «Биур Алаха», там же, п.4. Так, например, тому, кто обычно развязывает шнурки обуви хотя бы раз в сутки, разрешено в субботу их завязывать на одинарный узел с бантиком, а также разрешено их развязывать. Разрешено с помощью одинарного узла с бантиком повязать фартук или слюнявчик младенцу, т.к. обычно это делают на короткое время.]

В соответствии с тем, как обычно поступают

Помимо сиюминутного намерения того, кто завязывает узел на закон влияет также и то, на какой срок этот человек обычно завязывает подобный узел и то, на какое время его обычно завязывают все люди. Таким образом, завязывать узел с намерением, чтобы он оставался на неограниченное время, запрещено Торой, даже если обычно и данный конкретный человек, и все люди такой узел завязывают на ограниченное время. Делать узел, который обычно все люди завязывают на неограниченное время, запрещено по Торе даже с намерением развязать его менее, чем через сутки («Бейт Меир», «Орах Хаим», 317:1; «Биур Алаха», 317:1). Так, например, в субботу запрещено повязать нити цицит на талите, даже имея намерение их развязать сразу после выхода субботы, ибо обычно их завязывают на неограниченное время. Аналогично этому запрещено завязать узелок на краю нити цицит, чтобы она не расплеталась («Макор Хаим», «Орах Хаим», 317:1). Узел, который все обычно завязывают более, чем на неделю, постановлением мудрецов запрещено завязывать в субботу, даже, с намерением его развязать в течение суток («Бейт Меир», там же).

Тому, кто иногда завязывает такой узел на неограниченное время, запрещено мудрецами завязать его менее, чем на сутки, несмотря на то, что все его завязывают менее, чем на неделю («Мишна Брура», 317:34). Узел, который данный человек обычно завязывает более, чем на неделю, но на ограниченное время (а другие люди его завязывают менее, чем на неделю), ему разрешено завязать в субботу с намерением развязать сразу после исхода субботы («Хут Шани», там же, стр. 223).

Наличие объективной причины, вынуждающей развязать узел

Если есть объективная причина, вынуждающая человека развязать узел, завязывание не является запретом Торы, а иногда даже разрешено. Поэтому, если была бы такая причина, которая заставила бы человека развязать узел менее, чем через сутки, ему в субботу было бы разрешено сделать одинарный узел и бантик на нем или даже двойной узел, не затягивая его крепко. Такую причину можно создать самому: завязать с помощью ремешка, шнурка и т.п., которыми человек обязательно должен воспользоваться в ближайшие сутки («Шулхан Арух», там же, п.4; «Мишна Брура», там же, п.27; «Орхот Шаббат», 10:20).

Постоянный узел, которым не собираются пользоваться

Если человек прежде тем, как выбросить мусорный пакет, хочет крепко связать его, чтобы не просыпалось его содержимое, с одной стороны, на лицо все условия, необходимые, чтобы действие было запрещено Торой: крепкий узел, который не собираются никогда развязывать. С другой стороны, Тора запрещает совершать в субботу только те действия, от которых человеку есть прямая польза, а от того, что пакет завязан, он получает пользу только до того момента, когда он опустит его в мусорный бак. Можно привести и другие примеры из практики, когда узел завязывают на неограниченное время, а применение этому действию кратковременно. По данному вопросу существует сомнение, имеет ли такой узел статус постоянного узла. Поскольку речь идет о запрете Торы, следует поступать согласно более строгой точке зрения.

Обматывание

Разрешено в субботу, не делая узлов, очень крепко обмотать веревкой, нитью или ленточкой один или несколько предметов с намерением, чтобы они оставались на неограниченное время соединенными, ибо обматывание не считается завязыванием. Это разрешено, даже если после обматывания концы веревки поддеть под получившиеся в результате обматывания витки (Рамо, там же, 651:1).

Бантик

Завязывать «на бантик» разрешено в субботу, даже если это делают с намерением оставить бантик завязанным на неограниченное время («Шулхан Арух», там же, 317:5). Это разрешено, поскольку хотя такой бантик скрепляет концы шнурка, ленты или веревки, но узлом как таковым не считается [комментаторы Талмуда (Рабейну Хананэль, Сукка, 33б) называют бантик «половинчатым» или «неполным» узлом]. Это верно только в случае, когда завязывание начинается с бантика. Но если предварительно сделали одинарный узел, скрепить его бантиком разрешено, только при условии, что его собираются развязать в течение ближайших суток, как это будет объяснено ниже. Соответственно, его разрешено и развязывать в субботу, даже если его не собирались никогда развязывать. Разрешено также завязывать и развязывать бантик на бантике, даже если это делать очень крепко и на неограниченное время («Орхот Шаббат», 10:15 и прим. 28).

