Законы Шаббата рава Позена 2 — Глава 1 — Почитание Шаббата — Часть 1

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

3546

Глава 1. Почитание Шаббата

3. Подготовка дома

Мудрецы подчеркнули важность Шаббата еще и тем, что уподобили его наступление приходу важного и почетного гостя, к появлению которого готовятся заранее. Поэтому следует приготовить дом, чтобы в нем было чисто, и покрыть столы скатертями. Принято, чтобы столы оставались покрытыми в течение всего Шаббата. Мудрецы написали, что человека, возвращающегося в вечер Шаббата домой из синагоги, сопровождают два ангела – добрый и злой. И если они находят дома свечи горящими, стол накрытым, а кровать постеленной, то добрый ангел говорит: Пусть так будет и в следующий Шаббат! И злой ангел вынужден ответить: Амен!.. Отсюда мы видим, что вечером в Шаббат стол должен быть уже готов к возвращению из синагоги (чтобы не пришлось ждать и можно было сразу начать трапезу), что тоже, в свою очередь, является элементом почитания Шаббата.

4. Умывание

Умывание – также элемент почитания Шаббата. Мицва выкупаться в эрев Шаббат (в пятницу пополудни), однако, тот, кто сомневается в том, что успеет искупаться в эрев Шаббат, может помыться накануне. Желательно вымыть все тело горячей водой, но если нет такой возможности, то надо вымыть горячей водой хотя бы лицо, руки и ноги. Шульхан арух говорит, что следует состричь длинные волосы в честь Шаббата. То же относится и к стрижке ногтей. Поскольку ногти обычно стригут в эрев Шаббат, мудрецы поместили правила стрижки ногтей среди законов Шаббата. Изначально (леатхила) не следует стричь ногти на ногах и на руках в один и тот же день. Изначально также следят за тем, чтобы не стричь ногти в четверг. Но, вместе с тем, если ногти и на руках, и на ногах нуждаются в стрижке, то разрешают постричь ногти на ногах в четверг, а ногти на руках оставляют до пятницы. У некоторых принято стричь ногти не по порядку, а вперемежку. Изначально состриженные ногти желательно сжечь или, по крайней мере, закопать. И очень важно следить за тем, чтобы они не упали туда, где ходят люди.

5. Зажигание свечей

Еще обязали нас мудрецы зажигать к Шаббату свечи. Нам даны три объяснения этой заповеди:

Почитание Шаббата. Зажигая свечи в доме, мы выказываем свое почтение к святому дню. Ведь во время радостных событий обычно зажигают свечи и ставят их на стол.

Наслаждение Шаббатом. Субботнее наслаждение умножается, если во время трапезы на столе стоит свеча, позволяющая хорошо разглядеть поданную еду.

Мир и спокойствие в доме. В хорошо освещенном жилище можно спокойно ходить, не боясь споткнуться. В соответствии с этим объяснением следовало бы обязать нас зажигать свечи во всех комнатах дома, как указано в Шульхан Арухе. И то, что в наше время так не поступают, можно объяснить тем, что сегодня в любом случае мы оставляем освещение во всех частях дома, и темные комнаты освещаются через открытые двери.

6. Кто обязан зажигать

Зажигание субботних свечей является заповедью и сопровождается благословением. Хотя эта обязанность относится ко всей семье, принято, чтобы субботние свечи зажигала хозяйка дома. Почему же обязанность возложена именно на нее? Чтобы искупить грех первой женщины (Хавы), которая привела в этот мир смерть. Душа человека подобна свече, как написано (Мишлей, 20:27): «Ибо свеча Всевышнего – душа человека». И так как по вине женщины погасла «свеча мира», на ней лежит обязанность зажечь ее вновь. Минимальным шагом в этом направлении является зажигание субботних свечей. Тем не менее, если муж видит, что уже поздний час, и он опасается, что это может, не дай Б-г, привести к нарушению Шаббата, он должен зажечь свечи сам, не дожидаясь жены. Принято, чтобы муж тоже принимал участие в выполнении заповеди зажигания свечей, готовя их и обжигая фитили, чтобы жене было удобнее их зажигать. У некоторых принято, чтобы в первый Шаббат после родов, а также в праздник, приходящийся на первую после родов неделю, муж зажигал свечи для жены.

7. Место установки свечей

Мы уже писали о том, что одна из причин зажигания субботних свечей – наслаждение трапезой Шаббата, т.е. то, что мы можем видеть стоящую перед нами еду, добавляет нам наслаждения, получаемого от трапезы… Поэтому правильно поставить свечи в том месте, где едят. Более того, когда ставят свечи на стол, тем самым, выказывается большее почитание Шаббата. Там, где есть малыши, следует проследить, чтобы они не смогли дотянуться до свечей, чтобы, не дай Б-г, не случилось пожара. И возможно в связи с этим во многих домах предпочитают не ставить свечи на стол. (Перед зажиганием следует расположить свечи в том месте, на котором они останутся в течение всего Шаббата).

