Законы стрижки и бритья

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

14425

В Торе сказано: «Не округляйте (или не уравнивайте) края волосяного покрова голов ваших и не уничтожайте края бород ваших» (Ваикра, 19:27). Заповеди Торы в полной мере невозможно постичь. И все же наши учителя приоткрыли для нас некоторые идеи, кроющиеся в том или ином повелении Торы. Рав Нафтали Цви Йеуда Берлин (Нацив из Воложина) в своем комментарии к Писанию «Эмек а-Давар» (Ваикра, там же) пишет, что в прежние времена важные люди носили бороды и отращивали волосы на висках. Без волос на голове и лице были только рабы, которых хозяин обривал сразу после приобретения для того, чтобы они выглядели молодо. Всевышний пожелал, чтобы избранный Им народ выглядел достойно, и поэтому запретил сбривать бороды и волосы на висках.

Запрет выбривания висков

Под округлением головы, о котором идет речь в Писании, подразумевается выбривание волос с висков (Макот, 20б). Место, с которого запрещено сбривать волосы определяется следующим образом. Если провести условную линию ото лба, где нет волос и до места за ухом, там, где так же не имеется волосяного покрова, то все волосы, которые находятся ниже этой линии и до места, где соединяются нижняя и верхняя челюсти, запрещено сбривать.

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\2.jpg

Согласно ряду комментаторов Талмуда (Рамбам, «Законы об идолопоклонстве», 12:6; Ритва, Швуот 3а), Торой запрещено убирать волосы с висков только в случае, если это происходит посредством бритья. Другие комментаторы Талмуда (Рош, Макот, 3: 2-3; Рабейну Йерухам, «Толдот Адам ве-Хава», 17:5) считают, что волосы с висков запрещено полностью убирать любым способом. Автор кодекса «Шулхан Арух» («Йорэ Деа», 181:3) привел оба мнения и указал, что следует учесть более строгое из них. Поэтому запрещено полностью удалять волосы в указанном месте как с помощью ножниц, так и выщипывая их рукой или пинцетом.

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\11.jpg

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\8.jpg

Стрижка волос на висках разрешена только в случае если все волосы «запретной зоны» окажутся некоторой длины («Биур Агро», 14). Минимальная длина, которую необходимо оставить, подстригая волосы на висках – полсантиметра («Торат Яаков», Макот, стр. 20 от имени рава Й. Ш. Эльяшива).

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\7.jpg

Человек, у которого выпала часть волос, «зону запрета» устанавливает согласно тому, где у него росли волосы до того, как они выпали («Ле-Шхено Тидрешу», стр. 301):

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\3.jpg

Те, кто отращивают на висках длинные волосы – пейсы, могут делать их любой формы, и так, чтобы они начинались с любого места, но при условии, что в «зоне запрета» все волосы останутся как минимум длиной в полсантиметра. Часто случается, что, отрастив пейсы, люди думают, что все в порядке. Однако если при этом были выстрижены волосы «зоны запрета», то закон был нарушен.

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\4.jpg

Пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\5.jpg

Еще один пример, когда оставили длинные пейсы и при этом нарушили запрет Торы:

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\6.jpg

Пользование электрической машинкой для стрижки волос в случае, когда с ее помощью хотят укоротить волосы на висках

Принцип работы машинки для подстригания подобен принципу стрижки с помощью ножниц: волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых стационарный, а второй – двигающийся.

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\10.jpg

Поскольку волосы с висков запрещено состригать, если они станут короче, чем полсантиметра, независимо от способа стрижки, в случае, когда волосы на висках хотят укоротить с помощью машинки для подстригания, необходимо пользоваться специальными насадками, корректирующими длину оставляемых волос. Причем такие насадки одного и того же номера в машинках разных моделей и фирм могут значительно отличаться своими параметрами. Поэтому перед тем, как воспользоваться той или иной насадкой, необходимо быть уверенным в том, что оставляемые после стрижки волосы будут не короче, чем полсантиметра.

