Законы Шаббата рава Позена 10 — Глава 12 — Отбор (борэр) — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1841

Глава 12. Отбор (борэр)

Предисловие редакции. Эта мелаха часто является камнем преткновения в Шаббат, и очень многие, а точнее – все, кто не изучил ее досконально, часто совершают нарушение именно этой мелахи. Поэтому необходимо повторить ее неоднократно, и по возможности изучить главу 319 в «Мишне Бруре». 

1. Определение мелахи

После того как урожай провеяли и отделили зерна от соломы и половы, обычно выбирают мелкие камешки и другой сор, который все еще смешан с зерном. Так же и бобовые: даже после того как их уже отделили от стручков, остается примешанная к бобам шелуха, и ее отделяют, чтобы сделать бобы пригодными для еды. Обычно это делают с помощью сита или решета: сор просеивается, а бобы остаются наверху в решете и т. д. Совершающий подобные действия в Шаббат нарушает запрет Торы, так как это мелаха отбора (борэр).

Не имеет значения, отделяют ли несъедобную часть от съедобной, например, выбирая камешки из зерна, или съедобную часть от несъедобной, как в случае с бобовыми, которые выбирают из сора, – все эти действия включены в определение мелахиМелаха отбора относится не только к зерновым и им подобным, но и к любому отделению съедобного от негодного в пищу и наоборот способом, похожим на выбирание упомянутых выше типов растений. Подробности смотрите ниже.

2. О каких видах говорит мелаха

Хотя всегда, когда говорят о мелахе отбора, пользуются терминами «съедобное и несъедобное», нет нужды, чтобы один из двух видов был действительно пригоден, а другой непригоден для еды: каждый раз, когда перед нами лежат два вида, из которых нужно выбрать один, мы сталкиваемся с проблемой отбора. Вовсе не обязательно, чтобы ситуация совпадала с упомянутым выше выбиранием сора из зерна, где, естественно, речь идет об отделении съедобного продукта от чего-то непригодного в пищу. Но даже если у нас есть два равноценных продукта хорошего качества, и нам нужен в данный момент только один из них, а другой мы хотим отложить, начинают действовать законы отбора, как если бы мы выбирали между съедобным и несъедобным. В этом случае «съедобным» мы называем тот вид, который необходим нам в данную минуту, а «несъедобным» – тот, который мы собираемся убрать (даже если он нам скоро понадобится). И более того, даже если оба вида нам нужны сейчас, и мы только хотим отделить один вид от другого, мы сталкиваемся с проблемой отбора, рассматривая это разделение как отбор «съедобного» из «несъедобного». Здесь уже важно различать между выборкой для немедленного использования и выборкой для использования спустя некоторое время, между выборкой руками или с помощью какого-либо инструмента, как будет объяснено ниже.

Запрет этой мелахи относится не только к еде, но и к любым предметам, представляющим два вида. Поэтому при сортировке различной одежды, книг, посуды и т. п., мы имеем дело с мелахой отбора. Подробности смотрите ниже.

3. Цель мелахи

Есть два способа выполнения мелахи отбора: удаление несъедобной части из пищи или, наоборот, части, годной в пищу из несъедобной. В обоих случаях мы отделяем друг от друга съедобное и несъедобное, что и является целью мелахи. И то, и другое действие производится с одной целью: довести продукт до требуемого состояния, доработать его, сделав пригодным для еды (а в остальных предметах – подготовить их к необходимому нам использованию). Таким образом, все время, пока съедобная и несъедобная части смешаны, подразумевается, что продукт еще не годен в пищу. А тем, что мы отделяем несъедобное или, наоборот, отделяем еду от несъедобной части, мы делаем продукт годным. (Вот то «исправление», которое вносит эта мелаха, то есть, посредством отбора мы делаем продукт годным для еды.) Сделать продукт пригодным к употреблению посредством выбирания – это и является сутью (целью) данной мелахи. (Однако есть авторитеты, считающие, что целью мелахи является разделение видов, см. п. 8.)


http://www.beerot.ru/?p=5436