Законы о злоязычии (лашон а-ра) — Запрет сплетен – рехилут — Часть 5

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

652

Глава 9

О случаях, когда нет запрета рехилут; о том, какие условия необходимы для того, чтобы было разрешено говорить

1.   Если кому-то стало известно, что некто собирается вести общее дело с другим человеком, и он считает, что это может нанести этому другому человеку ущерб – обязан предупредить его об этом. Для того чтобы эту информацию было разрешено передать, необходимо, чтобы выполнялись пять условий:

а) Следует выяснить, действительно ли сотрудничество нежелательно.

б) Предостерегая, не преувеличивать опасность, не изображать её большей, чем она является в действительности.

в) Рассказывать разрешено только с целью помочь и только в том случае, если передача информации принесёт реальную пользу.

г) Рассказывать разрешено, только если того же результата нельзя добиться иным способом. Если желаемого результата можно добиться, не передавая негативную информацию о потенциальном компаньоне, следует предпочесть этот второй способ.

д) Рассказывать разрешено, только чтобы предостеречь от совместной деятельности – если из-за этого сообщения потенциальному компаньону не будет причинено зло. И даже если вред, причинённый компаньону, не будет больше того наказания, которое назначил бы ему раввинский суд. Тем более – если это повлечёт за собой ущерб, превышающий тот, что полагается этому человеку по закону Торы.

Все условия, которые должны выполняться, когда предупреждают о компаньоне, должны выполняться и когда речь идёт о шидухе – знакомстве с целью заключения брака. Однако следует уточнить некоторые моменты, специфичные именно для шидуха.

а) Сообщать разрешено (и, соответственно, необходимо) только об очень серьёзных проблемах: болезнь, апикорсут (отрицание основ веры) потенциального жениха, несоблюдение норм скромности потенциальной невестой. И, разумеется, при соблюдении условий, перечисленных выше. Причём если о болезни стало известно со слов других людей, разрешено предупредить другую сторону только в том случае, если эта «другая сторона» не станет принимать никаких решений, не проверив, насколько полученная информация истинна. Если человек услышал от других, что жених апикорос или в семье невесты нарушают принятые нормы скромности, необходимо поставить другую сторону в известность. Но рассказчик должен при этом подчеркнуть, что слышал это от других, а сам не проверял, и другой стороне надо будет проверить, истинна ли эта информация.

б) Если человеку известно, что отец потенциальной невесты не выполнит данных жениху обязательств в том, что касается приданого или других вопросов, связанных с материальной стороной дела – обязан сообщить об этом предполагаемому жениху. В этом случае должно соблюдаться ещё несколько условий, кроме всех приведённых выше. Необходимо, чтобы у рассказчика были веские причины опасаться, что обязательства не будут выполнены: либо речь идёт о человеке, который обычно не выполняет принятые на себя обязательства, либо у него нет возможности их выполнить. Рассказчик также должен быть уверен в том, что для жениха это принципиально, и если бы он знал, что обязательства не будут выполнены, он не согласился бы на этот шидух. В противном случае запрещено сообщать жениху об этом. Ещё одно ограничение: рассказчик должен быть уверен в том, что сторона жениха выполнит все взятые на себя обязательства. В противном случае запрещено предупреждать жениха о грозящем ему ущербе. После того, как шидух состоялся и было принято решение о свадьбе, рассказать жениху о том, что отец невесты не выполнит своих обязательств, можно только в том случае, если жених, узнав об этом, примет меры для предотвращения ущерба, но не станет отменять свадьбу и/или предпринимать какие-либо шаги, направленные против будущего тестя.

2. Если человек слышал, как некто грозился избить ближнего или повредить его имущество, причём известно, что он может на самом деле сделать это, а не просто угрожает, и порицать и уговаривать его не имеет смысла, разрешено сообщить ближнему о его планах – учитывая условия, приведённые выше. Кроме того, рассказать об этом разрешено, только если это принесёт реальную пользу ближнему, например, тот примет меры безопасности, чтобы предотвратить ущерб. Но если рассказ вызовет только гнев и вражду, но не повлечёт за собой конкретных действий, рассказывать запрещено.

3. Обязанность предупредить ближнего о грозящем ему ущербе существует только в том случае, если сделка ещё не заключена. Когда договор уже подписан, и эти люди официально являются компаньонами, закон иной. Рассказать ближнему об опасности, грозящей ему со стороны компаньона, разрешено только для того, чтобы помочь ближнему не лишиться своего, но не для того, чтобы он расторг контракт. Т.к. после того, как сделка заключена, раввинский суд не может вынести постановление её расторгнуть, опираясь на заявление одного свидетеля, а рассказывать то, что может вызвать действия, которые не были бы санкционированы раввинским судом, запрещено. Однако если тех, кто знает, что компаньон является мошенником, двое (очевидцев), и их заявление в суде имеет силу, достаточную для того, чтобы по их показаниям было принято решение о расторжении контракта – представляется, что им разрешено рассказать ближнему о грозящем ему уроне. Даже если это приведёт к разрыву контракта. Но необходимо, чтобы при этом выполнялись и другие условия, приведённые выше.

