Законы Шаббата рава Позена 24 — Глава 19 — Отбеливание (мелабен)

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

2087

1. Основная мелаха (ав)

Отбеливание – следующая после стрижки мелаха в порядке изготовления одежды, поскольку обычно после стрижки шерсть чистят и отбеливают. Не только к шерсти, но и ко льну, к другим материалам, а также к одежде относится мелаха отбеливания. Безразлично, каким способом произведена работа: вывешена ли вещь на солнце или около огня, или любым другим способом – все это называется отбеливанием.

2. Производная мелаха (толада)

Производная мелахи отбеливания (некоторые комментаторы причисляют ее к основной) – это стирка. Тот, кто стирает в Шаббат, неважно, водой или любой другой очищающей жидкостью, нарушает запрет Торы. Под стиркой мы понимаем различные стадии стирки: замачивание в воде, трение частей одежды друг об друга или об третий предмет, отжимание воды – все они способствуют очищению одежды. (См. ниже, что есть поским, полагающие, что даже замачивание в воде чистой одежды считается стиркой.)

3. Замачивание одежды

Как уже было отмечено, замачивание испачканной одежды в воде (или других жидкостях) является частью процесса стирки, так как это действие способствует очищению одежды. Обычно собственно замачивание и называют стиркой. Однако мы уже написали, что, по мнению части авторитетов, не только к запачканной одежде относится утверждение, что замачивание – это стирка, но также и к чистой, и принято следовать этому мнению и устрожать. Поэтому в Шаббат принято не замачивать никакой одежды в воде (и не поливать ее водой, что практически то же самое), даже если одежда совершенно чистая.

4. Замачивание, которое пачкает

Все это верно только в тех случаях, когда мы замачиваем для чистки. Но замачивать так, что это пачкает одежду, разрешается. Каким образом? Например, вытираться полотенцем, даже когда оно становится в результате этого мокрым. Разрешается также идти под дождем, даже когда очевидно, что одежда намокнет. И когда вода пролилась на стол, разрешается вытереть стол тряпкой, даже если тряпка наверняка намокнет от этого. Все это разрешено, так как нет намерения стирать одежду [более того, все это хотя бы немного пачкает вещь]. И поэтому подобное замачивание является загрязнением, а не началом стирки. (Ниже объясняется, что речь идет не о любой одежде, а только о такой, которую мы не очень бережем от грязи.)

5. Замачивание кожи (или пластика)

Среди вещей, подвергаемых стирке, замачивание считается стиркой только в отношении тех, которые впитывают воду. Но, например, изделия из кожи (а также одежда из пластика, но не из нейлона) не впитывают воду, и хотя их тоже стирают, их замачивание не приравнивается к стирке. Следовательно, если испачкался кожаный ботинок, одежда или скатерть из пластика, разрешается полить их водой, чтобы смыть с них грязь. Все же разрешается только намочить их. Но тереть одну часть вещи о другую (или тереть рукой) и здесь считается стиркой, и запрещено. Поэтому необходимо проявлять осторожность, чтобы при вытирании не очень чистой влажной кожи или пластика не тереть их сильно, так как при этом производится стирка. (Так же необходимо остерегаться трения, если какие-то напитки пролились на уже грязную скатерть, так как сильное трение соответствует тут стирке). Таким образом, только в том, что касается замачивания, кожа (и пластик) отличается от других видов одежды. Но во всех остальных аспектах стирки кожа и пластик сходны с прочими.

6. Запрет выжимания

Как уже было упомянуто, выжимание жидкости из одежды также относится к стирке. То есть, запрещено выжимать даже чистую одежду, если в нее впиталась вода или другая очищающая жидкость. Сюда же относится запрет выжимания ваты, так как к ней тоже относится запрет стирки. Что касается бумаги, то нет запрета ее замачивать, однако существует запрет ее выжимать.

