Благословение на деревья

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1138
Во время весеннего цветения, начиная с новомесячья нисана, сыны Израиля выходят в места, где растут плодовые деревья, и благословляют Всевышнего за милосердие, которое Он изливает на них, даря им прекрасные творения и чудесные деревья для наслаждения.

В ашкеназских общинах принято произносить: «Благословен Ты, Г-сподь Бог наш, Царь вселенной, который в мире своём не допустил никакого недостатка и сотворил творения прекрасные и деревья прекрасные, чтобы они доставляли удовольствие людям».

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁלֹּא חִסַּר בְּעוֹלָמוֹ כְּלוּם, וּבָרָא בוֹ בְּרִיּוֹת טוֹבוֹת וְאִילָנוֹת טוֹבוֹת, לְהָנּוֹת בָּהֶם בְּנֵי אָדָם

Представители сефардских общин предваряют благословение очень красивыми молитвами, причём каждому месту свойственен свой порядок. Некоторые устраивают специальное изучение Письменной и Устной Торы и говорят Кадиш. Текст благословения в одних общинах такой же, как у ашкеназов, только с прибавлением к фразе «и деревья прекрасные» слов «и красивые»; в других местах сефарды опускают фразу «творения прекрасные».

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁלֹּא חִסֵּר בְּעוֹלָמוֹ כְּלוּם, וּבָרָא בוֹ בְּרִיּוֹת טוֹבוֹת וְאִילָנוֹת טוֹבוֹת וְנָאוֹת, לִיהָנוֹת בָּהֶן בְּנֵי הָאָדָם

בָּרוּךְ אַתָּה ה’ אֱלֹקֵינוּ מֶלֶךְ הָעוֹלָם, שֶׁלֹּא חִסֵּר בְּעוֹלָמוֹ כְּלוּם, וּבָרָא בוֹ אִילָנוֹת טוֹבוֹת, לִיהָנוֹת בָּהֶן בְּנֵי אָדָם

Благословение на прекрасные творения и деревья произносится раз в год. В Израиле цветение деревьев в основном приходится на весну. Согласно закону, разрешено произнести это благословение уже в месяце адар, однако принято произносить его именно в месяц нисан, даже в високосные годы, когда месяц адар удваивается и цветение начинается ещё до наступления нисана. Исходя из общего правила, гласящего, что заповеди следует исполнять при первой же возможности, благословение, о котором идет речь, желательно произнести утром новомесечья нисан.

Если месяц нисан завершился, а вы все еще не благословили, то постфактум разрешено произнести благословение с упоминанием имени Творца и в ияре, но только при условии, что ещё не успели вырасти новые плоды. Даже тот, кто благословил в ияре, в следующем году должен благословить в нисане, так как время произношения благословения связано не с годичным или двенадцатимесячным циклом, а с установленным для этого временем – месяцем нисан.

В странах, где цветение деревьев приходится на другое время года, благословляют в тот сезон, когда происходит цветение. Тот, кто произнёс благословение в нисане, если в тот же год попадет в страну, где цветение происходит позже, не благословляет вторично. Верно и обратное: тот, кто благословил за пределами земли Израиля, а после наступления месяца тишрей вернулся в Израиль, не благословляет в нисане, так как это благословение произносится только раз в год, а в этом году он его уже произнёс.

Желательно благословить сразу, как только увидели цветущие деревья. В случае если этого не сделали, разрешено произнести благословение в следующий раз, когда опять увидят цветение.

Согласно закону, разрешено произнести это благословение в Шабат и в Йом-Тов, хотя есть общины, где стараются этого не делать. Если для того чтобы успеть благословить в нисане, нужно это сделать именно в Шабат, то, согласно всем обычаям, благословляют в Шабат.

Благословляют именно на деревья, а не на другие виды растений. Деревом считается такой представитель флоры, листья которого выходят из ветвей, а не из корня и не из ствола. Если речь идёт о плодоносных культурах, особенностью дерева является то, что его плоды растут из года в год и их не нужно сажать каждый год заново. Деревья обычно достаточно высоки. Они не начинают плодоносить в год посадки. Деревья, как правило, растут, развиваются и крепнут из года в год. Те виды растений, которые отмирают ранее, чем через три года после посадки, не считаются деревьями.

Предпочтительно благословлять на деревья, которые растут в полях и садах, но, согласно букве закона, можно благословить и на те, что растут в черте города. Благословляют на растущие деревья. А на выкорчеванные или спиленные растения благословлять не следует, даже если они еще свежи и цветут. На дерево, растущее в кадке, разрешено благословлять. Однако если кадка находится в доме, изначально не благословляют.

Благословляют исключительно на деревья, которые плодоносят, и плоды которых пригодны в еду, даже если эти деревья посадили для других целей и не собираются пользоваться плодами. На деревья неплодоносящие или на те, плоды которых не пригодны в пищу, даже если их используют для других целей, как, например, для приготовления лекарств, изготовления краски или в качестве корма для животных, не благословляют.

Изначально следует благословлять на особо красивые деревья с яркими цветами. Поэтому некоторые предпочитают благословлять именно на миндалевые и гранатовые деревья, цветение которых особенно прекрасно. Желательно успеть благословить на дерево, пока не опали его цветы. Постфактум, пока плод не созреет и не станет пригоден в пищу, благословляют с упоминанием имени Творца. Если же плод поспел, а других деревьев, на которые можно благословить, уже нет, произносят благословение, не упоминая имени Б-га.

