Законы Шаббата рава Позена 14 — Глава 15 — Замешивание (лаш)

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

2077

1. Определение мелахи

Следующий этап в приготовлении хлеба после размельчения зерна и просеивания – это соединение муки с водой и приготовление теста. Во время строительства Мишкана смешивали с водой различные травы для получения краски и т.п. Мелаха замешивания (лаш) распространяется не только на соединение муки с водой, но и на соединение любого другого продукта с какой-либо жидкостью. При этом получившаяся смесь необязательно должна быть похожа по консистенции на тесто. Для выполнения мелахи замешивания достаточно, чтобы смесь приобрела вид единого целого (в одних случаях это будет нарушение Торы, в других – запретов мудрецов). Действия, производные от этой мелахи: замешивать всевозможные несъедобные вещества с жидкостью, например, сухую глину с водой, и т.п.

Таким образом, можно определить мелаху замешивания как скрепление с помощью жидкости различных частичек вещества в единое целое. Некоторые добавляют к этому, что нарушение запрета замешивания происходит уже в момент добавления жидкости, даже до получения смеси. Ниже рассмотрим, как ведут себя в этом вопросе на практике. (Есть, однако, вещества, в которые ни при каких обстоятельствах нельзя добавлять воду, например, семена льна, пепел и т.п.).

2. Виды смесей

Существуют четыре различных вида смешивания продуктов:

А. Густая смесь

Густая смесь – это такое соединение продукта с жидкостью, при котором возникает единое похожее на тесто целое, причем такое густое, что его невозможно перелить из одной емкости в другую как жидкость. Это вид замешивания, который в Шаббат запрещен Торой. Как уже говорилось, некоторые считают, что нарушением запрета Торы в этой мелахе является уже само добавление воды к продукту еще до того, как сделали замес. Но и они согласны, что замешивание само по себе является нарушением. Поэтому, если воду добавили до начала Шаббата, запрещено будет смешать ее с продуктом в Шаббат.

Б. Жидкая смесь

В противоположность густой смеси здесь не требуется такой консистенции как при изготовлении хлеба, а достаточно лишь смешать с большим количеством воды. Такая смесь хорошо перемешивается ложкой и свободно переливается из одного сосуда в другой.

Тора не запрещает делать такую смесь, поскольку подобное действие не похоже на приготовление теста для хлеба, но наши мудрецы запретили делать в Шаббат и жидкую смесь. Хотя, с одной стороны, запрет изготовления жидкой смеси легче запрета изготовления смеси густой (поскольку жидкая смесь запрещена мудрецами), но, с другой стороны, есть в нем и свое устрожение: по всем мнениям в этом случае запрет нарушается уже с момента добавления воды (тогда как в случае с густой смесью мнения на этот счет разделились).

В. Жидкости

К тем видам еды, к которым добавляют так много воды, что образуется годная для питья жидкость, запрет замешивания не относится. Таким образом, разрешается разводить какао или детское питание (для питья из бутылки с соской) без опасений совершить нарушение.

Г. Смесь, включающая большие куски

Большие куски, достаточно хорошо различаемые, разрешено смешивать с жидкостями, даже если такое соединение помогает им скрепиться вместе. Поэтому нет проблемы добавить в нарезанные овощи растительное масло, уксус и т.п. Также картофельный салат и тому подобные вещи можно готовить в Шаббат, поскольку кусочки получаются достаточно большие, и это не похоже на замешивание.

3. Изменения

Здесь, как и в случае с помолом, если это необходимо для еды, можно замешивать измененным способом. Например, если обычно, в будний день, готовя эту еду, мы смешиваем сразу большие количества, то в Шаббат можно делать это поочередно маленькими порциями. (Поскольку в большом сосуде, который обычно для этого используется, неудобно смешивать маленькие количества, то это будет достаточным изменением. И есть те, кто разрешает смешивать маленькими порциями любым способом.)

Другая возможность состоит в изменении самого способа замешивания. К примеру, вместо того, чтобы перемешивать в тарелке пищу по кругу, как это обычно делается, можно водить ложкой вдоль и поперек тарелки (по некоторым мнениям нужно вынимать ложку при каждой перемене направления движения).

Есть другой вид изменения: трясти тарелку с пищей, или переливать из одной посудины в другую до тех пор, пока компоненты не перемешаются. Это является достаточным изменением, поскольку так не поступают в будни.

В отношении добавления жидкости в смесь, в тех случаях когда, как писалось выше, начинается действие запрета замешивания, также существуют возможные способы, отличные от будничных. Об этом см. ниже.

4. Добавление жидкости для размягчения пищи способом, исключающим замешивание

Запрет добавления жидкости распространяется только на те случаи, когда эта жидкость призвана скрепить компоненты. Однако если с помощью жидкости мы хотим, наоборот, раскрошить что-нибудь, например, печенье и т.п., это разрешено даже без изменений. Поскольку в данном случае наше намерение прямо противоположно конечной цели замешивания, мы здесь не имеем дела с этой мелахой. Если же после этого мы собираемся перемешать получившуюся смесь, это уже будет замешиванием, и для его осуществления необходимо делать это измененным способом, см. ниже.

5. Добавление жидкостей

Если в смесь уже была до начала Шаббата налита жидкость, разрешается добавить туда еще жидкость. Это разрешено, даже если этим мы не намереваемся размягчить пищу. Тем не менее, и в этом случае размешивать следует измененным способом. (И, вероятно, можно также добавлять другие продукты в приготовленную до Шаббата смесь, которая уже впитала всю жидкость. Ниже мы увидим, что добавление продуктов и размешивание необходимо делать измененным способом, тогда это возможно и применительно к густым смесям).