7. Гзера «чтобы случайно не отжать»

В мелахе выжимания, как и во многих других мелахот, к уже существующим запретам из Торы мудрецы добавили гзерот (постановления), чтобы отдалить людей от нарушения самих запретов Торы. Так ввели гзеру, обязывающую оберегать от намокания одежду, о которой всегда очень заботятся, чтобы она осталась сухой, поскольку опасались, что могут забыться и отжать ее. И поэтому ввели гзеру, запрещающую вытирать разлитую в большом количестве воду подобной одеждой, чтобы потом случайно ее не выжали. Но разрешается вытирать пол тряпкой, специально предназначенной для этого. Хоть ее и принято выжимать, чтобы она смогла впитать еще воду (а также в конце использования), все же, ввиду того, что выжимание тут не запрещено Торой – ведь в данном случае не намереваются очистить тряпку, (а само отжимание не очищает) – поэтому это мелаха шэйна цриха легуфа, запрещенная только мудрецами. И на такой случай гзеру не распространили, как и на случай, приведенный в конце данного пункта. Также запретили накрывать такой одеждой бочку (или другой сосуд), в котором есть вода, так как опасались, что одежда намокнет от воды, и ее выжмут.

Как мы уже писали выше (гл.10, п.8) в мелахе молотьбы, при выжимании одежды в Шаббат, кроме запрета отбеливания, нарушается также запрет [производной] молотьбы. Мы писали там, что даже в случаях, когда не нарушается запрет отбеливания, например, если жидкость, выжимаемая из одежды, не очищает (красное вино), все же остается еще запрет выжимания из-за молотьбы. Отсюда мы учим принципиальную разницу между этими мелахот. При выжимании для отбеливания основная цель мелахи состоит в том, чтобы одежда стала сухой и т.п., и нам все равно, куда идет выжатая из одежды жидкость. Но при выжимании для молотьбы, напротив, цель работы – жидкость, которую мы выжали из одежды, и нас не волнует, стала ли одежда после этого чище или нет. Нас интересует только, что стало с выжатой жидкостью: если ее сохраняют, это [производная] молотьбы, запрещенная Торой, если выбрасывают – это [производная] молотьбы, запрещенная мудрецами.

Поэтому, когда запретили мочить одежду, которую стараются держать в сухости, в гзеру включили только те случаи, когда в одежду впитываются очищающие жидкости, так как при этом, если забудутся и выжмут одежду, чтобы осушить ее, будет нарушен запрет Торы. Но в гзеру не включили запрет мочить одежду неочищающими жидкостями, так как в таком случае, даже если забудутся и выжмут одежду с целью ее очищения, запрет Торы не будет нарушен: поскольку отжатая жидкость выбрасывается, не нарушается запрет молотьбы из Торы. Следовательно, если пролилась в Шаббат жидкость, которая не очищает, например, красное вино и т.п., разрешается вытереть ее даже одеждой, которую обычно стараются держать сухой, так как здесь нет опасения нарушения запрета Торы (см. ниже гл. 21, п. 3).

8. Перенос мокрой одежды

Также установили гзеру, запрещающую переносить мокрую одежду, о которой обычно заботятся, чтобы она оставалась сухой, если она настолько мокрая, что может намочить другие предметы, соприкасаясь с ними. Причина и здесь в том, чтобы не пришли к выжиманию: наши мудрецы опасались, что, если разрешить переносить подобную одежду, ее могут отжать и нарушить этим запрет отбеливания. [Поэтому на тщательно выжатую одежду, например, после отжима в стиральной машине, это запрет не распространяется.] (См. ниже в законах мукце, что в некоторых случаях и после того как одежда высохнет в Шаббат, ее все еще запрещено переносить как мукце, если она уже была мокрой с начала Шаббата.) Тем не менее, на одежду, намокшую от дождей, то есть от того, что человек ходил в ней под дождем, данная гзера не распространяется, даже если следят обычно, чтобы эта одежда не намокла. Следовательно, разрешается надевать вещи, в которых ходили под дождем, а также вернуть их на место, после того как сняли их. (Однако одежда, которую в будние дни выжимают, если она промокла под дождем, становится мукце после того, как ее сняли, и поэтому запрещено снова надевать ее, если у человека есть другая одежда.)

9. Встряхивание влажной одежды и другие случаи выжимания

Запрещено встряхивать попавшую под дождь одежду, так как из нее с легкостью выжимается вода (однако разрешено встряхивать одежду из пластика). Все же, если одежда старая (то есть, обычно не опасаются намочить ее), видимо, можно разрешить легкое встряхивание, при котором выжимание не обязательно произойдет (нет псик рейша). (Но в новой одежде, которую опасаются намочить, чтобы избежать ее усадки, с легкостью можно прийти к сильному выжиманию.)