Двойной узел

Многие законоучители пишут, что поскольку мы сегодня некомпетентны решать, какой узел считается профессиональным, а вместе с этим двойной узел является достаточно крепким, его статус соответствует статусу профессионального узла («Левушей Срад», «Орах Хаим», 317:1; «Рав Поалим», ч. 2, п. 44; «Мишна Брура», там же, п. 14). Исходя из этого, некоторые авторитеты Торы запрещают завязывать в субботу головной или шейный платок двойным узлом, даже с намерением его развязать в тот же день («Кицур Шулхан Арух», 80:45; «Рав Поалим», ч. 2, п. 44; «Хут Шани», там же, стр. 225). Другие («Шмират Шаббат ке-Илхата», гл. 15, прим. 167; «Шэвет а-Леви», ч. 8, п. 60; «Орхот Шаббат», гл. 10, прим. 16 от имени рава Й. Ш. Эльяшива) считают, что развязать косынку или платок разрешено (при условии, что косынку обычно не снимают с головы не развязывая) потому, что их завязывают не особо крепко. Все же изначально следует учитывать первое мнение и завязывать их на бантик («Кцот а-Шулхан», гл. 123, «Бадей а-Шулхан», п. 4).

Запрещено завязать двойным узлом бинт, повязку, шнурки, поясок платья, халата или фартука, тесемки детской шапочки, слюнявчик, ленточку на косичку, ручки полиэтиленового пакета и т. п., даже если их планируют развязать через короткое время. И даже если их завязали или они были завязаны еще до субботы, их запрещено развязывать в субботу. Во всех упомянутых и подобным им ситуациях нужно завязать одинарный узел и бантик на нем, имея намерение развязать до завершения субботы.

Мудрецы не распространили свой запрет о двойном узле, который завязывают менее, чем на сутки, на те случаи, когда человек будет испытывать физические страдания если его не завяжет или не развяжет («Шулхан Арух а-Рав», там же, п. 1; «Тэила ле-Давид», 317:4; «Кцот а-Шулхан», гл. 123, «Бадей а-Шулхан», п. 5). В основном это касается развязывания, т. к., например, закрепить край бинта или повязки можно с помощью закрепки или сделав бантик. Но если другой возможности не представляется, разрешено сделать двойной не очень плотный узел с намерением его развязать менее, чем через сутки («Мишна Брура», 328:82; «Шаар а-Циюн», там же, п. 52; «Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:55 и прим. 183; «Хут Шани», там же, стр. 224). Что касается других запретов мудрецов, связанных с завязыванием и развязыванием в субботу, в случае физических страданий, в каждом конкретном случае следует выяснить у компетентного раввина отдельно.

Одинарный узел

Разрешено обмотать какие-либо предметы веревкой, лентой и т. п. и закрепить ее концы одинарным узлом, т.к. он не сохраняется, а развязывается сам собой («Шулхан Арух а-Рав», там же, п. 3; «Хаей Адам», 26:1). Так, например, разрешено связать одинарным узлом ручки мусорного пакета, даже если его собираются выбросить и, соответственно, ручки связывают на неограниченное время. Связать подобным образом концы металлической проволоки запрещено, т.к. получившийся в результате этого узел довольно прочен и долгосрочен («Шмират Шаббат ке-Илхата», гл. 15, прим. 166; «Хут Шани», там же, стр. 222).

На самой веревке или нити запрещено делать даже одинарный узел, т.к. он очень прочный и не развязывается сам собой (Рамо, там же, 317:1; «Мишна Брура», 317:15). Так, например, в будние дни на краю нитки во время шитья завязывают одинарный узел, чтобы благодаря нему она задержалась с одной стороны ткани и не прошла насквозь. К такому узлу всецело применимы законы двойных узлов, о которых говорилось выше. При этом не имеет значения, делают ли узел на одинарной нити или если ее сложат вдвое или вчетверо («Хаей Адам», 26:1; «Кицур Шулхан Арух», 80:45). Аналогично этому, запрещено делать узелки на краю нитей цицит, чтобы они не распускались («Макор Хаим», «Орах Хаим», 317:1). Запрещено связывать края целлофанового пакета, как это обычно делают в будние дни, чтобы сохранить его содержимое («Хут Шани», там же, стр. 222). Но если у пакета есть ручки, разрешено одну с другой связать одинарным узлом, т.к. он не сохранятся на длительное время («Хут Шани», там же, стр. 222; «Ми-Бейт Леви», №15, стр. 89).

