Законы Шаббата рава Позена 12 — Глава 13 — Помол (тохен)

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1895

1. Сущность мелахи

После того как из зерна выбрали мелкие камушки, его отправляют на помол. В Мишкане тоже выполняли эту мелаху, когда нужно было перемолоть зерна растений, из которых изготовляли краску для тканей. Человек виновен [т.е. нарушает закон Торы, и если сделал это – обязан принести грехоочистительную жертву] не только за помол, похожий на помол зерен и семян, в результате которого они распадаются на множество отдельных кусочков (например, толчение и растирание пряных трав). Но и нарезание овощей, например, лука, на очень мелкие кусочки входит в определение мелахи помола. Если разминают плод, например, яблоки или картошку, на кусочки, даже остающиеся единой массой, перед тем как их собираются варить, то также совершают мелаху помола. Однако после того как они хорошо разварились, запрета помола не существует. Разминание бананов также считается помолом.

2. Определения мелахи

Не во всех случаях мы можем говорить о совершении мелахи помола, и вот ее определения:

а) Растущее из земли

Мелаха помола относится лишь к тому, что растет из земли или добывается из земли подобно соли, глинозему, вкраплениям золота или рудам других металлов. Также запрещается пилить дрова для получения опилок. Но по отношению к тому, что не растет из земли и не добывается из нее, например, яйцам, мясу, сыру и т.п., нет запрета помола. Тем не менее, и эту категорию предметов не разрешили молоть любыми способами (см. ниже п.3).

б) Непосредственно перед трапезой

Как и в случае с мелахой отбора, о которой мы писали выше, имеет значение способ выполнения мелахи: производится ли она обычным для этой мелахи способом или в процессе еды. Как там, так и здесь разрешено делать эту мелаху непосредственно перед едой без использования инструментов, специально предназначенных для ее выполнения в будни. Хотя основной смысл закона таков, тем не менее, поскольку есть авторитеты, не проводящие этого различия и говорящие, что размалывающий непосредственно перед едой совершает мелаху помола, поским (законоучители) рекомендовали, что изначально следует соблюсти все мнения и не пользоваться разрешением молоть перед трапезой. Некоторые мудрецы добавляют, что даже те, кто разрешают молоть перед трапезой, относят это облегчение к самой еде, но не к приправам (пряностям и т.п.), для которых нет различия между помолом задолго до трапезы и помолом перед самой трапезой. (Некоторые устрожают еще больше и разрешают перед едой только нарезать на мелкие кусочки. Однако в продуктах, которые растирают до такого состояния, что они превращаются в единую массу, например, банан, не делают различия между приготовлением заранее и приготовлением перед трапезой.) [Прим. ред. Принятый практический вывод вкратце таков: разрешено порезать на кусочки, большие, чем обычно, непосредственно перед трапезой.]

в) Нет помола после помола

На то, что однажды уже перемололи, даже если кусочки вновь соединились вместе, не распространяется запрет помола.

г) Изменение

Для других мелахот не имеет значения то, каким способом они выполнены: обычным или измененным, так как если даже при этом не действует запрет Торы, то все-таки продолжает действовать запрет мудрецов. Но мелаху помола разрешили производить для нужд еды измененным способом. См. ниже подробное разъяснение каждого пункта.

3. Как в будни 

Даже то, к чему не относится понятие помола, мудрецы не разрешили измельчать предназначенным для этого в будни инструментом. Смысл запрета – увда дэхоль (будничное занятие). По этой причине во всех случаях, когда разрешили молоть, например, уже смолотое однажды, или продукты нерастительного происхождения, или непосредственно перед трапезой (здесь пользование специальными инструментами запрещено самой Торой), нельзя использовать те инструменты, которыми мелют в будни.

4. Продукты нерастительного происхождения

Таким образом, разрешено разминать сыр, нарезать мясо и яйца на мелкие кусочки, так как это продукты нерастительного происхождения, но нельзя использовать специально предназначенные для этого инструменты. Так, запрещено натирать сыр на терке, нарезать мясо и яйца специально предназначенным для этого большим ножом и т.п.

5. Непосредственно перед едой

Мы уже говорили о том, что лучше всего не пользоваться разрешением «непосредственно перед едой», так как многие комментаторы не делают различия между «перед едой» и «задолго до еды». Поэтому при нарезании лука утром в Шаббат для ближайшей трапезы правильно стараться не резать его мелко-мелко, а оставить кусочки достаточно крупными, чтобы не нарушить запрет помола. Тем не менее, постфактум, если возникнет особая необходимость нарезать тоненькими ломтиками перед едой, то есть мнение, на которое можно положиться. Как и для мелахи отбора, так и здесь, в помоле, «непосредственно перед едой» – это время выхода молящихся из синагоги.

Как уже обсуждалось, Тора запрещает готовить при помощи специальных ножей и других инструментов, используемых в будни, поэтому следует проявлять повышенную осторожность, чтобы не использовать их при приготовлении еды. При толчении перца и других продуктов, которые предназначены не для самостоятельного употребления, а только для того, чтобы улучшить вкус еды, следует быть особо осторожным даже непосредственно перед трапезой, и поэтому при их приготовлении необходимо делать двойное изменение, т.е. толочь рукояткой ножа и на столе (а не в ступке).

При растирании банана, яблок, вареной картошки (вареного яблока) и других подобных продуктов, нет иного пути, как только делать это непосредственно перед едой в соответствии с разрешением, которое мы обсуждали выше. Мы уже упоминали ранее, что некоторые комментаторы обязывают всегда совершать такие мелахот посредством изменения (шинуй). Далее будет разбираться, какие изменения считаются достаточными.

6. Нет помола после помола 

Разрешено разламывать на кусочки хлеб, печенье, мацу, даже если эти кусочки очень маленькие, так как мука, из которой все это выпечено, однажды уже была смолота, и дополнительное измельчение не считается помолом. Но и в данном случае нельзя пользоваться специальным инструментом, предназначенным для перемалывания. (Тем не менее, и здесь некоторые устрожают и рекомендуют молоть только непосредственно перед едой).

7. Измененный способ

Несмотря на то, что разрешено молоть для еды измененными способами, разрешены только те из них, которые изменяют форму мелахи по сути, то есть такие, которыми не пользуются в будни, так как они неудобны. Изменение места, например, не является достаточным изменением. Но можно мелко нарезать яблоко вилкой или ножом, размять банан или картошку обратной стороной вилки или ложки, – в будни так не делают из-за неудобства, поэтому это является достаточным изменением. Совершать эту мелаху обычным способом, но на столе (а не в посуде), не считается достаточным изменением. Но, как уже было упомянуто, некоторые авторитеты разрешают при необходимости делать эту мелаху непосредственно перед трапезой даже без изменений. Поэтому в случае нужды следует спросить раввина.

8. Растирание трав 

Наши мудрецы запретили заниматься лечением в Шаббат (кроме разрешенных особо случаев: болезнь и т.п.), чтобы не пришли к растиранию специй и трав, совершая, тем самым, мелаху помола. См. ниже главу 44, посвященную проблемам лечения в Шаббат.


http://www.beerot.ru/?p=6948