Когда собирают ложкой или другим подобным предметом жидкость, пролитую на скатерть (или на другую одежду), необходимо остерегаться нажима на скатерть, так как при этом совершается выжимание. И не имеет значения, какая жидкость пролита, ведь мы уже писали выше (в п.7), что запрещено выжимать как очищающие, так и неочищающие жидкости, например, красное вино и т.п.

В случаях, когда разрешено мыть тело в Шаббат, делать это можно только рукой, но не тканью. Это запрещено не только, когда собираются смочить ткань, чем нарушается запрет замачивания одежды. Даже заранее намоченной тканью нельзя мыться, так как при этом с легкостью можно совершить выжимание, когда прижимают ткань к телу. И не имеет значения, умываются ли водой или намазываются маслом (так часто намазывают детей), так как и в случае одежды, пропитанной маслом, возможно выжимание. Более того, здесь можно нарушить запрет Торы, так как удобно использовать именно выжимаемую из ткани жидкость. И не имеет значения, моются тканью, ватой или даже бумагой, так как ко всем этим случаям относится запрет выжимания (производной молотьбы).

10. Размещение влажной одежды рядом с огнем

Запрещено располагать в Шаббат одежду рядом с огнем в месте, где она может нагреться до температуры яд соледет бо. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы не класть в Шаббат на горячую батарею (радиатор) влажные (даже слегка) предметы одежды. Причина этого: при нагревании воды, впитавшейся в одежду, нарушают запрет варки. Ясно отсюда, что запрет распространяется только на влажную одежду. Совершенно сухую одежду разрешается поместить на батарею (радиатор), чтобы согреть ее, так как в этом нет запрета варки.

11. Запрет развешивать одежду для сушки

Запрещено развешивать (расстилать) одежду для сушки (даже чтобы она высохла сама, без обогревательных приборов) таким образом, как это делается в будни. В самом развешивании нет никаких действий, которые необходимо запретить из-за выжимания, но все же наши мудрецы посчитали необходимым установить гзеру, запрещающую делать это в Шаббат, так как опасались, что человек, видящий развешивание влажной одежды, подумает, что ее постирали в Шаббат. И даже в своей комнате, где никто не может видеть, это также запрещено, так как мудрецы не поставили запрет в зависимость от места развешивания. То есть, все, что запретили мудрецы из-за маръит айин (создания у зрителя ложного впечатления в отношении запрета Торы), они запретили даже в самых скрытых от посторонних глаз местах.

Гзера запрещает сушить белье – только теми способами и в тех местах, как это принято в будни. Но на другие способы гзера не распространяется, так как нет опасения, что окружающие посчитают одежду постиранной в Шаббат. Поэтому разрешается положить мокрую одежду, не расправляя ее при этом, на стул и подобные ему предметы. И также намоченную дождем одежду разрешается повесить на ее место в шкафу, даже если при этом имеют в виду высушить ее там. Причина подобных разрешений в том, что в будни не принято обращаться так с только что стираной одеждой, поэтому никто не станет подозревать, что одежда постирана в Шаббат. По этой причине, возможно, разрешено сушить одежду, которую обычно никогда не стирают, как например, большинство верхней одежды (пальто, шуба), поскольку нет опасения, что люди могут подумать, что их постирали в Шаббат.

Запрет развешивать в Шаббат одежду для сушки не зависит от количества воды, попавшей на данную одежду; устрожают даже в том случае, когда на одежду попало немного воды. Все сказанное касается самого Шаббата. Однако если одежду развесили (разостлали) на просушку до начала Шаббата, нет необходимости убирать ее с наступлением Шаббата. Более того, разрешается изначально развешивать одежду для просушки непосредственно перед началом Шаббата, несмотря на то, что она будет висеть и в сам Шаббат, так как установили гзера только на развешивание (расстилание) в сам Шаббат.