Хотя одинарный узел разрешен и бантик сам по себе узлом не считается, тем ни менее, сделать одинарный узел и скрепить его бантиком разрешено только если их собираются развязать в течение ближайших суток. [«Мишна Брура», там же, п. 29. Хотя согласно некоторым мнениям («Агур», п. 465; «Левуш», «Орах Хаим», 317:5; «Биур Агро», «Орах Хаим», 317:5 и «Эвен а-Эзэр», 169:99), разрешено делать бантик на одинарном узле, даже когда это делают с намерением оставить его на неограниченное время. По ряду причин, завязывая свиток, которым постоянно (каждые три дня) пользуются для общественного чтения Торы, принято делать одинарный узел и на нем бантик («Орхот Шаббат», 10:27 и прим. 47).] Если шнурки обуви развязывают хотя бы раз в сутки, их разрешено завязывать на одинарный узел и бантик (как это обычно и делают), при желании можно на бантике сделать еще один бантик («Орхот Шаббат», 10:15).

Растения, с помощью которых в Суккот исполняют заповедь лулав и связывают вместе более, чем на сутки, следует связать до наступления праздника. Если этого не сделали или узел развязался, то в сам праздник их можно завязать только на бантик, не делая предварительно одинарный узел («Мишна Брура», там же, п. 29).

Узелки украшений, которые иногда делают на одежде, которые, как правило, являются профессиональными и постоянными, если они развяжутся, их будет запрещено завязать даже на одинарный узел, скрепленный бантиком.

Согласно некоторым мнениям («Бикурэй Яаков», 651:7; «Нимукей Орах Хаим», 317:5; «Мишна Брура», 651:8 и 11), если сделали одинарный узел и концы веревки поддели под виток, как это иногда встречается при связывании свитка Торы, закон такой же, как и в случае с одинарным узлом, скрепленном бантиком, ибо в этом случае одинарный узел не может столь легко развязаться сам по себе. Поэтому завязывать предметы таким образом разрешено только менее, чем на сутки. Другие законоучители считают, что таким образом разрешено завязывать предметы в субботу без каких-либо ограничений (Мааршаг, «Орах Хаим», п. 60; «Кцот а-Шулхан», гл. 123, «Бадей а-Шулхан», п. 9; «Минхат Ицхак», ч. 8, п. 19 и др.). Обмотать предмет (или несколько предметов) веревкой и, не делая узла, заправить ее концы под виток, разрешено согласно всем мнениям (Рамо, там же, 651:1).

Если еще до субботы был сделан одинарный узел, запрещено на его основе в субботу сделать второй узел («Шевет а-Леви», ч. 8, п. 173; по данному вопросу есть и другие мнения).

Запрет свивать и расплетать канаты

На витье канатов распространяется запрет завязывания, а расплетая их в субботу, человек нарушает запрет развязывания («Мишна Брура», 317:34). На основании этого, некоторые законоучители («Шмират Шаббат ке-Илхата», 9:14; «Орхот Шаббат», гл. 10, прим. 51 от имени рава Й. Ш. Эльяшива) запрещают закручивать металлическую или пластиковую проволоку (скрутку), как это обычно делают во время закрывания полиэтиленовых пакетов-упаковок (если упаковку не собираются открывать в течение 24 часов). Согласно мнению других законоучителей («Шевет а-Леви», ч. 8, п. 55; «Хут Шани», там же, стр. 228; «Ор ле-Цион», ч. 2, 29:2. См. также «Шевет а-Леви», ч. 10, п. 61), это разрешено. Желательно не раскручивать в субботу проволочную насадку, которая находится на пробке бутылки шампанского. [«Шулхан Шломо», «Шаббат», гл. 317, прим. 16; «Орхот Шаббат», гл. 10, прим. 51 от имени рава Й. Ш. Эльяшива. Хотя согласно мнению многих авторитетных законоучителей («Шевет а-Леви», ч. 8, п. 55 и ч. 10, п. 61; «Хут Шани», там же, стр. 228; «Ор ле-Цион», ч. 2, 29:2), не очевидно, что это запрещено. Если устранение насадки осуществляется таким образом, что ею больше невозможно пользоваться, согласно всем мнениям ее разрешено устранить.]

