Заповедь установить ограду на крыше здания (мааке) — «Не допустить пролития крови…»

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1878

Введение

Тора заповедует нам: «Когда построишь новый дом, установи на крыше его ограду, дабы не допустить пролития крови в доме своем, чтобы никто не упал [с крыши и не разбился]» (Дварим, 22:8). Из этих слов следует, что существует обязанность сделатьмааке – ограду на крыше дома. Тот, кто исполняет эту заповедь, удостаивается великой награды, а человек, который пренебрегает этими словами Торы и не делает ограду на крыше своего дома, кроме того, что не исполняет повелительную заповедь «Сделаймааке», постоянно совершает нарушение «не допустить пролитие крови в доме своем» («Сифри», Ки Теце, 79). От имени Аризаля приводят, что тот, кто игнорирует обязанность установить ограду на крыше, возвращает мир в состояние хаоса, которое предшествовало шести дням творения. Молитвы такого человека не принимаются Творцом («Шаарей Цедек»).

Приведем вкратце слова автора книги «а-Хинух» (заповедь 546) об этой заповеди: «Творец, благословен Он, наблюдает за каждым человеком в отдельности и знает обо всех его помыслах и поступках. Все события, которые происходят с Его творениями – как радостные, так и печальные – происходят исключительно по Его воле и зависят от того, поступил человек хорошо или плохо. Сказали мудрецы: “Человек не может пошевелить пальцем, если об этом не было предварительно объявлено Наверху” (Хулин, 7б). Вместе с этим, люди обязаны оберегаться того, что может привести их к опасности. Ибо Всевышний сотворил этот мир с определенными законами, которые называют “законы природы”: огонь сжигает, вода гасит пламя. Упавший с крыши камень может пробить человеку голову, а сам человек, упав с крыши, может разбиться насмерть. Творец, благословен Он, сотворил тело человека и вдохнул в него живую душу, обладающую разумом, чтобы она оберегала его тело от всяческих бед. И душу, и тело человека Всевышний поместил в определенные условия, в которых они должны действовать. Творец поставил человека в зависимость от природы, ибо так распорядилась Его мудрость. Поскольку человеческое тело материально, Он обязал человека остерегаться опасности, так как природа, во власть которой Он передал тело человека, может [пагубно] влиять на человека, если он не будет учитывать правил, по которым существует этот мир.

Мировой истории известны факты, когда Царь совершал чудеса некоторым отдельным личностям в заслугу их особой праведности и верности следованию Его путям. Это такие великие праведники, как, например, Даниэль, Ханания, Мишаэль и Азария и другие. Но большинство людей из-за своих грехов не удостаиваются этого высочайшего уровня Провидения Свыше, когда человек не подвластен законам природы. Поэтому Тора заповедовала людям оберегать места их пребывания от всяческих ситуаций, при которых может произойти беда, и запретила подвергать жизнь опасности, полагаясь на чудо. Сказали мудрецы: “Для того, кто полагается на чудо, не делают чуда” («Торат Коаним», Эмор, 8)».

Кто обязан исполнять заповедь мааке?

Как и всякую другую заповедь, установить мааке желательно самостоятельно. В случае, когда такой возможности не представляется, можно нанять работника-еврея, а если такого не имеется, то и нееврея («Маханэ Эфраим», «Алахот Шулхин», 11; «Арух а-Шулхан», раздел «Хошен Мишпат», 427:3).

Заповедь мааке обязаны исполнять как мужчины, так и женщины (Кидушин, 34а). Этой заповеди следует обучать детей с раннего возраста, и по возможности приучать их к ней.

Ограду на крыше обязан установить тот, кто купил дом, построил его, получил в наследство или ему его подарили («Сифри», там же).

Человек, арендующий или одалживающий квартиру или здание, на крыше которого обязана быть мааке, обязан установить хотя бы временную ограду. Причем это верно и в том случае, когда здание было арендовано у нееврея («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 314:2; «Шевет а-Леви», 5:221).

Если крыша принадлежит сразу нескольким жильцам или компаньонам, в установлениимааке обязаны участвовать все жильцы и компаньоны. Участие каждого из них в строительстве или в оплате строительства ограды должно быть пропорционально его доле во владении крышей. Вклад каждого компаньона в установление мааке не зависит от того, насколько часто он пользуется этой крышей («Шулхан Арух», «Хошен Мишпат», 427:3; «Маариль Дискин», респонсы, «Кунтрес ахарон», 5; «Шевет а-Леви» 4, 228:5, 221; «Мешане Алахот», 4:244).

Если крыша принадлежит одновременно и евреям, и неевреям, евреи обязаны установить на ней мааке, даже если их совладельцы-неевреи не согласны принимать участие в расходах на установление ограды.