12. Чистка одежды

В запрет отбеливания включена сухая чистка одежды, если от этого одежда приобретает вид освеженной и красивой. Каков закон при попадании пыли на новую одежду (черного или подобного ему цвета), отличающуюся еще новизной и чистотой (то есть, когда следят за тем, чтобы данная одежда оставалась безукоризненно чистой; очевидно, сюда же следует отнести и старую одежду, обновленную чисткой)? Запрещено удалять эту пыль, так как мудрецы установили, что посредством улучшения одежды чисткой совершается процесс отбеливания. Относительно же старой (или светлой) одежды запрет зависит от способа снятия пыли: если одежда при этом становится красивее и выглядит начищенной, это запрещено во всех видах одежды, если же желают только удалить пыль, это разрешено. (Разрешение дать нееврею почистить одежду следует выяснить у раввина.)

Таков же закон и при попадании росы на одежду: и в этом случае разделяют между новой и старой одеждой и т.п. Так, с новой одежды запрещено стряхивать росу.

Все это касается грязи, подобной пыли, то есть такой, которая при попадании на одежду проникает вглубь, и тогда чистка подобна отбеливанию. Если же речь идет о более крупных элементах, например, перьях, которые остаются на поверхности одежды, нет запрета удалять их, так как это непохоже на отбеливание. И поэтому при попадании снега на одежду, все время, пока он не растаял, можно его стряхнуть, так как он не проникает внутрь одежды. Но после того как он растаял, к нему надо относится как к росе, о которой упоминалось выше. Так как бывает трудно определить, начал ли снег уже таять, желательно всегда стряхивать его очень аккуратно. Часто снег уже немного подтаял, но это незаметно; при слабом же встряхивании можно быть уверенным, что упадет только еще не растаявший снег.

В случае, когда на одежду упала еда и испачкала ее, действует такой же закон, как при попадании пыли на одежду. И, как было уже сказано про пыль, запрещено убирать ее таким образом, что при этом украшается и очищается одежда, то есть, если после этого не остается следов грязи. Так как убирающий грязь в таком случае намеревается очистить и украсить одежду, его действие полностью соответствует определению отбеливания. Если одежду испачкала влажная грязь, необходимо быть осторожным при снятии ее с одежды, чтобы не нажать на нее и не нарушить запрета выжимания. А в том случае, когда можно снять или соскрести сухую грязь, необходимо делать это осторожно из-за вероятности совершения запрещенной мелахи помола (при размельчении грязи) при снятии грязи с одежды.

Во всех случаях, когда разрешается снимать пыль с одежды, нельзя тереть при этом одну часть одежды о другую. Также принято делать это не щеткой, а рукой или тряпкой (не предназначенной специально для этого). Все же, вероятно, можно разрешить стряхнуть крошки со стола в Шаббат щеткой, специально предназначенной для чистки стола в Шаббат.

К чистке относится и глаженье, которое также улучшает вид одежды. (Законы чистки обуви см. ниже в главе, посвященной обработке кожи.)

13. Складывание одежды

Мудрецы запретили складывать в Шаббат одежду по первоначальным складкам, посчитав, что это выглядит как метакен – изменение к лучшему. Речь идет только о случае, когда есть другая одежда для Шаббата, возможно, даже немного хуже той, которую хотят сложить. Но если таковой нет, разрешили складывать по первоначальным складкам при выполнении следующих условий:

(А) если одежда новая, ни разу не стиранная – в таком случае складывание не считается «улучшением». Необходимо знать, что новая одежда часто продается, будучи уже раз постиранной на фабрике: в таком случае она считается старой в отношении данного условия;

(Б) если одежда белая – при складывании цветной одежды больше проявляется «улучшение»;

(В) если только один человек складывает одежду, держа ее в руках. То есть, никто ему в этом не помогает, а также он даже частично не кладет при этом одежду на стол, скамейку и т.п., так как в противном случае при складывании одежды расправляются мятые места, что выглядит как «исправление изделия».

Из сказанного вытекает, что в Шаббат не складывают талит по первоначальным складкам.

Редакция Беерот Ицхак выражает глубокую признательность раву Цви Вассерману и издательству «Швут Ами» за право пользоваться их переводом книги «Законы Шаббата в кратком изложении» на русский язык.


http://www.beerot.ru/?p=11223