6. Жидкая смесь

Если мы хотим сделать в Шаббат жидкую смесь, нужно внести изменения также при добавлении жидкости (помимо изменения в самом перемешивании), поскольку уже с этого момента начинается запрет замешивания. Таким образом, если обычно мы добавляем жидкость в пищу, то в Шаббат нужно добавить пищу в жидкость, и наоборот. Если же нет общепринятой последовательности, и в разных ситуациях делают то так, то так, следует вначале положить в посуду продукты, а затем добавлять жидкость, и изначально следует добавлять ее маленькими порциями. (После того, как вливают всю жидкость в еду, можно переложить все вместе в другую посуду.) А после этого, когда начинают замешивать, необходимо делать это измененным способом.

Например, тот, кто хочет есть кашу с молоком и привык добавлять молоко, чтобы разбавить кашу, в Шаббат должен налить сперва молоко, а в него добавлять кашу. Точно так же если кто-то обычно добавляет кашу в молоко, то в Шаббат необходимо сделать наоборот. (Если нет какого-то определенного способа, то сперва кладут кашу и затем добавляют молоко. Как было сказано выше, изначально это делают маленькими порциями.) После того как добавили молоко, нужно перемешать кашу измененным способом, например, водя ложкой не по кругу, а вдоль и поперек тарелки и т.п. ( В случаях, когда нет определенного способа приготовления смеси, некоторые устрожают.)

7. Густая смесь

Как мы уже писали, часть законоучителей считает, что мелаха совершается в момент добавления жидкости, и изначально лучше следовать этому мнению. В случае необходимости, например, при кормлении маленького ребенка, можно опереться на мнение тех, кто определяет началом мелахи собственно замешивание. Поэтому изначально запрещено делать в Шаббат густую смесь – в отличие от жидкой смеси здесь не действует измененный способ добавления жидкости. Причина этого разделения в том, что в жидкой смеси речь идет лишь о запрете мудрецов, поэтому есть возможность воспользоваться измененным способом. В густой же смеси, с точки зрения тех законоучителей, которые считают началом мелахи добавление жидкости, уже в этот момент начинает действовать запрет Торы, и поэтому такого изменения недостаточно. (В данном случае не помогает также замес маленькими порциями.)

Этот запрет касается приготовления смеси лука, яиц и печенки с жиром, маслом или соусом, где необходима густая консистенция. Таким образом, добавление масла или соуса в эти продукты запрещено, и следует готовить подобные блюда заранее. Тем не менее, постфактум или если нет другого выхода, можно положиться на облегчающее мнение, при этом добавляя масло или соус измененным способом, т.е. поменяв порядок подачи, как было сказано выше.

Тот же закон действует и при смешивании картофельного пюре с соусом или молоком. Лучше всего изначально делать пюре жидким, чтобы не было проблем в добавлении жидкости. Здесь также можно, в крайнем случае, (когда это необходимо для ребенка и т.п.) положиться на облегчающее мнение и использовать измененный способ, поменяв порядок подачи. (Один из возможных путей: добавить вначале лишь часть продуктов и сделать жидкую смесь, и только когда свободной жидкости не останется, положить измененным способом оставшуюся часть продуктов). Таков же закон в отношении прошедших варку порошков для изготовления картофельного пюре, рисовой каши и т.п. Однако относительно порошков для быстрого приготовления пудингов и желе необходимо дополнительное изучение вопроса.

Тем не менее, следует разрешить смешивать картофель с густым соусом, если это делается следующим образом: вначале мы наливаем соус и кладем в него не размятые еще куски картошки (в этом нет замешивания, поскольку куски достаточно большие), а затем измененным способом (например, обратной стороной вилки, как было сказано в главе 13) разминаем картошку так, что при этом она перемешается с соусом. Это способ, отличный от принятого в будни, и он, безусловно, разрешен в Шаббат. Подобно тому, можно залить фруктовым соком кусочки бананов, прежде чем размять их, как описано выше, измененным способом.

Если жидкость застыла, как это часто происходит с соусом, стоящим долгое время в холодильнике, запрет добавлять ее теряет силу, так как это, собственно, не является добавлением жидкости. Поэтому разрешено перемешать печенку с таким застывшим соусом. Кроме того, к такой смеси печенки и пр., (пока она не растаяла), можно добавить смесь растительного масла с яичным желтком или майонез без опасения совершить мелаху замешивания. Перемешивая такую смесь, следует, однако, воспользоваться измененным способом, как и в любом случае, когда производят замес в Шаббат. Точно так же во всех случаях, описанных выше, когда при острой необходимости было разрешено добавлять жидкость в густую смесь измененным способом, замес тоже должен производиться измененным способом (при необходимости изготовления густой смеси). (Есть действия, которые запрещено делать в Шаббат даже измененным способом. Об этом см. в источниках, приведенных в самой книге).

8. Жидкости

Как уже было написано, данный закон не относится к приготовлению напитков из всевозможных порошков, например, какао или порошкового молока. Нужно только добавить изначально большое количество жидкости, чтобы избежать густой консистенции в начале смешивания. Если же при приготовлении необходимо развести порошок в небольшом количестве воды, следует, как и при всяком приготовлении жидкой смеси, внести изменения, как в процесс введения жидкости, так и в процесс размешивания.

9. Смешение кусочков с жидкостью

Достаточно большие кусочки можно смешивать с жидкостями, даже если тем самым они скрепляются друг с другом, как, например, куски картофеля с майонезом (картофельный салат). Но поскольку довольно трудно определить точно, какие конкретные случаи можно отнести к данному типу, лучше всего изначально использовать измененный способ замешивания.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=7431