8. Количество свечей

По основному смыслу закона заповедь о субботних свечах исполняется даже зажжением одной свечи. Но принято зажигать, как минимум, две свечи соответственно двум речениям Торы шамор везахор (помни и храни субботний день). Есть дополнительный смысл в том, почему зажигают две свечи. Свеча на иврите – נר. Числовое значение этого слова – 250. Взятое дважды слово נר дает в сумме 500, что соответствует количеству органов тела мужчины и женщины (248 и 252 соответственно) вместе. Некоторые добавляют свечу за каждого родившегося ребенка. Вообще, можно добавлять сколько угодно свечей, но каждый раз, когда мы добавляем свечу, при первом зажигании следует сказать, что мы делаем это бли недер(без обязательства), чтобы не стать обязанными зажигать эту дополнительную свечу всегда.

9. Какие свечи зажигают

Некоторые стараются украсить заповедь и зажигают в субботнем светильнике оливковое масло. Однако повсеместно распространен обычай зажигать восковые или парафиновые свечи. Изначально свечи должны гореть до наступления ночи (полной темноты), поэтому берут свечи достаточной длины. Особенно следует обратить на это внимание тем, кто в летние дни принимают Шаббат задолго до захода солнца. Постфактум (бедиавад) заповедь выполняется, если свечи горят хотя бы во время трапезы, поскольку тогда, по крайней мере, от них получают удовольствие. Те же, кто едят трапезу не дома и возвращаются домой поздно ночью, когда свечи уже погасли, не выполняют заповеди, и, возможно, произнесенное при зажигании благословение считается напрасным (что считается серьезным нарушением). Поэтому, тот, кто не уверен, вернется ли домой до того, как прогорят свечи, должен побыть дома до наступления темноты и хоть немного воспользоваться их светом. Таким образом, он исполнит заповедь, как полагается. В связи с этим в Йом Кипур, когда идут в синагогу задолго до захода солнца и не возвращаются до поздней ночи, необходимо зажечь длинные свечи, чтобы они не успели сгореть до возвращения из синагоги после вечерней службы.

10. Порядок зажигания

Порядок зажигания различен для женщин и для мужчин: женщина сначала зажигает свечи, а потом благословляет, мужчина же сначала благословляет, а затем зажигает. Хотя обычно благословение предшествует действию, здесь порядок изменен, поскольку в данном случае невозможно сперва благословить, а затем зажечь свечи. Это связанно с тем, что женщина принимает на себя Шаббат с зажиганием свечей, а именно с благословением. Получается, что, благословляя сначала, она принимает на себя Шаббат и после этого не может зажечь свечи, так как для нее уже наступил Шаббат. Поэтому она сначала зажигает свечи, а затем прикрывает глаза руками и произносит благословение. В этом случае считается, что она воспользовалась светом свечей только после благословения, поэтому благословение как бы предшествует выполнению заповеди. Мужчина же, который не принимает Шаббат с зажиганием свечей, сначала произносит благословение, а затем зажигает свечи. Тем не менее, женщина, которой тяжело принять на себя Шаббат одновременно с зажиганием свечей, может поступить точно так же и зажечь после благословения. Но в таком случае она должна четко обусловить (достаточно, если сделает это мысленно), что не хочет принимать на себя Шаббат вместе с зажиганием свечей; и тогда она может поступить как мужчина, который благословляет перед зажиганием. Однако так нельзя поступить задолго до наступления Шаббата. Некоторые считают, что даже в этом случае женщина должна благословлять после зажигания.

В йом тов (праздник) нет запрета зажигать свечи после наступления праздника (в том случае, если он не совпадает с Шаббатом), но здесь есть разные мнения по поводу того, как поступать. Некоторые стараются зажигать свечи в праздник так же, как в Шаббат, т.е. сначала зажигают, а за тем благословляют. Другие придерживаются обычая сначала благословить, а потом зажечь. Есть разные обычаи и относительно того, в какое время зажигать праздничные свечи (в случае, если праздник не совпадает с Шаббатом). Одни не делают различия между Шаббатом и йом товом и зажигают свечи перед наступлением праздника. Другие ждут наступления темноты или зажигают незадолго до возвращения членов семьи из синагоги. Существует разница в обычаях произнесения благословения шеэхияну: одни произносят его, зажигая свечи, другие ждут до кидуша. Если, зажигая свечи йом това, женщина не принимает на себя его законы, то она не должна произносить шеэхияну при зажигании: ведь его произнесение означает принятие праздника. (В Суккот, если женщина зажигает свечи, а потом идет есть в сукку, даже если она произнеслашеэхияну домаона должна присоединиться к шеэхияну мужа, так как благословение, сказанное в доме, не относится к заповеди есть в сукке.)

И необходимо остерегаться, чтобы не погасить свечу, которой зажигают, или спичку после зажигания свечей в праздник. Это запрещено делать даже тем, кто зажигает до наступления праздника и произносит благословение перед зажиганием, так как сразу после произнесения благословения вступают в силу законы йом това.

Некоторые придерживаются обычая давать цдаку перед зажиганием свечей. Некоторые молятся после зажигания о том, чтобы дети стали мудрыми и богобоязненными евреями. (См. трактат Шаббат, в котором сказано, что тот, кто тщательно соблюдает заповедь зажигания субботних свечей, удостоится сыновей – мудрецов Торы.)

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.

http://www.beerot.ru/?p=2781