Пути мира и добра — Запрет проклинать

Дата: | Автор материала: Рав Ицхак Сильвер

1849

Запрет проклинать

1. В Торе (Ваикра, 19) написано: «Не проклинай глухого». Почему говорится о глухом? Мудрецы объясняют, что запрет проклинать другого человека нарушается, даже если тот ничего не слышит. Запрещено проклинать другого, даже если он находится далеко и не слышит вас, и тем более, если он слышит.

Этот запрет не ограничен временем или местом, и распространяется как на мужчин, так и на женщин. Необходимо также уведомить детей о данном запрете.

Тот, кто проклял другого человека намеренно и при свидетелях, во времена Храма получал удары плетью. Рамбам пишет, что Тора вводит эту заповедь, чтобы оградить человека от мщения и освободить его от плохой привычки злиться.

Однако, согласно «Сефер а-Хинух», это, в первую очередь, связано с реальным ущербом. Известно, что даже у других народов проклятия относятся к запрещенным или нежелательным действиям. Даже люди, далекие от веры в Творца, знают, что слова имеют большую силу и могут нести в себе благословение или вред. Есть и другая причина: если человек узнает, что его кто-то проклял, он возненавидит его.

2. Запрещено проклинать любого еврея вне зависимости от возраста или положения в обществе, а также самого себя, даже если при этом не произносится Имя Всевышнего.

3. Во времена Санедрина того, кто преступал этот запрет и проклинал другого еврея, несмотря на предупреждение свидетелей, употребляя при этом одно из Имен Бога, карали бичеванием. Имеются в виду не только святые Имена Бога, но и все определения, подразумевающие качества (например, Милосердный или Всемогущий).

4. Тот, кто проклял еврейского судью, нарушил также заповедь «Судей не проклинай». А тот, кто проклял главу Санедрина или еврейского царя, нарушил сразу три запрета: проклял еврея, проклял судью и главу народа. (В книге Шмот сказано: «О судьях не злословь и правителя в народе своем не проклинай».)

Несмотря на то, что судья или глава Санедрина могут простить другому человеку всяческие оскорбления в их адрес, относительно проклятий дело обстоит иначе. Человек получает наказание вне зависимости от того, что чувствует или говорит вторая сторона.

5. Тот, кто проклинает своих родителей, достоин смерти (даже если их уже нет в живых). Но если человек проклял любого другого умершего, несмотря на то, что был нарушен запрет Торы, он не наказывается бичеванием.

6. Тот, кто проклял группу людей, целый город или даже весь народ Израиля, тоже нарушил запрет Торы.

7. Есть слова и выражения, которые несут в себе отрицательную нагрузку, но не всегда считаются проклятиями. Например, слово арур (проклятый) иногда означает проклятие, например: «Арур он Всевышнему», а иногда – клятву или нидуй (отлучение) и не является проклятием.

8. Запрещено также говорить в форме, скрывающей в себе проклятие. Например: «Пусть не будет у него благословения» или «Да не благословит его Господь», (однако в данном случае нарушитель не наказывается бичеванием). Нельзя также говорить: «Пусть воздаст ему Бог за все, что он сделал» или «Всевышний не поможет тебе в этом».

9. Запрещено попусту произносить одно из Имен Всевышнего, но, тем не менее, когда вы слышите, что какой-то еврей упомянул священное Имя с целью проклясть ближнего, нужно обратиться к нему и попросить остановиться (даже если предложение не будет закончено), поскольку запрет проклинать считается более серьезным.

10. Запрет проклинать главным образом касается евреев, соблюдающих традиции. Это учат из отрывка: «Наси (главу народа) в твоем народе не проклинай». Речь идет о тех, кто из «твоего народа», то есть ведет себя также и следует тем же законам. Следовательно, нет запрета проклинать злодея или преступника, даже если тот еврей. (Еврей, который не знаком с заповедями и запретами Торы, по мнению многих авторитетов, не считается злодеем).

11. Нет запрета проклинать того, кто не следует постановлениям суда, или нарушителей закона, которые никого не готовы слушать.

Из книги рава И. Сильвера «Пути мира и добра».


http://www.beerot.ru/?p=40178