Законы Шаббата рава Позена 1 — Введение

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

510

Введение

Шаббат – великий знак завета, который заключил Всевышний с народом Израиля, дабы знали они, что шесть дней творил Он все на небе и на земле, а в седьмой отдыхал. Поскольку основой нашей веры является признание того, что Всевышний, благословенно Его Имя, сотворил этот мир и наполнил его Своими созданиями, а мы – Его слуги и обязаны служить Ему и телом, и душой, ибо Он дает жизнь всему, Он управляет всем, Он дает пропитание каждому, только в Его силах лишать жизни и оживлять, так как Он – Творец и Создатель, поэтому и дает Тора заповедь соблюдения Шаббата… (Зихру Торат Моше, 1:1). Кроме того, своим полным отказом от работы в Шаббат мы демонстрируем нашу уверенность в том, что Всевышний удовлетворит наши потребности, даже если мы покоимся в Шаббат, ибо есть в мире Тот, Кто дает всему существующему жизнь и пропитание. И поскольку Шаббат является основой нашей веры, сказано о его соблюдении, что оно сопоставимо по значимости с соблюдением всей Торы, а нарушение только одного запрета Шаббата рассматривается как нарушение всей Торы. Мудрецы, благословенна их память, говорили, что если бы все евреи провели два Шаббата подряд по законам Торы, немедленно пришло бы Избавление. Попробуем же понять, почему для этого недостаточно одного соблюденного всеми Шаббата. Наши мудрецы разъяснили, что Шаббат оказывает воздействие на следующую за ним неделю, а сама неделя, в свою очередь, влияет на завершающий ее Шаббат. Таким образом, два Шаббата связаны и взаимно влияют друг на друга через соединяющую их неделю. Поэтому одному полностью соблюденному Шаббату будет не хватать влияния шести предшествующих будних дней. Значит необходимо соблюсти еще один Шаббат, чтобы получить один совершенный Шаббат в соответствии с «шесть дней работай», а после этого «в седьмой день отдыхай». Заметим, что первому Шаббату, соблюденному евреями в пустыне после выхода из Египта не предшествовало влияние будних дней. Отсюда ясно, что тот первый Шаббат не был совершенным. Это рассуждение помогает нам понять, почему о том Шаббате не написано «день седьмой» в полной форме написания (Шмот, 16:30), как о других Шаббатах, ведь ему не предшествовало влияние шести будних дней.

Святость Шаббата

Поскольку Шаббат – особый день, наступление которого наши мудрецы уподобили приходу невесты, мы обязаны почитать этот святой день более других дней. Мудрецы раскрыли нам со слов пророков, каким образом это делать. В книге пророка Йешаяу написано: «Почитай его, не ходя своими путями». Эти слова истолковали следующим образом: следует почитать Шаббат тем, чтобы не ходить в Шаббат так, как мы ходим в будни. Стих продолжает: «Отстраняясь от своих забот» – значит, не занимать себя будничными делами. Далее пророк говорит: «Произнося слова» – чтобы твоя речь в Шаббат отличалась от будничной. И еще толковали там: «Почитай» – чтобы ты не одевался в Шаббат как в будни, поэтому приказали нам почитать Шаббат чистой одеждой… и наслаждаться деликатесными блюдами»… и зажигать свечи и т.д. см. ниже.

Чистая одежда

Заповедали нам мудрецы одеваться в Шаббат красиво, насколько позволяют наши возможности. Всего же лучше иметь особую одежду только для Шаббата. Тот, у кого нет такой возможности, должен хотя бы переменить свои одежды перед наступлением Шаббата. Многие придерживаются обычая иметь для Шаббата отдельный талит. Мудрецы учили нас, что главное, ради чего надевают особую одежду, – почитание этим дня Шаббата, как было сказано выше: «И почитай его» – чтобы субботняя одежда не походила на будничную. Т.е. тем, что мы украшаем себя в Шаббат особенной одеждой, мы выказываем почтение этому святому дню и подчеркиваем его значение. Разумеется, следует одинаково почитать Шаббат, где бы его ни встречали: дома в кругу семьи, с друзьями или в дороге. И даже тот, кто вынужден проводить Шаббат в одиночестве, ни в коем случае не должен одеваться хуже, чем на людях. (Поэтому необходимо следить за тем, чтобы носить опрятную и красивую одежду в течение всего Шаббата, а не только тогда, когда вы выходите из дома. Этим вы подчеркиваете, что красивая одежда надета в честь Шаббата. Однако, если вы, вернувшись домой, снимете эту одежду, станет ясно, что красивая одежда служила почитанию самого себя.) В книге Магида из Дубны «Оэль Яаков» в толковании на стих «Если обеднеет брат твой…» (Ваикра, 25:35) вы найдете прекрасную притчу о почитании Шаббата.

Перед наступлением Шаббата необходимо переодеться. Женщины переодеваются перед зажиганием свечей. Тем не менее, мудрецы предостерегли нас: если женщина видит, что она не успевает переодеться ко времени зажигания свечей, то пусть зажигает свечи, не переодевшись к Шаббату, чтобы, не дай Б-г, не нарушить Шаббат, и только потом займется собой. При этом она должна остерегаться делать любое действие, содержащее запрещенную в Шаббат работу, так как несмотря на то, что солнце еще не зашло, женщина с зажжением свечей принимает Шаббат со всеми его законами, как будет разъяснено ниже.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=53959