Когда вступает в силу обязанность установить мааке?

Согласно некоторым мнениям, мааке обязаны установить уже во время строительства здания («Двар Авраам», 1:37). Другие законоучители считают, что человек обязан установить ограду непосредственно перед тем, как начать пользоваться зданием, на крыше которого должна быть установлена ограда («Эмек а-Нацив», «Сифри», Ки Теце, 79).

Установление мааке в субботу, йом-тов и холь а-моэд

Хотя мааке является очень важной заповедью, тем не менее, запрещено ее устанавливать в субботу и в йом-тов. Если ограду не успели установить до наступления субботы или праздника, необходимо закрыть вход на крышу, а сразу после завершения субботы или праздника установить мааке.

Если есть возможность установить мааке заранее и не делать этого в полупраздничные дни – холь а-моэд – необходимо поступить именно так. Если ограду не успели установить до наступления холь а-моэда, постфактум разрешено ее установить в холь а-моэд («Шмират Шаббат ке-Илхата», 67, примечание 181 от имени рава Ш. З. Ойербаха).

Крыши, на которых обязаны установить мааке

На крыше, которой обычно не пользуются, даже если изредка на нее поднимаются для ремонтных работ, по букве закона не обязаны устанавливать мааке. Тот, кто на время праздника Суккот строит на крыше сукку, а в течение остального времени года он обычно крышей не пользуется, и для того чтобы пройти к сукке не должны проходить через опасные места, как, например, по краю крыши, не обязан устанавливать мааке. Но если для того, чтобы попасть в сукку, необходимо проходить по опасному пути, а также если сукку посещают маленькие дети, необходимо установить мааке («Леорот Натан», 2, 111-113).

Покатыми и черепичными крышами, как правило, не пользуются, и поэтому нет обязанности устанавливать на них мааке.

Если высота крыши со всех сторон ниже метра от уровня земли, нет обязанности устанавливать на ней ограду. Это верно и в случае, когда внутренняя высота здания от пола до потолка больше метра. Также необязательно ставить мааке, если внутренняя площадь здания, о крыше которого идет речь, меньше 16 квадратных амот (по р. Хаим Ноэ примерно 3.68 кв. метра, «Шулхан Арух», там же, 2).

Дополнительные места, где необходимо устанавливать ограды и решетки

Ограды и решетки должны быть не только на крышах, но и в других местах, где существует опасность, что человек может упасть или пострадать каким-либо иным образом. Так, любое возвышение высотой в метр и больше, ступеньки, лестничные площадки и тому подобное необходимо обезопасить с помощью мааке («Махазе Элияу», 122).

Необходимо установить ограды у открытых колодцев, ям, котлованов и прочих углублений, в которые могут упасть люди («Шулхан Арух», там же, 7).

Если может возникнуть опасность того, что дети заберутся на окна, необходимо установить на них решетки («Аз Нидберу», 8:52).

На балконах также обязаны устанавливать ограды. Они должны быть такими, чтобы нахождение на балконе было безопасным как для детей, так и для взрослых.

В местах, где ведутся строительные и ремонтные работы, находятся оголенные электрические провода или розетки, куда могут заехать различные транспортные средства и в прочих местах, где может возникнуть опасность для жизни людей, необходимо установить ограды, решетки и прочие предметы для предотвращения опасности.

Если дом построен ниже уровня улицы, по которой ходят прохожие, и есть опасность, что они могут упасть на крышу или во двор дома, существует обязанность установитьмааке. Сделать это должны те, кто отвечают за благоустроенность улиц, а не хозяин дома («Шулхан Арух», там же, 4; «Арух а-Шулхан», там же, 4).

Условия, которым должна отвечать ограда (мааке)

Высота мааке должна быть не менее 10 тефахов (96 см). Если на крыше уже было установлена небольшая ограда или бордюр, необходимо дополнить их до этой высоты («Шулхан Арух», там же, 5; «Шиурим Шель Тора», «Шиурей Мицвот», 1). В случае, когда ограда высотой в метр не достаточна для того, чтобы предотвратить несчастные случаи, ее высота должна быть больше. Прочность мааке должна быть такой, чтобы она выдерживала вес среднего взрослого человека, когда он на нее облокачивается в полную силу («Шулхан Арух», там же; «Хаей Адам», 15).

В отношении того, разрешено ли сделать мааке из стекла, существует спор законоучителей. Некоторые считают так: поскольку перегородка, сделанная из стекла, может выдержать вес человека, ее разрешено использовать в качестве мааке («Махазе Элияу», 122). Согласно другому мнению, стекло, как материал бьющийся, для маакенепригодно («Эмек Браха», «Иньян а-Мааке»).