Распутать легко спутанные нити цицит разрешено, но если они запутались сильно, запрещено. [«Ор ле-Цион», ч. 2, 29:7; «Хут Шани», там же, стр. 229. Некоторые законоучители считают, что при распутывании сильно спутавшихся нитей цицит происходит нарушение запрета чинить предметы, а не развязывания («Шулхан Шломо», «Шаббат», гл. 317, прим. 15).]

Пластиковая стяжка

Для крепления разных предметов широко пользуются специальными пластиковыми поясками (штрипсы, штапсы, пластиковые хомуты, стяжка), сделанными в форме полосок с рифленой поверхностью с одной стороны и пряжки или замочка – с другой. Рифленая сторона пояска-стяжки вставляется в пряжку-замочек и ее язычок крепко цепляет тот или иной осек рифленой поверхности. В отношении пользования в субботу такими стяжками мнения законоучителей разошлись. Некоторые («Шмират Шаббат ке-Илхата», гл. 40, прим. 82 и «Маор а-Шаббат», ч. 4, стр. 551 от имени рава Й. Ш. Эльяшива; «Хут Шани», там же, стр. 231) считают, что соединение двух концов стяжки не похоже на завязывание и не запрещено в субботу. Согласно другому мнению («Ми Бейт а-Леви», №39, стр. 15; «Маор а-Шаббат», ч. 4, стр. 550 от имени рава И. Я. Фишера), принцип действия стяжки идентичен завязыванию и запрещен.

Затягивание ослабившегося узла

Запрещено затянуть ослабившийся узел («Кцот а-Шулхан», гл. 123, «Бадей а-Шулхан», п. 4; «Шулхан Шломо», «Шаббат», 317:1:5; «Хут Шани», там же, стр. 220-221). Так, например, узел нитей цицит, который начал развязываться, запрещено затянуть в субботу («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:53; «Хут Шани», там же, стр. 221).

Галстук

Повязать в субботу галстук разрешено только если это делают с намерением распустить его в течение ближайших 24 часов, человеку, который обычно хотя бы раз в течение суток развязывает галстук, и только когда речь идет о виде узла, который при вынимании одного из концов галстука из петли самостоятельно распадается («Шмират Шаббат ке-Илхата», 15:48). В отношении завязывания (не больше, чем на сутки) и развязывания галстука, узел которого сохраняется и после того, как вынули один из его концов из петли, существуют разные мнения и каждому следует выяснить данный закон у своего раввина (см. «Орхот Шаббат», 10:23 и прим. 44). Намерение развязать галстук менее, чем через сутки, не помогает тем, кто обычно повязывает галстук на более длительный период времени.

Гартл

В ряде общин мужчины для молитвы и торжественных событий пользуются специальным поясом (гартлом). Разрешено в субботу опоясываться гартлом, несмотря на то что после того, как его обмотали вокруг талии, его концы вдевают под виток, делают что-то вроде петли и практически не затягивают, что приводит к образованию узла. Это разрешено потому, что гартл повязывают менее, чем на сутки, не затягивая петли и, соответственно, это не считается профессиональным узлом («Орхот Шаббат», 10:25).

Рассасывающиеся швы

Иногда после глубоких порезов и операций накладывают швы, которые через определенное время рассасываются естественным образом. Узлы, которые завязывают при наложении таких швов считаются постоянными, т.к. их завязывают на все то время, пока они нужны («Хут Шани», там же, стр. 220). [При наложении швов происходит ряд нарушений и это разрешено исключительно в случае, когда если это не сделать в субботу, может возникнуть угроза для жизни.]

Непредвиденный узел

Если человек в субботу намеревался что-либо завязать разрешенным способом, но у него неумышленно получился запрещенный узел, ему разрешено его развязать. Тем более это верно в случае, когда он завязал разрешенный узел, а затем этот узел «сам» превратился в запрещенный, например, выдернулась петля из бантика («Хазон Иш», «Орах Хаим», 52:17; «Хут Шани», там же, стр. 218).

Продолжение здесь


http://www.beerot.ru/?p=88101