Законы поведения в момент опасности и после него

Законы поведения в момент опасности и после него

Рав Ицхак Зильберштейн

Когда объявляется ракетная тревога и есть 90 секунд или менее, чтобы войти в защищенное пространство, следует подчиняться указаниям и действовать в соответствии с ними. Но следует отметить, что во время тревоги и после нее есть возможность исполнить четыре заповеди Торы.

1) Утвердить в своем сердце мысль о том, что все – от Всевышнего, благословенно Его имя, и что «у каждой пули есть адрес», и полагаться нужно только на Него. Этим исполняется заповедь Торы, как пишет Рабейну Йона («Шаарей Тшува», 3:32): «”Когда выйдешь на войну против врага своего, и увидишь коней и колесницы, народ многочисленнее тебя, – не бойся их” (Дварим, 20:1). Предупреждает нас (Тора), что когда человек видит, что беда близка, пусть будет мысль о спасении, идущим от Всевышнего в сердце его, и пусть полагается на это, как сказано: “Ведь близко к боящимся Его спасение Его” (Теилим, 85:10), и также сказано: “Кто ты, что боишься человека смертного?” (Йешаяу, 51:12)».

2) В те мгновения, когда слышна сирена, нужно читать Теилим и молиться, чтобы ракета не принесла вреда ни одному еврею, и чтобы ее удалось сбить. И посредством этой молитвы исполняется заповедь Торы.

Объясняют наши мудрецы (Таанит, 2а), что в словах Торы: «И служить Ему всем сердцем вашим» (Дварим, 11:13) «служение сердцем» означает молитву. Пишет Рамбан («Асагот ле-сефер а-мицвот», мицва 5), что речь здесь идет о повелительной заповеди в тот час, когда человек в беде: в такое время он обязан исполнять заповедь Торы молиться Всевышнему о том, чтобы Он спас от беды.

3) В такие моменты следует также размышлять о тшуве – возвращении к Всевышнему, и вот что пишет Рамбам (Тааниёт, 1:1  3): «Повелительная заповедь Торы – кричать и трубить в трубы по поводу каждой беды, которая постигает общину… Это – один из путей тшувы: в час, когда приходит беда: кричать о ней и трубить. И все будут знать, что из-за их дурных дел постигает их зло, как сказано: “Преступления ваши отвели [от вас], и грехи ваши лишили вас блага этого” (Ирмияу, 5:25). И это – то, что отведет от них беду.

Но если не будут кричать и не будут трубить, а скажут: “Это – обычное дело в мире, и беда эта постигла нас случайно”, то поступать так – путь жестокости, и прилепляются на нем люди к своим дурным делам. И присоединятся к той беде другие беды, как сказано об этом в Торе (Ваикра, 26:2728): “И ходить будете со Мною случайно. И Я пойду с вами во гневе – по случаю”. Это означает: когда Я наведу на вас беду, чтобы вы вернулись ко Мне, то если вы скажете, что это случайность – добавлю вам эту “случайность” в гневе» [гнев – за то, что видят не правление Всевышнего, а случайность].

4) После того, как ракета будет сбита или упадет в открытом месте, не причинив вреда, нужно исполнить другую повелительную заповедь: поблагодарить Всевышнего за Его великие милости. И так написано в «Шеилтот» (респонсы р. А-Хай Гаона [Вавилон, эпоха после составления Талмуда], гл. Ваишлах, шеилта 26): «дом Израиля обязан благодарить и восхвалять Всевышнего в то время, когда для него происходят чудеса, как сказано: “Славьте Г-спода, все народы, восхваляйте Его, все племена, ибо умножил Он для нас милость Свою”. Из-за того, что “умножил Он для нас милость Свою”, должны “славить Г-спода все народы”? Но только вот что сказало здесь [Писание]: “Славьте Г-спода, все народы” – за то, что Он делает для них; и тем более – мы [должны восхвалять Его], ибо “умножил Он для нас милость Свою”».

И еще пишет «Эмек Шеела» (комментарий рава Нафтали Цви Йеуды Берлина – Нацива из Воложина), что это – повелительная заповедь Торы. Учат это по правилу каль ва-хомер – «от легкого к тяжелому» из того, как сыны Израиля пели песнь после того, как вышли из рабства на свободу: если при переходе от рабства к свободе должны были петь, то при переходе от смерти к жизни тем более должны! И это – полноценный [неопровержимый] каль ва-хомер по Торе, и в основе своей обязанность возникает сразу же после того, как свершится чудо [по мнению Хатам Софера (Йоре Дэа, 233) также и в течение года после чуда есть заповедь по Торе делать необходимое в память о нем, но конкретные детали этого устанавливаются по усмотрению мудрецов].

Можно отметить одну интересную вещь: гематрия [сумма числовых значений букв] стиха (Теилим, 35:18): «Благодарить буду Тебя в собрании большом, среди народа многочисленного хвалить буду Тебя» составляет 774 [сейчас у нас 5774-й год].

С согласия редакции «Хай а-амудим», колель «Бейт Давид», Холон.


http://www.beerot.ru/?p=4180