О достойном отношении к Бейт а-кнесет (синагоге) и Бейт а-мидраш (дому изучения Торы)

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

426
пустые синагоги

Введение

Всевышний, Благословен Он, заповедует сынам Израиля: «И сделают мне Храм, и буду находиться в них» (Шмот 25:8) – в каждом из них. Творец желает быть с нами, в нас. Но для того, чтобы это стало возможным, мы должны сделать из себя Храм, изучая Тору, исполняя ее заповеди, любя ближнего, очищая сердце и возвышая душу. Когда существовал Храм – дворец присутствия Создателя, каждый мог войти в него, слиться со святостью, которая наполняла его, впитать чистоту и свет, приблизиться к такому уровню духовности, который необходим, чтобы Творец пожелал вселить Свое Присутствие.

Слава Создателя наполняет абсолютно все. Нет места вне Славы Всевышнего. И все же особое присутствие Его влияния находится в Храме, подобно тому, как душа, которая наполняет всю сущность человека, находится в сердце его. Благоговейное отношение к Храму, самому святому месту, Дому Пребывания Творца – понятно и естественно. «В Дом Создателя будем приходить в трепете» (Теилим 55:15). И все же Тора специальной заповедью обязывает почитать святыни: «И святынь моих бойся». (Ваикра 19:30) Обязанность почтительного отношения к святыням – это проявление трепетного отношения к Тому, чья Слава наполняет их, к Тому, кто заповедал уважать святыни.

Сказано: «Субботы Мои соблюдай и святынь Моих бойся» (Ваикра 19:30). На вопрос, какова связь между соблюдением Шабата и достойным отношением к святыням, Талмуд отвечает так: подобно тому, как обязанность соблюдения субботы дана навсегда, также и заповедь почитания святынь – вечна, даже когда Храм разрушен, и мы находимся в изгнании. Обратим внимание на то, что слово «святыня» стоит во множественном числе. Пророк Йехезкель (11:16) говорит: «И будут они им малым Храмом». Согласно трактату Мегила (29б), он подразумевает батэй-кнесиёт (синагоги) и батэй-мидрашот (дома изучения Торы). Получается, что заповедуя о трепетном отношении к Своим святыням, Всевышний говорит о Храме, синагогах и домах изучения Торы. Сказал рабби Симон: «В час, когда народ Израиля собирается в синагоги и дома учения, Творец возвышается в мире Своем. Он взывает к ангелам и говорит: «Посмотрите на народ этот, который создал Я для Себя. В час этот они облачают Меня в почет и славу». И чем больше слуг, тем больше слава Царя». Великий мудрец Торы, рабби Нафтали Ирц Крецмер из Белистока пишет: «Сейчас, когда у нас нет Храма и служения коэнов в нем, синагоги – это наш Храм, молитвы – служение, а мы сами – коэны». Как сказано «И будете вы Мне царством священников и народом святым» (Шмот 19:6). В книге Зоар на недельную главу Насо говорится, что в любом месте, где находятся сыны Израиля, присутствие Всевышнего с ними, как сказано: «И сделают мне Храм, и буду находиться в них». Храм – это синагога. Внутреннее строение синагоги также чем-то напоминает Храм. У «восточной» стены установлен ковчег со свитком Торы, который обычно прикрыт занавесом – парохет. Перед ним – духан – место для благословения коэнов. За ним – пространство для служения – молитвы. С «западной» стороны – эзрат нашим – помещение, предназначенное для того, чтобы и женщины могли посещать Дом святости.

Некоторые комментаторы Талмуда считают, что обязанность построить синагогу и относиться к ней достойно выводится из Торы. Но даже те, кто считают это постановлением мудрецов, согласны, что это является важнейшей заповедью, выражением почтения и любви к Творцу. Заслуги того, кто соблюдает законы достойного отношения к святыням, оцениваются высоко, и награда за них огромна. В книгах приводится, что в заслугу должного отношения к святыням Всевышний принимает молитву, исполняет просьбы, спасает от рук врагов, оберегает от грехов и бед, продлевает годы жизни, посылает успех, удачу и материальное благополучие. Существуют сотни, если не тысячи, свидетельств очевидцев того, как в заслугу соблюдения правил поведения в святых местах люди после долгих лет бездетности становились родителями, спасались от страшнейших болезней и напастей, приобретали богатство и т. д.