4. Даже если очевидцев двое, им разрешено рассказать ближнему о грозящем ему ущербе, только если для того, чтобы разорвать контракт, он обратится в раввинский суд и поступит согласно решению суда. Если же есть подозрение, что он самостоятельно расторгнет сделку, не получив на это согласия раввинов, сообщать ему о грозящем уроне запрещено, т.к. в этом случае рассказчик способствует тому, чтобы человек совершил нарушение – прервал контракт без согласия раввинского суда.

5. В соответствии с приведёнными выше правилами, разрешено сообщить ближнему о том, что некто обворовал его или причинил ему вред.

6. Если соблюдены все условия, то не просто разрешено предупредить ближнего о грозящем или причинённом ему ущербе, но и необходимо (существует обязанность) поставить его в известность – даже если он сам не расспрашивал об этом и не наводил справки.

7. Все перечисленные условия должны наличествовать не только для того, чтобы было разрешено предупредить человека, которому грозит ущерб или который уже пострадал, но и когда нужно рассказать об этом другим ради пользы дела. Иначе происходит нарушение законов рехилут, т.к. информация может дойти до пострадавшего.

8. Если человек видит, что продавец собирается значительно завысить цену товара, ему разрешено – при соблюдении перечисленных условий – предостеречь покупателя, чтобы тот не стал жертвой обмана. Если сделка уже состоялась, и только после этого стало известно, что покупателя обманули, закон следующий. Если согласно законам Торы невозможно обязать продавца возместить убыток, запрещено рассказывать пострадавшему о том, что произошло, даже если тот об этом просит. Если же закон Торы на стороне покупателя, то разрешено сообщить ему о мошенничестве продавца. Но для этого – и в том случае, когда товар ещё не был приобретён – должны соблюдаться следующие условия:

а) Рассказчик не должен преувеличивать тяжесть нарушения.

б) Рассказчик не должен радоваться позору продавца; ему следует передать эту информацию покупателю только ради торжества добра и справедливости, т.е. ради того, чтобы пострадавший смог вернуть потери, попросить о помощи. Если же пострадавший известен как человек, который не пойдёт в раввинский суд и не станет просить о помощи – запрещено сообщать ему о мошенничестве, т.к. никакой пользы это не принесёт.

в) Прежде чем рассказывать пострадавшему об обмане, следует попытаться уговорить продавца возместить покупателю ущерб.

г) Если пострадавшему можно помочь, не сообщая ему о случившемся, следует предпочесть этот путь и не говорить дурное о продавце.

е) Сообщить покупателю об обмане разрешено только в том случае, если он не станет называть продавцу имени человека, который ему сообщил о том, что товар не стоит заплаченных денег. Если пострадавшего попросили не называть продавцу имени рассказчика и тот, скорее всего, выполнит просьбу, следует сообщить пострадавшему об обмане.

9. Ещё одно непреложное условие для того, чтобы было разрешено сообщить пострадавшему, что он стал жертвой обмана – уверенность в том, что тот обратится в раввинский суд для решения вопроса. Если есть опасение, что пострадавший предпочтёт самосуд, запрещено сообщать ему об обмане по двум причинам: это будет нарушением запрета рехилут и спровоцирует пострадавшего совершить самосуд. Нарушения запрета рехилут можно избежать, если рассказчиков не менее двух, т.е. у них есть законное право выступить в раввинском суде в качестве свидетелей, и если они были очевидцами обмана, а также при условии, что в отношении продавца не будут приняты меры более строгие, чем назначил бы раввинский суд. А вот со вторым запретом – способствовать нарушению закона – не помогут никакие условия.

10. Если согласно закону запрещено сообщать человеку о том, что ему был причинён вред, это запрещено и тогда, когда пострадавший пытается сам выяснить, что произошло, и спрашивает об этом. Если пострадавший подозревает кого-то, можно только ответить, что тот человек мошенничества не совершал, но не называть имени того, кто совершил его на самом деле.

11. Если покупатель выбрал товар и договорился с продавцом, чтобы тот отложил его, пока покупатель не принесёт деньги, а тем временем другой покупатель уговорил продавца продать этот товар ему и заплатил за него, продавцу запрещено сообщать первому покупателю имя второго. Это запрещено, даже если продавец не говорит, что второй покупатель уговорил его продать товар. Он может только сказать, что продал этот товар кому-то по ошибке.

12. Существует запрет Торы давать ближнему дурные советы. Поэтому запрещено рекомендовать кому-либо в качестве делового партнёра или спутника жизни неподходящую для этого кандидатуру.

Редакция «Беерот Ицхак» благодарит рава Лейба-Нахмана Злотника и рава Натана Мелера (издательство «Шеарим») за право пользоваться переводом книги «Орхот Лашон», готовящейся к выпуску на русском языке под названием «Слово – золото: книга о полезной и вредной речи». Желаем, чтобы новая книга нашла путь к сердцам читателей!

http://www.beerot.ru/?p=53634