Если мааке делают не в форме сплошной стены, необходимо, чтобы расстояние между отдельными частями ограды было таким, чтобы через него не смог проникнуть ни один из тех людей, которые пользуются крышей (включая маленьких детей). Если в ограде делают окна, они должны быть на высоте метра или более от уровня пола крыши.

Намерение исполнить заповедь мааке

Исполняя заповедь мааке, необходимо иметь намерение исполнить заповедь, а не просто сделать ограду («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 4; «Мишна Брура», там же, 8 и 10). Если во время установления ограды не подумали о том, что это делают во имя заповеди, постфактум не нужно ее разрушать и строить заново («Моадим ве-Зманим», 1:26).

Благословение на заповедь мааке

Согласно мнению многих законоучителей пред исполнением заповеди установлениямааке [на крыше дома; другие места по закону Торы нельзя оставлять не огражденными, но к ним не относится заповедь сделать мааке] произносят специальное благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и заповедовал нам делать мааке [ограду]». Тот, кто устанавливает мааке другому человеку, завершает благословение словами «…и заповедовал об установлении мааке [ограды]» (Рамбам, «Законы о благословениях», 11:12; «Хатам Софер», «Орах Хаим», 52; примечания рава А. Эйгера к «Шулхан Аруху», «Хошен Мишпат», 427:1; «Шевет а-Леви», 4:228).

Благословение на установление мааке произносят стоя, как и прочие благословения на исполнение заповедей («Шулхан Арух», «Орах Хаим», 8; «Мишна Брура», там же, 2). Автор «Шулхан Аруха» не упоминает об обязанности произносить благословение на установление маке. И даже согласно мнению, что для заповеди мааке постановлено специальное благословление, существует различные ситуации, когда ограду устанавливают, но благословение не произносят. Поэтому в каждом случае необходимо выяснить у раввина, нужно ли произнести благословение.

Согласно некоторым мнениям, когда человек впервые исполняет какую-либо заповедь, он должен произнести благословение «Шеэхеяну»: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени» (примечания Рамо к «Шулхан Аруху», «Йорэ Деа», 28:2). Чтобы учесть это мнение, перед тем, как впервые исполнить заповедь мааке, желательно приобрести плод, который в этом сезоне еще не ели, и благословить на него «Шеэхеяну», имея в виду, что благословение распространяется и на установление мааке («Масехет Мезуза», «Законы Мааке», 1).

Мааке – предмет исполнения заповеди

Мааке является предметом исполнения заповеди, отношение к которому должно быть достойным («Шиболей а-Лекет», «Иньян Ханука», 185). Развешивать белье на маакеразрешено («Хикрей Алахот ве-Алихот Шхеним», пункт 30 от имени рава Х. Каневского).

Некоторые законы, связанные с предотвращением опасности

Запрещено в темноте пить речную воду из-за опасения, что человек, не заметив, может проглотить пиявку, что представляет собой опасность для жизни.

В местах, где водятся ядовитые змеи, запрещено пить воду, вино, молоко, а также использовать в пищу оливковое масло и мед, которые были в открытых сосудах и находились некоторое время без присмотра. Запрет вызван опасением, что змеи могли полакомиться этими продукты и оставить в них немного яда, что может быть опасно для жизни («Шулхан Арух», там же, 9).

Кормящей матери необходимо особо следить за тем, чтобы с младенцем не случилась никакой беды, когда она кормит его ночью и оставляет его у себя в кровати («Арух а-Шулхан», там же, 7).

Запрещено устанавливать в доме ненадежную лестницу.

Запрещено держать дома злую собаку, даже если она на привязи, так как от ее лая у беременной женщины может случиться выкидыш. Однако в местах, граничащих с местонахождением врагов и бандитов, разрешено держать собак. Держать дома собаку, которая не кусается и не лает, разрешено («Шулхан Арух а-Рав», «Законы оберегания души и тела», 3).

Очень важно, чтобы подъезды и улицы в темное время суток были хорошо освещены, чтобы предотвратить несчастные случаи.

Владельцы транспортных средств должны постоянно следить за исправностью зеркал видения, средств управления и освещения своего транспорта. Велосипедисты должны быть оснащены специальными светоотражателями на одежде и на велосипедах, чтобы их было хорошо видно водителям транспортных средств и пешеходам.

Наш великий учитель рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника, всегда говорил, что жизнь – это самое ценное, что дал нам Всевышний, и необходимо дорожить каждой ее минутой. Запрещено подвергать себя опасности и риску и говорить при этом: «Ведь это моя жизнь, я и решаю!» Жизнь дарована нам Творцом для того, чтобы мы максимально полно могли исполнить наше предназначение в этом мире. Поэтому каждый из нас обязан бережно хранить этот великий дар, стараясь служить Создателю в крепком здоровье, радости и веселье.


http://www.beerot.ru/?p=26231