Стрижка и бритье бороды и усов

Помимо законов, связанных со стрижкой и бритьем висков, Тора обучает нас законам стрижки и бритья бороды и усов. Тора заповедует всем еврейским мужчинам: «…и края бород своих не уничтожайте» (Ваикра, 19:27), а далее (Ваикра, 21:5) приведена заповедь, обращенная к коэнам: «…и краев бороды своей не сбривай». В Талмуде (Макот, 21а) объясняется, что не всякое удаление волос с поверхности лица является нарушением. И во многих еврейских общинах и отдельных семьях принято, что мужчины отпускают бороду, а те, кто руководствуются каббалой, даже не подравнивают бороду. Согласно букве закона, запрещено удалять волосы с лица, только если для этого пользуются бритвой. Но если это делают с помощью ножниц – разрешено («Шулхан Арух», там же, 10). Однако речь идет не о том, каким инструментом пользуются для устранения волос, а о том, насколько тщательно происходит это устранение. Бритва срезает волос под корень, а с помощью ножниц удаляют только верхнюю часть волоса, поскольку волос попадает между двух «ножей», и тот «нож», который находится ближе к лицу, является своего рода «ограничителем» между кожей лица и срезаемым волосом, так, что нижняя часть волоса размером в толщину ножа остается нетронутой. Понятно, что пользоваться ножницами для удаления волос с лица разрешено только в случае, когда ими именно стригут, но не бреют, как лезвием, широко раскрыв или разобрав их на отдельные части («Шемеш ве-Цдака», «Йорэ Деа», 61; «Хатам Софер», «Орах Хаим», 154; «Шевет а-Леви», 5:101).

[Мудрецы Талмуда определили т.н. 5 краев бороды, однако о точном расположении есть разногласия у ришоним. Поэтому установлено не брить бороду и усы ни в каком месте.]

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\14.jpg

Однако устранять волосы с лица запрещено только в случае, если это происходит посредством бритья, но выщипывать их рукой или пинцетом разрешено.

Запрет удаления волос на лице включает в себя также бритье усов:

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\16.jpg

И даже просто подравнять усы и бороду, если при этом полностью удаляют волосы лезвием, – запрещено.

Очень тяжело провести четкие границы бороды в отношении запрета бритья, Запрещено выбривать даже волосы, которые растут на щеках и на горле (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», там же, 11; «Турей Заав», 4).

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\15.jpg

Пользование электробритвой и машинкой для стрижки волос

в случае, когда с их помощью хотят удалить волосы с лица

Для того чтобы было разрешено удалять волосы с лица с помощью электробритвы или машинки для подстригания, они должны отвечать определению «ножниц», но не «бритвы». Другими словами, это разрешено только в случае, если небольшая часть каждого волоса останется нетронутой так, чтобы это хорошо ощущалось, когда проводят рукой по лицу против направления роста волос. Если нет полной уверенности в том, что при использовании данной электробритвы или машинки ни один, даже самый тонкий и мягкий волосок кожи лица, не будет срезан под корень, использование категорически запрещено.

Каким образом можно определить, полностью срезается волос, или нет, при использовании машинки для стрижки? Как уже было упомянуто, принцип работы заключается в том, что волос срезается посредством соприкосновения двух ножей, один из которых статичен, а второй – подвижный. Если стационарный нож прикладывают к лицу, он является своеобразным предохранителем для подвижного ножа, и волос не срезается полностью.

Но если к лицу обращен подвижный нож, некоторые машинки для стрижки сбривают волос полностью, что подобно лезвию и запрещено Торой. Как определить, в каких видах машинок это запрещено делать, а в каких разрешено? Машинкой, в которой оба ножа – и стационарный, и подвижный, – находятся на одном или почти на одном уровне, запрещено касаться лица, обратив к нему подвижный нож. Если подвижный нож ниже стационарного хотя бы на два миллиметра, машинкой разрешено сбривать усы и бороду (но не виски), даже если подвижный нож будет обращен к поверхности лица.

