О достойном отношении к Бейт а-кнесет и Бейт а-мидраш — Когда запрещено туда входить?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

505
пустые синагоги

Ситуации, при которых запрещено входить в синагогу и дом учения

Запрещено использовать синагогу и дом учения как убежище от холода, дождя, жары или ветра. А для того чтобы спастись от опасности, разрешено. Возбраняется проходить свозь синагогу и дом учения для того чтобы сократить путь (на языке Талмуда «капандария»). Если идут исполнять заповедь, это разрешено. В случае, когда необходимо позвать кого-либо из синагоги или бейт а-мидраша, это разрешено сделать, и не расценивается как пренебрежительное отношение к святому месту. Однако желательно немного задержаться там, а еще лучше какое-то время поучить там Тору.

Внос посторонних предметов в синагогу и дом учения

Не возбраняется вносить предметы в здание синагоги и дома учения, если это не выглядит, как пренебрежение к святому месту. Разрешено учиться с помощью компьютера, если это специально не оговорено уставом синагоги. Принято не заносить верхнюю одежду и зонт в зал синагоги или бейт а-мидраша, но если есть вероятность кражи или порчи, или если это будет беспокоить их хозяев и отвлекать внимание от молитвы или изучения Торы, разрешено занести их внутрь.

В Талмуде и Шулхан Арухе приводится запрет вносить длинный нож (меч, саблю, шпагу и т. п.) в синагогу и в дом учения. Оружие укорачивает жизнь человека и является противоположностью святых мест, продлевающих жизнь. Сегодняшняя аналогия этому – это пистолет, автомат, ружье. Если нет возможности оставить их в другом месте, то разрешено войти, предварительно прикрыв их одеждой или спрятав в чехол.

Собаку-поводыря желательно оставить за пределами синагоги и бейт а-мидраша. Но если слепому она необходима все время, можно разрешить ввести ее внутрь, но при условии, что находящиеся там люди привычны к собакам, и это не вызовет у них страха и не будет их отвлекать.

Женщины

Запрещено молиться и обучать Торе в месте, где нет явного разделения между мужчинами и женщинами. Перегородка должна быть такой высоты и сделана из такого материала, чтобы мужчины не могли видеть женщин. Если такой перегородки нет, то лучше молиться в одиночку, но в месте, где нет смешения полов. Это было запрещено всегда. А в 1866 году во Львове более семидесяти выдающихся раввинов подписали официальный документ, это подтверждающий.

Женщины должны стараться, чтобы их голоса не было слышно в мужской части синагоги. Согласно букве закона, женщине даже в состоянии ритуальной нечистоты (нида) не запрещено посещать синагогу, молиться, произносить благословения, видеть свиток Торы. Однако в разных общинах существуют в отношении этого специальные обычаи, и тем, для кого это актуально, следует с ними ознакомиться.

Дети

Чрезвычайно важно приучать детей с раннего возраста достойному отношению к синагоге и к дому учения. Следует всячески способствовать тому, чтобы они посещали святые места, слышали слова Торы и молитв.

Необходимо, чтобы посещение детьми синагоги и дома учения не мешало находящимся там людям – ни шумом, не играми, не бегом, ни запахом, ни беспорядком. [Тем более, что все это запрещено также и из-за святости этих мест – примечание редакции.]

Принято не целовать детей в синагоге и бейт а-мидраше как знак того, что нет такой любви, как любовь к Всевышнему.

Тему эту можно продолжать, ибо важность ее невероятна. Раби Йонатан Айбешиц в книге «Яарот Дваш» пишет: «Батей-кнесиёт и батей-мидрашот остались нам в этом горьком изгнании. В них сыны Израиля приносят жертвы Всевышнему голосом тонкой тишины. Они в период страданий наших служат нам Храмом и Дворцом Творца, который еще будет отстроен в величии своем. В Величайшей милости Своей, Творец оставил их (синагоги и дома учения) нам, и они как болезненная заноза и бельмо в глазах Сатана. Нечестивый Билам – сила зла – пытался искоренить их навсегда своими проклятиями. Но Всевышний сорвал его планы и превратил его проклятия в благословения. И даже после того как из-за грехов наших мы лишились этих благословений, одно все же осталась навсегда: “Ма тову оалеха, Яаков, мишкенотеха, Исраэль – как прекрасны шатры твои, Яаков, поселения твои, Исраэль”».


http://www.beerot.ru/?p=53590