В серии статей мы рассмотрим вкратце основные законы достойного отношения к бейт а-кнесет и бейт а-мидраш – синагоге и дому учения.

Строительство и ремонт

Очень важная заповедь – построить синагогу. А когда это необходимо – отремонтировать ее. В Талмуде и Шулхан Арухе говорится, что для месторасположения синагоги следует выбрать самое высокое место, и здание синагоги должно возвышаться над остальными строениями города. В наше время, когда высотные многоэтажные здания стали привычным явлением, важность фактора высоты как символа величия понизилась. Однако в этом вопросе, как и во всем, что связано с покупкой, продажей, строительством, реконструкцией, расширением, демонтаже синагоги и дома учения, необходимо консультироваться с раввином. Все составляющие части синагоги и дома учения имеют ту или иную степень святости, и к ним применимы специальные законы. В отношении пристроек, подсобных помещений, крыш, дворов, принадлежащих к синагоге, зданий, которые лишь на время выполняли функцию синагоги или дома учения, – существуют определенные ограничения в изменении их внешнего вида, перестройки и ремонтных работ. Существуют особые правила и в отношении разрушенных синагог. Иногда законы синагог и домов учения, находящихся в странах диаспоры, отличаются от законов относительно тех, которые находятся в Израиле. Те, кто взял на себя эту важную миссию – строить, ремонтировать, расширять синагогу или дом учения – обязаны выяснить во всех подробностях, как следует поступать.

Благословения и молитвы, произнесенные в синагоге, которая строилась во имя Небес, принимаются Творцом с особым желанием. Принимать ли пожертвования на постройку или содержание синагоги и дома учения от тех, кто нарушает субботу или от нееврея, пользоваться ли их услугами для строительства и ремонта, вопрос неоднозначный, с которым в каждой конкретной ситуации следует обратиться к раввину.

Тот, кто собирается возводить здание в непосредственной близости с синагогой, предварительно обязан выяснить, какие условия должны быть соблюдены при планировании и строительстве.

На косяках синагог и домов учения устанавливают мезузу. В странах диаспоры, где в случае аренды комнаты до тридцати дней нет обязанности устанавливать мезузу, когда речь идет о синагоге или бейт а-мидраше, следует установить мезузу сразу. Устанавливая мезузу в синагоге и доме учения, не произносят благословение. Принято, чтобы в синагоге было несколько окон. У входа в синагогу не сажают деревья.

Чистота и порядок

В синагоге и бейт а-мидраше необходимо постоянно поддерживать чистоту и порядок. Не говоря о том, что строго запрещено сорить в этих святых местах. Все содержимое синагоги и дома учения должно быть красивым и исправным. Следует позаботиться о ярком освещении. В некоторых синагогах, помимо электрического освещения, зажигают еще и свечи для создания более торжественной атмосферы. Входить в синагогу и дом учения следует в чистой одежде и обуви.

Что считается синагогой и домом учения

Любое место, где с достаточной регулярностью устраивают общественные молитвы, приобретает статус синагоги, даже если в этом месте нет свитка Торы, оно не обнесено стенами и находится под открытым небом. Пример этому: площадь у Стены Плача, где устраиваются молитвы. Место, предназначенное для изучения Торы, соответственно, приобретает статус бейт а-мидраша, и к нему применимы законы достойного отношения к святыням. Причем святость дома учения выше святости синагоги, так как изучение Торы является самой великой заповедью Творца. Поэтому если есть выбор: молиться в синагоге или в доме изучения Торы, второе предпочтительнее.

Здания, возведенные на могилах праведников, если там обычно не устраивают общественных молитв или занятий Торой, не считаются синагогой или домом учения.

В отношении эзрат нашим – женского отделения синагоги – существуют разные мнения. Некоторые считают, что святость этого места такая же, как и у основного зала синагоги. Другие считают, что несколько меньше. В случае, когда в эзрат нашим устанавливают общественные молитвы и для мужчин, это помещение имеет статус синагоги согласно всем мнениям.


http://www.beerot.ru/?p=53392