В отношении первых моделей электробритв возник серьезный спор законоучителей начала и середины прошлого века. Многие считали, что пользование даже бритвами тех времен приравнивается к бритью лезвием и запрещено Торой. В отношении практически всех современных моделей любых фирм, которые оснащены двойными, тройными и «плавающими» ножами, а также имеют другие технологические усовершенствования, позволяющие достигнуть уровня удаления волос даже более высокого, чем тот, когда пользуются лезвием, нет расхождений среди раввинов, и по всем мнениям пользование ими запрещено. Для того чтобы предоставить возможность желающим пользоваться электробритвами, в ряде мест продаются определенные модели, изначально созданные или специально переделанные в соответствии с законом о запрете бритья лезвием. При приобретении и пользовании бритвами необходимо удостовериться в том, что эта модель разрешена для использования компетентными раввинами.

Пользование мазями и кремами для удаления волос

Поскольку удаление волос с помощью специальных кремов не считается бритьем, при пользовании ими не происходит нарушения уничтожения бороды и усов. Принцип устранения волос с помощью крема заключается в том, что содержащиеся в креме вещества ослабевают крепления корней волос к коже, в результате чего появляется возможность легко их устранить. Если бы крем находился на коже длительное время, то корни всех волос смогли бы ослабеть, и было бы разрешено устранить волосы любым, даже очень острым предметом, так как этот предмет лишь убирает уже отделенные от тела волосы, а не бреет их. Однако на практике невозможно оставить крем на коже длительное время, поскольку это вызывает раздражение, и его вместе с волосами снимают очень быстро. Особо крепкие корни не успевают при этом ослабнуть, и, если устранять волосы острым предметом, получается, что их как бы сбривают лезвием. Поэтому для снятия волос запрещено пользоваться острыми предметами, из какого бы материала они ни были изготовлены, так как любой предмет, который полностью сбривает волосы, из какого бы материала он ни был изготовлен – металла, камня или дерева, – считается бритвой ( «Нода бе-Йеуда», таньяна, «Йоре Деа», 81).

Дополнительные законы, связанные со стрижкой и бритьем

Подбривать волосы на шее разрешено любым способом:

E:\processed_file_2016-06-08-14-18-59\17.jpg

Запрет о бритье висков и бороды не распространяется на женщин («Шулхан Арух», там же, 6).

Разрешено причесывать бороду и усы, несмотря на то, что при этом могут непреднамеренно вырвать волос («Хатам Софер», 2, «Йоре Деа», 139; «Тшувот ве-Анагот», 1:460; «Маасе Иш», 5, стр. 31).

Тот, кто бреет или стрижет другого еврея запрещенным способом, совершает нарушение. Тот, кого стригут или бреют запрещенным способом, совершает нарушение, даже если тот, кто стрижет – нееврей («Шулхан Арух», там же, 4).

Во время стрижки мальчиков младше тринадцати лет также необходимо придерживаться всех изложенных выше законов («Шулхан Арух», там же, 5). Принято с раннего возраста приучать детей к заповеди оставлять волосы на висках. Поэтому, когда им делают первую стрижку – халаке, – оставляют на висках пряди волос – пейсы.

В случае, когда необходимо выстричь или выбрить волосы в «запретной зоне» в медицинских целях (операция, обработка раны и прочее), в каждом отдельном случае следует проконсультироваться с раввином о том, как надо правильно поступить.

Если родители или жена просят не отпускать бороду или не отращивать длинные пейсы, в большинстве случаев следует исполнить их просьбу, если она не противоречит букве закона («Тшувот ве-Анагот», 1:529).

Рав Хаим Виталь в книге «Шаар а-Мицвот» пишет, что его великий учитель Аризаль во время стрижки имел намерение исполнить две заповеди, связанные со стрижкой висков – оставлять волосы с правой и с левой стороны, и пять заповедей, связанных с бритьем бороды – не портить пять краев бороды. Причем бороду Аризаль не брил вообще и считал, что запрещено вырвать из нее даже один волос. Он говорил, что если бы царь одарил кого-либо знаком отличия с золотыми нитями, то тот человек наверняка берег бы его, чтобы не сорвать даже одной нити. Не каждый из нас может претендовать на то, что он уже достиг уровня Б-гобоязненности, о котором говорит автор книги «Шаар а-Мицвот», но, по крайней мере, будем надеяться, что столь возвышенный пример от имени Аризаля придаст нам сил исполнить хотя бы те законы стрижки и бритья, которые мы обязаны исполнять.


http://www.beerot.ru/?p=29554