Благословлять можно как днём, так и ночью, но при условии, что место освещено и деревья отчётливо видны. В облачный или туманный день также разрешено благословить, если деревья хорошо видны.

Благословляют после того, как увидели цветы. Мудрецы не установили определённое расстояние, с которого следует видеть деревья, для того чтобы на них благословить. Всё зависит от того, насколько человеку видны цветы. Видеть их необходимо только перед благословением. Произнося благословение и молитвы, можно отвернуться, закрыть глаза или смотреть в молитвенник.

Разрешено благословить на деревья, которые человек видит через бинокль или в подзорную трубу. На отражение в зеркале не благословляют. Человек, который видит только с помощью очков, благословляет. Ослепший на оба глаза может послушать, как благословляет зрячий и ответить «амен» на его благословение.

Изначально следует видеть дерево полностью, но если такой возможности не представляется, то можно благословить, даже когда видна только одна из его цветущих ветвей. Разрешено изначально благословлять, находясь в помещении, автомобиле, на теплоходе и т. п., если деревья отчетливо видны с балкона, из окна или с палубы, и нет обязанности выходить из дому или из автомобиля, чтобы приблизиться к деревьям. Изначально следует произнести данное благословение стоя.

Заповедь благословлять на деревья обязаны исполнять как мужчины, так и женщины. Принято приучать к этой заповеди детей. Юноше, которому в нисане исполнится 13 лет, и у него появится обязательство исполнять заповеди, следует постараться не встречать цветущие деревья до этого времени. Однако если он их увидел, то должен благословить и не ждать наступления совершеннолетия. Это верно и в отношении девушки, которой в нисане исполняется 12 лет.

Человек, подверженный аллергии на цветение деревьев, также благословляет на них, т. к. он получает удовольствие от плодов, которые эти деревья приносят.

Произнести благословение на деревья разрешено в одиночестве, хотя желательно сделать это вместе с общиной. Причём, чем больше количество благословляющих вместе, тем лучше.

Согласно букве закона, разрешено благословлять на одиночное дерево, но предпочтительно, чтобы деревьев было два или более. Желательно, чтобы деревья были разных видов. Согласно Каббале, благословлять следует на деревья, принадлежащие именно еврею.

Поскольку данное благословение произносят на улице, необходимо проследить за тем, чтобы место было чистым и пригодным для произношения святых текстов. Следует обратить внимание на следующие факторы: нет ли вблизи канализации, помойки, уборной, испражнений, навоза и т. п. Должны быть соблюдены и другие условия, необходимые для произношения благословений: чтобы одежда, тело и руки были чистыми, чтобы сам благословляющий и окружающие его люди были прилично одеты, и тому подобное.

Существует ряд законов Торы в отношении посадки деревьев. На деревья, которые были посажены или выращены вразрез с законами, иногда запрещено благословлять. Упомянем вкратце некоторые запреты.

Килаим – запрещённые виды скрещивания двух или нескольких культур.

Культовые, т. е. идолопоклоннические деревья.

Деревья, растущие на Храмовой Горе и на кладбище (еврейском или нееврейском).

Существуют и другие, более редко встречающиеся запреты. В каждом конкретном случае следует обратиться к раввину за выяснением закона, разрешено ли благословлять на то или иное дерево.

Разрешено благословлять на деревья, принадлежащие другим людям или муниципалитету, не спрашивая разрешения, при условии, что не будут заходить на чужую территорию.

В книге «Михтав ми-Элияу» рав Элияу Деслер пишет, что Всевышний создал удовольствия для того, чтобы человек, исполнившись чувством благодарности, благословил Творца от всего сердца. Благословить – это увидеть Создателя сердцем.

Рав Хаим Фридлендер, духовный наставник нескольких ешив и всего нашего поколения, говорит, что благословения, направленные на восхваление и благодарение Творцу, можно произносить только если они исходят из сердца, а не только подсказаны разумом и холодным расчётом. Согласно этому, можно догадаться, почему великий Стайплер, рабби Яков Исраэль Каневский говорил, что благословение на деревья – это великое средство для богобоязненности. Вот что пишет Хазон Иш в книге «Эмуна у-Витахон»: «Человеческая жизнь поддерживается пищей, которая постоянно освежает кровь в организме. Для этого созданы злаковые, и плоды виноградной лозы, и оливковое масло, и растения, и деревья, дарящие плоды бесчисленных видов. Каждый из них наполнен разнообразными жизненными энергиями, специально предназначенными для пищи человека, чтобы дать ему здоровье, укрепить кости и оживить душевные силы на земле. Человечество постоянно обогащает свои знания о чудесной мудрости, заложенной в строении каждого из растений, и свидетельствующей об их Создателе, разум Которого не дано постичь».

Рамбам пишет (Яд а-Хазака, гл.2 из основ Торы, пункт 2): «В час, когда человек задумается о Его чудесных деяниях и творениях и увидит в них безграничный разум, сразу возлюбит, и превознесёт, и возвеличит (Создателя), и наполнится величайшим вожделением познать Великого Творца».


http://www.beerot.ru/?p=53469